В рамках судебной реформы завершается работа над проектами изменений в части исполнения судебных решений и исполнительного производства в целом. Наработки — проект новой редакции Законов Украины «Об исполнительном производстве» и «О государственной исполнительной службе и частных исполнителях» — стал предметом экспертного обсуждения на круглом столе Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики и правосудия 28 мая 2015 года.
Отметим, что в мероприятии приняли участие представители всех ветвей власти (народные депутаты, заместители министров, судьи и научные сотрудники судов) и внушительный десант представителей гражданского общества, в частности Ассоциации юристов Украины и Национальной ассоциации адвокатов Украины.
Открывая мероприятие, председатель комитета Руслан Князевич отметил, что в будущем публичные обсуждения на расширенных заседаниях комитета будут проводиться не реже раза в месяц, поскольку сотрудничество общества с законодателем показало свою эффективность.
Проекты изменений представили народный депутат Украины Руслан Сидорович и заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр. Так, предлагается создать институт частных исполнителей. На первом этапе внедрения этого института частные исполнители смогут заниматься исполнением решений, взыскателями и должниками по которым являются частные лица (физические или юридические). Кроме того, вне их компетенции будут так называемые социально уязвимые вопросы: алименты, выселение, признание лица недееспособным и т.п. В вопросе исполнения решений частные и государственные исполнители будут иметь одинаковый арсенал инструментов, полномочия и статус. При этом частных исполнителей предлагается (для учета и в контексте контроля качества работы) закрепить по округам (в пределах района), принимать исполнительные документы они смогут в соответствующей области, а вот совершать исполнительные действия — в пределах всего государства.
При этом ожидается, что частные исполнители (источником кадров для формирования которых должны стать нынешние государственные исполнители, арбитражные управляющие и адвокаты) создадут конкуренцию государственным, что будет стимулировать государство к развитию и государственной службы. Одновременно предлагается комплекс мер, которые станут стимулом для повышения качества работы госисполнителей.
В свою очередь эксперты: народный депутат Виктория Пташник, член правления АЮУ Юлиан Хорунжий, председатель Комитета по защите прав человека НААУ Анна Колесник, руководитель Центра коммерческого права Валентина Данишевская и другие — обращали внимание на ряд проблем. Например, в части дисциплинарного взыскания непонятно практическое различие между «предупреждением» и «выговором», такая санкция, как «приостановление действия свидетельства на полгода» может повлечь негативные последствия скорее для клиентов частного исполнителя. Что касается привязки к округам, то она опасна ввиду того, что первое время у частных исполнителей не будет много работы, поэтому им надо дать возможность брать дело из любого региона. Кроме того, сомнение вызывает правило о недопустимости совмещения работы исполнителя с другой деятельностью — очень сомнительно, что в первые месяцы работы они смогут получить достойное вознаграждение как исполнители.
Большой вопрос о целесообразности возложения функций регулятора на Министерство юстиции, которое также будет по сути участником рынка исполнения решений, ведь в его системе работает исполнительная служба. Это закладывает риск возникновения конфликта интересов, и нельзя исключить, что проблемы государственного исполнения решений перекочуют в частный сегмент.
Впрочем, как согласились участники обсуждения, большинство реальных проблем можно будет выявить, только когда институт будет внедряться. Кроме того, многое можно будет изменить ко второму чтению. Внесение Президентом Украины представленных законопроектов в качестве неотложных ожидается уже в ближайшую неделю, а принятие — еще на этой сессии. Полный анализ законодательных инициатив читайте в следующем номере «Юридической практики».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…