В случае неисполнения Государственной исполнительной службой (ГИС) судебного решения, на принудительное взыскание по которому выдан исполнительный документ, у взыскателя появляются основания для требования о возмещении причиненного материального и морального вреда.
В статье речь идет о возмещении материального ущерба, причиненного неисполнением судебного решения о взыскании с лиц частного права.
Статьей 13 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрена обязательность исполнения судебных решений, неисполнение судебных решений влечет ответственность, установленную законом.
Согласно преамбуле и статье 1 Закона «Об исполнительном производстве» (Закон), этот закон определяет условия и порядок исполнения решений судов, которые в соответствии с законом подлежат принудительному исполнению в случае неисполнения их в добровольном порядке.
Как следует из статьи 11 Закона, государственный исполнитель обязан применять предусмотренные настоящим Законом меры принудительного исполнения решений, беспристрастно, своевременно и в полном объеме совершать исполнительные действия.
В соответствии со статьей 30 Закона государственный исполнитель обязан осуществить исполнительные действия по исполнению решения в течение шести месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, Высокая Договаривающаяся Сторона обязана гарантировать каждому в случае спора о его гражданских правах и обязанностях справедливое судебное рассмотрение в разумный срок.
Неотъемлемой частью справедливого судебного процесса и эффективной защиты права на мирное владение имуществом является обеспечение государством принудительного исполнения судебного решения в разумный срок.
Согласно пункту 28 решения Европейского суда по правам человека по делу «Антонюк против Украины» (заявление № 17022/02) от 11 декабря 2008 года, ответственность государства за исполнение судебных решений в отношении частных лиц сводится к участию государственных органов в исполнительном производстве.
В пункте 38 решения по делу «Кунашко против России» (заявление № 36337/03) от 17 декабря 2009 года Европейский суд по правам человека напомнил, что «в случае, когда решение вынесено против «частного» ответчика, на государство возлагается позитивная обязанность, состоящая в том, чтобы гражданам был предоставлен юридический арсенал, позволяющий им получить от уклоняющихся должников выплаты присужденных судами сумм. Очевидно, что речь идет об обязанности предоставить средства для достижения результата, а не обеспечивать сам результат. Власти должны обеспечивать разумно доступные меры в помощь кредиторам. Следовательно, если не будет установлено, что принятые национальными властями меры были адекватными и достаточными, государство не освобождается от ответственности за неуплату долгов по исполнительному листу «частным» должником».
В соответствии со статьей 1166 Гражданского кодекса (ГК) Украины вред, причиненный имуществу лица неправомерными решениями, действиями или бездействием, возмещается в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статьям 1173, 1174 ГК Украины, вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконным бездействием органа государственной власти или его должностного или служебного лица при осуществлении ими своих полномочий, возмещается государством независимо от вины этих органов или лиц.
Как следует из статьи 11 Закона «О государственной исполнительной службе», вред, причиненный государственным исполнителем физическим или юридическим лицам при исполнении решения, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом, за счет государства.
Необходимым условием для возмещения вреда является наличие у должника имущества, присужденного к передаче по решению или достаточного для обращения взыскания и уплаты присужденной суммы, на момент открытия или осуществления исполнительного производства. Государство не несет ответственности за взыскание по исполнительному документу, если исполнить решение невозможно в связи с отсутствием у должника имущества. Бремя доказывания наличия имущества возлагается на взыскателя.
Согласно пункту 9 разъяснений Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с возмещением вреда» № 02-5/215 от 1 апреля 1994 года, при рассмотрении дела суд должен установить, могло ли такое судебное решение фактически быть исполнено в момент предъявления его к исполнению, в частности, имел ли должник имущество, достаточное для исполнения судебного решения в порядке и способом, указанным в нем, не обременено ли это имущество другими обязательствами, препятствующими исполнению решения, были ли заявлены в то время требования других взыскателей на имущество должника и т.п.
Если в результате бездействия ГИС не осуществлены арест и опись имеющегося имущества и последнее было отчуждено должником, в связи с чем исполнить решение стало невозможным вовсе, то государство должно возместить материальный ущерб в сумме неисполненного судебного решения.
Вторым условием для возмещения вреда является подтверждение противоправности бездействия ГИС судебным определением или постановлением начальника отдела ГИС, которому подчинен государственный исполнитель, в чьем производстве находился исполнительный документ.
Статья 82 Закона устанавливает альтернативную подведомственность жалоб на бездействие госисполнителя — начальнику отдела ГИС или в суд, выдавший исполнительный документ. В случае обжалования начальнику отдела ГИС последний в десятидневный срок выносит постановление об удовлетворении жалобы или отказе.
В соответствии со статьей 83 Закона начальник отдела ГИС при осуществлении контроля во время исполнения решений вправе обязать государственного исполнителя осуществить исполнительные действия в порядке, установленном Законом.
В случае обжалования в суде последний выносит определение об удовлетворении жалобы или отказе (статья 1212 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины, статья 384 Гражданского процессуального кодекса Украины).
В обоих случаях жалобы могут быть поданы взыскателем в течение десяти дней со дня, когда исполнительные действия должны быть совершены. Это не означает, что взыскателю следует дождаться истечения шестимесячного срока для принудительного исполнения решения, а затем обращаться с жалобой. Отсутствие исполнительных действий в течение длительного времени, тогда как в соответствии с принципами разумности и добросовестности эти действия необходимо было осуществить, является достаточным основанием для обжалования бездействия ГИС.
Противоправность бездействия ГИС должна быть доказана судебным определением или постановлением начальника отдела ГИС на момент рассмотрения дела о возмещении вреда судом или может доказываться взыскателем в одном судебном производстве по объединенным исковым требованиям о признании незаконным бездействия ГИС и возмещении причиненного этим вреда.
Статья 56 Конституции Украины предусматривает, что каждый имеет право на возмещение за счет государства материального и морального вреда, причиненного незаконным бездействием органов государственной власти, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими полномочий.
В соответствии со статьями 1173, 1174 ГК Украины и статьей 11 Закона «О государственной исполнительной службе» ущерб, причиненный таким бездействием, возмещается государством за его счет.
Согласно пункту 12 постановления пленума ВХСУ «О некоторых вопросах практики исполнения решений, определений, постановлений хозяйственных судов Украины» № 9 от 17 октября 2012 года, при рассмотрении исков о возмещении вреда (убытков), причиненного действиями (бездействием) государственного исполнителя, суды должны иметь в виду, что в таких случаях ответчиками могут быть соответствующие органы Государственной исполнительной службы, в которых работают государственные исполнители, и соответствующие территориальные органы Государственной казначейской службы Украины.
Источник средств государства — государственный бюджет, а его распорядителем выступает Государственная казначейская служба Украины как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.
Таким образом, ответчиком по делу является государство в лице соответствующего отдела государственной исполнительной службы и Государственной казначейской службы Украины.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Кодекса административного судопроизводства Украины требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. В противном случае требования о возмещении вреда рассматриваются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства.
Что касается, например, хозяйственного судопроизводства, необходимо отметить, что, согласно пункту 3.2 постановления пленума ВХСУ «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам» № 10 от 24 октября 2011 года, хозяйственные суды на общих основаниях решают споры, в частности, о возмещении вреда, причиненного противоправными действиями или бездействием субъекта властных полномочий, при условии, что такие требования не объединяются с требованием решить публично-правовой спор и в соответствии с субъектным составом на них распространяется действие статьи 1 ХПК Украины.
Итак, если взыскатель одновременно в одном производстве оспаривает бездействие ГИС по исполнению решения и требует возмещения ущерба, то дело подведомственно административному суду. Если же незаконность бездеятельности госисполнителя уже доказана судебным определением или постановлением начальника отдела ГИС, требование о возмещении вреда подведомственно хозяйственному или общему суду, который выдал исполнительный документ.
Согласно пункту 13 части 2 статьи 3 Закона «О судебном сборе», судебный сбор не взимается за подачу, в частности, искового заявления о возмещении вреда, причиненного лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, его должностным или служебным лицом.
ПИСАРЕНКО Александр — адвокат, МБА, руководитель «Юридического бюро Писаренко», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…