С 1 сентября 2006 года Украина является участницей Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, известной также как Гаагская конвенция 1980 года (Конвенция). Эта Конвенция создает механизм для обеспечения возвращения детей, которых незаконно вывозят либо удерживают на территории иностранного государства, в страну их постоянного места жительства. Как правило, заявителем о фактах незаконного вывоза или удерживания ребенка является один из родителей, который заявляет о нарушении другим родителем его права на воспитание ребенка/ осуществление родительских обязанностей в результате изменения его места жительства.
Суть и цели Конвенции
В соответствии с целями Гаагской конвенции, указанными в статье 1, ее суть заключается в том, что один из родителей либо любое лицо, которому принадлежат права опеки над ребенком, не имеют права единолично изменять его место жительства, принимать решение о переезде ребенка на неопределенный срок в другую страну либо не возвращать ребенка в страну его обычного места жительства в нарушение предварительно достигнутой договоренности между родителями, поэтому Конвенция является инструментом для возобновления statusquoпо отношению к государству, где родители, не изменяя привычной среды для ребенка, могут урегулировать правоотношения относительно ребенка.
Цели Конвенции могут быть достигнуты только в случае возвращения детей, незаконно перемещенных в любое из Договорных государств либо удерживаемых в любом из Договорных государств, и обеспечения того, чтобы права на опекун на доступ, предусмотренные законодательством одного Договорного государства, эффективно осуществлялись в других Договорных государствах. Таким образом, эффективное выполнение Конвенции означает «возвращение ребенка» в другую страну под юрисдикцию местного суда для решения вопроса об осуществлении его родителями своих прав и обязанностей.
Толковые материалы
Гаагская конвенция не определяет порядок исполнения решений о возвращении либо обеспечении прав доступа к ребенку, поэтому исполнение осуществляется в соответствии с установленным в каждой стране порядком. В то же время рабочими органами Гаагской конференции по международному частному праву, в рамках которой была принята Конвенция, разработаны сопроводительные толковые материалы, обращение к которым может прояснить, как, с точки зрения Конвенции, наилучшим образом обеспечивается исполнение решений, принятых на ее основании. Среди таких материалов самыми важными являются Пояснительный доклад относительно применения Гаагской конвенции 1980 года профессора Елизы Перез-Вера и Пособие рекомендуемой практики применения Гаагской конвенции 25 октября 1980 года о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Часть 4 — «Исполнение».
Соответствующие положения Пояснительного доклада содержат анализ работы Гаагской конференции международного частного права по созданию конвенции, то есть по своей природе это документ, обобщающий travauxpreparatories(подготовительные материалы), которые были созданы в ходе разработки текста Конвенции. Такие подготовительные материалы являются чрезвычайно важными для понимания целей и конкретных положений Конвенции, а также для ее надлежащего применения. Статья 32 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (Венская конвенция) относит подготовительные материалы к дополнительным инструментам толкования. В связи с этим Гаагская конференция международного частного права в своих многочисленных документах по вопросам международного похищения детей высоко оценивает роль и значение Пояснительного доклада для толкования и применения.
Пункт 36 Пояснительного доклада подчеркивает, что «в делах о перемещении детей вопрос времени имеет решающее значение. Так, психологические проблемы, которые угрожают ребенку в результате неправомерного перемещения, могут возникнуть вновь, если решение о его возвращении будет принято с задержкой». Следует уточнить, что не только быстрое принятие решения о возвращении ребенка, но и его быстрое исполнение имеет решающее значение для достижения целей Конвенции.
Пособие рекомендуемой практики применения Гаагской конвенции 25 октября 1980 года о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Часть 4 — «Исполнение» — это документ, обобщающий практику применения Конвенции ее участниками. Статья 31 Венской конвенции предусматривает обязательное принятие во внимание «последующей практики применения договора, которая является соглашением участников о его толковании» при толковании международного договора. Исходя из этого, указания, содержащиеся в Пособии, должны учитываться при применении Конвенции на территории Украины.
Факторы задержки исполнения
Так, в Пособии указывается, что факторами задержки исполнения решений о возвращении детей согласно Конвенции являются: нечетко сформулированное постановление о возвращении, длительность бюрократических процедур в исполнительных службах, возможность подачи апелляций нескольких уровней, несоразмерная сложность осуществления «принудительного исполнения», возможность многократно оспаривать «принудительность», возражение ребенка/его нежелание сотрудничать, противодействие того из родителей, чьи действия были признаны незаконным перемещением либо удерживанием, отсутствие заинтересованности со стороны того из родителей, которому возвращают ребенка, криминальное производство против того из родителей, который будет возвращать ребенка, в стране, куда ребенка необходимо вернуть, финансовые трудности обоихродителей. Среди санкций, которые государства-участники накладывают на лиц, не исполняющих решения о возвращении детей, в пункте 23 Пособия приведены денежные штрафы, тюремное заключение, физическое отобрание ребенка государственными исполнителями. Основаниями для осуществления мер принудительного характера по исполнению судебных решений о возвращении ребенка является признание поведения одного из родителей «неуважением к суду» либо «отсутствие добровольного исполнения, необходимость обеспечения принудительного исполнения» (пункт24).
Практика Евросуда
В практике Европейского суда по правам человека было вынесено несколько решений по делам, связанным с применением Гаагской конвенции, а точнее — с обеспечением государствами-участниками условий для исполнения решений о возвращении детей. Так, по делу «Ignaccolo-Zenidev. Romania» Суд изучил, были ли органами Румынии приняты все необходимые надлежащие меры для обеспечения исполнения судебного решения о возвращении детей. По результатам рассмотрения дела Суд пришел к выводу, что недостаточно предусмотреть в законодательстве так называемые непрямые и исключительные меры принудительного исполнения, например штрафы, заключение того из родителей, который незаконно переместил/удерживает ребенка. Вместо этого закон должен обеспечивать «непосредственное исполнение решения о возвращении» государственными органами, в том числе физическое возвращение ребенка заявителю либо в страну его постоянного проживания. Вместе с тем Суд указал, что применение мер принудительного исполнения в присутствии ребенка является нежелательным, но использования санкций невозможно избежать в случае неправомерного поведения того родителя, с которым проживает ребенок. А поэтому неосуществление государством всех необходимых мер для исполнения решения национального суда о возвращении ребенка, задержка исполнения соответствующего решения являются нарушением статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.
Практика исполнения на Украине
Что касается внутреннего законодательства Украины, то оно не предусматривает отдельного порядка осуществления исполнительных действий по делам о возвращении детей по Гаагской конвенции.
Анализ формулирования исковых требований по делам о возвращении детей свидетельствует, что, как правило, истцы просят признать незаконным «перемещение» либо «удерживание» ответчиком, вернуть ребенка в место постоянного проживания в определенной стране по определенному адресу, и если решение не будет исполнено в добровольном порядке, то обязать ответчика передать ребенка истцу. Иногда последнее требование формулируется как «отобрать ребенка».
Соответственно, чаще всего прослеживается такая формулировка резолютивной части судебного решения: 1) признать незаконным удерживание/перемещение; 2) обязать ответчика вернуть ребенка в другую страну либо передать несовершеннолетнего истцу; 3) разрешить немедленное исполнение решения в части возвращения ребенка в другую страну.
Как известно, исчерпывающий перечень случаев допущения судами немедленного исполнения решений, который содержится в статье 367 Гражданского процессуального кодекса Украины, не относит решение о возвращении ребенка к такой категории дел. Ссылка на пункт 5 указанной статьи, в котором речь идет об отобрании ребенка и его возвращении тому, с кем он проживал, не является правомерной, поскольку судці не могут выходить за пределы исковых требований, и если решение не имеет вывода о необходимости отобрания ребенка, то и исполнять отобрание незаконно.
Законодательство Украины об исполнительном производстве не устанавливает порядок совершения исполнительных действий по возвращению/передаче детей по Гаагской конвенции. В своем определении от 26 декабря 2012 года по делу № 6-43770св12 Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел пришел к выводу о невозможности использования в исполнительном производстве статьи 77 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в случае, если в судебном решении не определено, что ребенок подлежит отобранию.
В последнее время прослеживается практика закрытия государственными исполнителями исполнительного производства по возвращению детей по Гаагской конвенции на основаниях, предусмотренных частью 3 статьи 75 Закона Украины «Об исполнительном производстве», а точнее — после наложения штрафа на должника и внесения представления правоохранительным органам для привлечения должника к ответственности согласно закону.
Вместе с тем судебная практика по делам относительно опротестования определений о закрытии исполнительного производства по вышеуказанной причине свидетельствует о некотором приближении к подходам и стандартам Европейского суда по правам человека, поскольку суды, например, указывают, что «несовершенный механизм исполнения дел указанной категории не прекращает обязанности обеспечения исполнения судебного решения. Суд считает, что государственным исполнителем не были приняты все меры, предусмотренные законом».
Подводя итоги, следует отметить, что действующее законодательство Украины не содержит положений относительно порядка принудительного исполнения решений судов по возвращению детей. К слову, принятый 2 июня 2016 года Закон «Об исполнительном производстве», проект которого был внесен Президентом Украины, не предусматривает никаких нововведений в вопросе исполнения решений исследуемой категории и практически слово в слово повторяет формулировку статьи 77 действующего Закона, указывая лишь, что принудительное исполнение решений об отобрании и передаче ребенка не будет осуществляться частными исполнителями (пункт 1 части 2 статьи 5 Закона).
ЮЩАК Анна — LL.M. (Европейский университет Виадрина, ФРГ), адвокат, Директор департамента гражданского и семейного права Украинской иностранной юридической коллегии, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…