Исполнить толк — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (965) » Исполнить толк

Исполнить толк

С 1 сентября 2006 года Украина является участницей Конвенции о гражданско-пра­вовых аспектах международного похищения детей, известной также как Гаагская конвен­ция 1980 года (Конвенция). Эта Конвенция создает механизм для обеспечения возвра­щения детей, которых незаконно вывозят либо удерживают на территории иностран­ного государства, в страну их постоянного места жительства. Как правило, заявителем о фактах незаконного вывоза или удержи­вания ребенка является один из родителей, который заявляет о нарушении другим родителем его права на воспитание ребенка/ осуществление родительских обязанностей в результате изменения его места житель­ства.

 

Суть и цели Конвенции

В соответствии с целями Гаагской кон­венции, указанными в статье 1, ее суть заключается в том, что один из родителей либо любое лицо, которому принадлежат права опеки над ребенком, не имеют права единолично изменять его место жительства, принимать решение о переезде ребенка на неопределенный срок в другую страну либо не возвращать ребенка в страну его обычного места жительства в нарушение предварительно достигнутой договоренно­сти между родителями, поэтому Конвенция является инструментом для возобновления statusquoпо отношению к государству, где родители, не изменяя привычной среды для ребенка, могут урегулировать правоотноше­ния относительно ребенка.

Цели Конвенции могут быть достигнуты только в случае возвращения детей, неза­конно перемещенных в любое из Договор­ных государств либо удерживаемых в любом из Договорных государств, и обеспечения того, чтобы права на опекун на доступ, пре­дусмотренные законодательством одного Договорного государства, эффективно осу­ществлялись в других Договорных государ­ствах. Таким образом, эффективное выпол­нение Конвенции означает «возвращение ребенка» в другую страну под юрисдикцию местного суда для решения вопроса об осуществлении его родителями своих прав и обязанностей.

 

Толковые материалы

Гаагская конвенция не определяет поря­док исполнения решений о возвращении либо обеспечении прав доступа к ребенку, поэтому исполнение осуществляется в соот­ветствии с установленным в каждой стране порядком. В то же время рабочими орга­нами Гаагской конференции по междуна­родному частному праву, в рамках которой была принята Конвенция, разработаны сопроводительные толковые материалы, обращение к которым может прояснить, как, с точки зрения Конвенции, наилуч­шим образом обеспечивается исполнение решений, принятых на ее основании. Среди таких материалов самыми важными явля­ются Пояснительный доклад относительно применения Гаагской конвенции 1980 года профессора Елизы Перез-Вера и Посо­бие рекомендуемой практики применения Гаагской конвенции 25 октября 1980 года о гражданско-правовых аспектах между­народного похищения детей. Часть 4 — «Исполнение».

Соответствующие положения Поясни­тельного доклада содержат анализ работы Гаагской конференции международного частного права по созданию конвенции, то есть по своей природе это документ, обоб­щающий travauxpreparatories(подготови­тельные материалы), которые были созданы в ходе разработки текста Конвенции. Такие подготовительные материалы являются чрезвычайно важными для понимания целей и конкретных положений Конвен­ции, а также для ее надлежащего примене­ния. Статья 32 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (Вен­ская конвенция) относит подготовительные материалы к дополнительным инструмен­там толкования. В связи с этим Гаагская конференция международного частного права в своих многочисленных документах по вопросам международного похищения детей высоко оценивает роль и значение Пояснительного доклада для толкования и применения.

Пункт 36 Пояснительного доклада под­черкивает, что «в делах о перемещении детей вопрос времени имеет решающее значение. Так, психологические проблемы, которые угрожают ребенку в результате неправомер­ного перемещения, могут возникнуть вновь, если решение о его возвращении будет принято с задержкой». Следует уточнить, что не только быстрое принятие решения о возвращении ребенка, но и его быстрое исполнение имеет решающее значение для достижения целей Конвенции.

Пособие рекомендуемой практики при­менения Гаагской конвенции 25 октября 1980 года о гражданско-правовых аспек­тах международного похищения детей. Часть 4 — «Исполнение» — это документ, обобщающий практику применения Кон­венции ее участниками. Статья 31 Венской конвенции предусматривает обязатель­ное принятие во внимание «последующей практики применения договора, которая является соглашением участников о его тол­ковании» при толковании международного договора. Исходя из этого, указания, содер­жащиеся в Пособии, должны учитываться при применении Конвенции на территории Украины.

 

Факторы задержки исполнения

Так, в Пособии указывается, что фак­торами задержки исполнения решений о возвращении детей согласно Конвен­ции являются: нечетко сформулирован­ное постановление о возвращении, дли­тельность бюрократических процедур в исполнительных службах, возможность подачи апелляций нескольких уровней, несоразмерная сложность осуществления «принудительного исполнения», возмож­ность многократно оспаривать «принуди­тельность», возражение ребенка/его неже­лание сотрудничать, противодействие того из родителей, чьи действия были признаны незаконным перемещением либо удержи­ванием, отсутствие заинтересованности со стороны того из родителей, которому возвращают ребенка, криминальное произ­водство против того из родителей, который будет возвращать ребенка, в стране, куда ребенка необходимо вернуть, финансовые трудности обоихродителей. Среди санкций, которые государства-участники наклады­вают на лиц, не исполняющих решения о возвращении детей, в пункте 23 Пособия приведены денежные штрафы, тюремное заключение, физическое отобрание ребенка государственными исполнителями. Основа­ниями для осуществления мер принудитель­ного характера по исполнению судебных решений о возвращении ребенка является признание поведения одного из родителей «неуважением к суду» либо «отсутствие добровольного исполнения, необходимость обеспечения принудительного исполнения» (пункт24).

 

Практика Евросуда

В практике Европейского суда по пра­вам человека было вынесено несколько решений по делам, связанным с приме­нением Гаагской конвенции, а точнее — с обеспечением государствами-участниками условий для исполнения решений о возвра­щении детей. Так, по делу «Ignaccolo-Zenidev. Romania» Суд изучил, были ли органами Румынии приняты все необходимые надле­жащие меры для обеспечения исполнения судебного решения о возвращении детей. По результатам рассмотрения дела Суд пришел к выводу, что недостаточно предусмотреть в законодательстве так называемые непрямые и исключительные меры принудительного исполнения, например штрафы, заключе­ние того из родителей, который незаконно переместил/удерживает ребенка. Вместо этого закон должен обеспечивать «непо­средственное исполнение решения о воз­вращении» государственными органами, в том числе физическое возвращение ребенка заявителю либо в страну его постоянного проживания. Вместе с тем Суд указал, что применение мер принудительного испол­нения в присутствии ребенка является нежелательным, но использования санкций невозможно избежать в случае неправомер­ного поведения того родителя, с которым проживает ребенок. А поэтому неосущест­вление государством всех необходимых мер для исполнения решения национального суда о возвращении ребенка, задержка исполнения соответствующего решения являются нарушением статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.

 

Практика исполнения на Украине

Что касается внутреннего законодатель­ства Украины, то оно не предусматривает отдельного порядка осуществления испол­нительных действий по делам о возвраще­нии детей по Гаагской конвенции.

Анализ формулирования исковых тре­бований по делам о возвращении детей сви­детельствует, что, как правило, истцы про­сят признать незаконным «перемещение» либо «удерживание» ответчиком, вернуть ребенка в место постоянного проживания в определенной стране по определенному адресу, и если решение не будет испол­нено в добровольном порядке, то обязать ответчика передать ребенка истцу. Иногда последнее требование формулируется как «отобрать ребенка».

Соответственно, чаще всего просле­живается такая формулировка резолютив­ной части судебного решения: 1) признать незаконным удерживание/перемещение; 2) обязать ответчика вернуть ребенка в другую страну либо передать несовершен­нолетнего истцу; 3) разрешить немедленное исполнение решения в части возвращения ребенка в другую страну.

Как известно, исчерпывающий перечень случаев допущения судами немедленного исполнения решений, который содержится в статье 367 Гражданского процессуального кодекса Украины, не относит решение о возвращении ребенка к такой категории дел. Ссылка на пункт 5 указанной статьи, в котором речь идет об отобрании ребенка и его возвращении тому, с кем он проживал, не является правомерной, поскольку судці не могут выходить за пределы исковых тре­бований, и если решение не имеет вывода о необходимости отобрания ребенка, то и исполнять отобрание незаконно.

Законодательство Украины об испол­нительном производстве не устанавли­вает порядок совершения исполнительных действий по возвращению/передаче детей по Гаагской конвенции. В своем опре­делении от 26 декабря 2012 года по делу № 6-43770св12 Высший специализиро­ванный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел пришел к выводу о невозможности использования в исполнительном производстве статьи 77 Закона Украины «Об исполнительном про­изводстве» в случае, если в судебном реше­нии не определено, что ребенок подлежит отобранию.

В последнее время прослеживается практика закрытия государственными исполнителями исполнительного произ­водства по возвращению детей по Гаагской конвенции на основаниях, предусмотрен­ных частью 3 статьи 75 Закона Украины «Об исполнительном производстве», а точнее — после наложения штрафа на должника и внесения представления правоохранитель­ным органам для привлечения должника к ответственности согласно закону.

Вместе с тем судебная практика по делам относительно опротестования определений о закрытии исполнительного производства по вышеуказанной причине свидетельствует о некотором приближении к подходам и стандартам Европейского суда по пра­вам человека, поскольку суды, например, указывают, что «несовершенный меха­низм исполнения дел указанной категории не прекращает обязанности обеспечения исполнения судебного решения. Суд счи­тает, что государственным исполнителем не были приняты все меры, предусмотренные законом».

Подводя итоги, следует отметить, что действующее законодательство Украины не содержит положений относительно порядка принудительного исполнения решений судов по возвращению детей. К слову, при­нятый 2 июня 2016 года Закон «Об испол­нительном производстве», проект кото­рого был внесен Президентом Украины, не предусматривает никаких нововведений в вопросе исполнения решений иссле­дуемой категории и практически слово в слово повторяет формулировку статьи 77 действующего Закона, указывая лишь, что принудительное исполнение решений об отобрании и передаче ребенка не будет осуществляться частными исполнителями (пункт 1 части 2 статьи 5 Закона).

ЮЩАК АннаLL.M. (Европейский уни­верситет Виадрина, ФРГ), адвокат, Дирек­тор департамента гражданского и семейного права Украинской иностранной юридической коллегии, г. Киев

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Шаг и мат

Акцент

Фраза развития

Государство и юристы

АТО ли еще будет

Все круги лада

И снова по-новой

Честные исполнители

Документы и аналитика

Исполнить толк

Новости юридических фирм

Частная практика

А. Стельмащук возглавил Конкурсную комиссию по отбору кандидата на должность главы Нацагентства по розыску и возврату активов

МЮФ DLA Piper-юрсоветник Georgian Industrial Group

Interlegal консультировала по вопросам взыскания убытка при перевозке груза

А. Зволикевич стала партнером АО «Гесторс»

Отрасли практики

Поучить лицензию

Развести сеть

Репортаж

Новая волна

Самое важное

Разрушение проблем

Время перемены

Актовый залп

Судебная практика

Выразить прочтение

Хозяйственный свидетель

Карте место

Судебная практика

Судебные решения

Особенности заявления отвода третейским судьям

Судебная практика

Ученье — свет!

Тема номера

Персональный блок

Происк данных

Единица изменения

Не выйдет долга

Заурядное устройство

Частная практика

Именная акция

Інші новини

PRAVO.UA