В последнее время на многих форумах, конференциях, «круглых столах», посвященных вопросам судопроизводства, поднимается вопрос о длительности рассмотрения дел судами общей юрисдикцией и хозяйственными судами. С одной стороны, речь идет о загруженности судей, рассматривающих дела сотнями, а с другой стороны — об обязательном прохождении сторонами всех судебных инстанций, зачастую не в поисках справедливого решения, а для оттягивания момента исполнения. Все это привело к тому, что украинская Фемида не просто слепа, еще и крайне неэффективна. В связи с этим специалисты ведут активный поиск альтернативного способа разрешения правовых конфликтов. Одним из наиболее доступных и приемлемых сегодня называют арбитраж (третейство).
Согласно Закону Украины «О третейских судах», третейский суд — это негосударственный независимый орган, создаваемый на основании соглашения или соответствующего решения заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном действующим законодательством, для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений. Вместе с тем данный способ разрешения споров далеко не так популярен, как он того заслуживает. И главная причина заключается в том, что решения третейских судов сегодня исполняются с большим трудом, если вообще исполняются, что наглядно продемонстрировало следующее дело.
Исполнить нельзя, отменить!
Итак, в 2002 году производственно-коммерческая фирма «Континиум-Лен-Контракт» (Фирма) обратилась в суд с жалобой на действия государственного исполнителя Государственной исполнительной службы Нововолынского городского управления юстиции, требуя отмены постановления о закрытии исполнительного производства по взысканию с акционерного общества закрытого типа «Волыньнефть» в пользу Фирмы сумм на основании решения третейского суда и возобновления исполнительного производства. Жалобщик ссылался на то, что постановление является незаконным и не соответствует требованиям Закона Украины «Об исполнительном производстве» (Закон).
Суть спора заключалась в следующем. Решением третейского суда от 27 марта 2002 года с АО «Волыньнефть» в пользу Фирмы была взыскана сумма. Поскольку решение не было исполнено в добровольном порядке, Фирма обратилась с заявлением в исполнительную службу, и оно было принято в производство. Через три месяца после поступления в исполнительную службу Нововолынского городского управления юстиции решения третейского суда для его исполнения государственный исполнитель своим постановлением закрыл производство со ссылкой на статью 25 Закона, предусматривающую конкретные сроки осуществления производства. Так, аргументируя свое постановление, он указал, что исполнительные действия, не связанные с реализацией имущества должника, должны быть проведены не позднее двух месяцев со дня поступления исполнительного документа. Суд первой инстанции в удовлетворении жалобы Фирмы отказал. По мнению суда, решения третейских судов без соответствующих исполнительных документов не подлежат принудительному исполнению исполнительной службой. В обоснование своей позиции он ссылался на разъяснения Высшего арбитражного суда Украины от 17 февраля 1997 года «Об исполнении решений третейских судов». В своих разъяснениях Высший арбитражный суд Украины указывает, что законодательством Украины предусмотрен порядок исполнения решений третейских судов (имеется в виду порядок, предусмотренный Законом), поэтому пункт 16 Положения о третейских судах, предусматривающий возможность обращения в арбитражные органы с заявлением об издании приказа о принудительном исполнении решения третейского суда, не должен применяться, а в издании приказа хозяйственного суда о принудительном исполнении следует отказывать со ссылкой на действующее законодательство.
Суд апелляционной инстанции вынес по делу по апелляционной жалобе Фирмы противоположное решение. Им суд признал действия государственного исполнителя неправомерными и постановил возобновить производство по взысканию сумм с АО. Апелляционная жалоба удовлетворена со ссылкой на нарушение судом первой инстанции процессуального законодательства и неправильное применение норм Закона.
Так, апелляционный суд указал, что решения третейских судов подлежат исполнению, согласно статье 3 Закона, наравне с иными, предусмотренными Законом, основаниями. Кроме того, Закон не предусматривает закрытия исполнительного производства на основании неисполнения решения третейского суда в установленные сроки. Также, согласно статье 24824 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК), по результатам рассмотрения жалобы в случае установления ее обоснованности суд обязывает исполнителя удовлетворить требования заявителя и возобновляет нарушенные права и свободы. В случае если суд установит, что права и свободы заявителя не были нарушены, выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы. Поскольку в рассматриваемом деле решение суда не отвечает указанным нормам Закона, оно подлежит отмене.
Однако самым оригинальным оказался Верховный Суд Украины (ВСУ), рассматривавший дело в порядке кассации по кассационной жалобе АОЗТ «Волыньнефть». ВСУ, сославшись на статью 1212 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК), отменил решения судов нижестоящих инстанций, а производство по делу закрыл. Определение мотивировано тем, что, согласно указанной статье ХПК, исключительная компетенция рассматривать жалобы на действия, бездействие Государственной исполнительной службы принадлежит хозяйственным судам Украины. Просто и со вкусом. Неясным остается момент, как сообразуется такая позиция ВСУ с позицией законодателя, установившего в статье 236 ГПК компетенцию суда общей юрисдикции рассматривать дела по жалобам на решения, действия или бездействие государственного исполнителя либо другого должностного лица Государственной исполнительной службы. В данном же деле жалобу Фирма подавала именно на действия физического лица — исполнителя, а не юридического — исполнительной службы. Тем не менее ВСУ пришел к выводу об ошибочности принятия этого дела в производство судами общей юрисдикции. Вот так.
Исполнить, нельзя отменить!
Да, согласно действующему процессуальному законодательству, одним из способов защиты прав субъектов гражданских и хозяйственных правоотношений является обращение в третейские суды. А вот кто «защитит» само решение третейского суда?
Неудивительно, что создавшаяся ситуация привела к подаче в Конституционный Суд Украины конституционного обращения совместного предприятия «Мукачевский плодоовощной консервный завод» об официальном толковании положения пункта 10 статьи 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве».
Не мудрствуя лукаво, КСУ решил следующее. Статья 13 Конституции Украины устанавливает, что государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования. Далее, из смысла статьи 1 Закона следует, что исполнительное производство — это совокупность действий органов и должностных лиц, направленных на принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц), осуществляемых на основаниях, способом и в рамках полномочий, определенных Законом, другими нормативно-правовыми актами, изданными в соответствии с Законом, а также решениями, согласно Закону, подлежащими принудительному исполнению. Указанные задачи возлагаются на Государственную исполнительную службу (статья 2 Закона). Ее заданием является своевременное, полное и непредубежденное исполнение решений, предусмотренных Законом. Вместе с тем Закон наравне с понятием «решение» содержит понятие «исполнительный документ», подразумевающее исполнительное письмо, издаваемое судом на основании решения, приговора, определения, постановления суда, приказы хозяйственных судов, а также решения иностранных судов и арбитражей, признанные и допущенные к исполнению на территории Украины согласно действующему законодательству.
Условием открытия исполнительного производства на основании исполнительного документа является заявление взыскателя о принудительном исполнении, а исполнительными документами — решения третейских судов.
Таким образом, при комплексном анализе соответствующих норм действующего законодательства напрашивается вывод о том, что решение третейского суда уже само по себе является исполнительным документом. Это значит, что государственный исполнитель на основании заявления взыскателя и решения третейского суда открывает исполнительное производство, в течение которого он должен предпринять все необходимые меры для своевременного и полного исполнения решения.
Еще одним аспектом, вносящим диссонанс в правоприменительную практику, был пункт 16 Положения о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями. Его применение наряду с использованием нормы специального Закона «О третейских судах» порождало некоторые разногласия в правоприменительной практике. Как было сказано выше, спорная норма рассматривалась судами в свете разъяснений ВАСУ, а потому фактически делала невозможным осуществление исполнительного производства. На этих основаниях КСУ указал на ошибочность позиции относительно ссылок на пункт 16 Положения и определил, что решения третейских судов являются исполнительными документами и подлежат исполнению по их предъявлению на основании письменного заявления взыскателя. Коротко и ясно. И проблема была бы решена, если бы украинский законодатель не предусмотрел в специальном Законе о третейских судах, что злополучные решения судов не являются исполнительными документами. Исходя из указанного положения специального Закона, были внесены соответствующие изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве». И круг снова замкнулся. По действующему законодательству, взыскатель обязан «оббивать пороги» для получения приказа хозяйственного суда. В то же время спорное постановление ВАСУ, фактически лишающее заявителя его законного права, не отменено.
Так и получается, что потенциальные возможности третейского судопроизводства практически не используются. Вместе с тем его преимущества очевидны. Во-первых, решения третейского суда окончательны, а значит, не будет бесконечных кассаций, апелляций, новых рассмотрений и т.п. Во-вторых, стороны могут быть уверены в отсутствии властного административного давления на суд с целью получения «нужного» решения. В-третьих, постепенно нагрузка на хозяйственные суды будет уменьшаться, что отразится на качестве рассмотрения дел и, вероятно, косвенно будет способствовать изменению принципиальных подходов к роли и осуществлению судопроизводства как со стороны судов, так и со стороны участников споров.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…