Пока Министерство юстиции Украины в рамках заявленных приоритетов своей деятельности работает над разгосударствлением исполнительной службы, свой проект закона (рег. № 5151) о негосударственных исполнителях — «присяжных исполнителях» внесла на рассмотрение парламента группа народных депутатов Украины.
По мнению авторов законопроекта, введение на Украине частной исполнительной службы следует из логики эволюции системы исполнения судебных решений. И в первое время присяжные исполнители должны будут работать параллельно с государственными исполнителями, давая взыскателям возможность выбора — кому доверить исполнение «своего» судебного решения.
Законопроектом «О присяжных исполнителях» комплексно определяются общие правовые принципы деятельности присяжных исполнителей, порядок предоставления им полномочий, статус присяжных исполнителей, контроль за их деятельностью, основы оплаты их труда.
Отметим достаточно серьезные требования к присяжным исполнителям. Прежде всего, это высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет. К примеру, для того чтобы стать адвокатом, необходим стаж работы по специальности не менее двух лет. А согласно Закону Украины «О государственной исполнительной службе», среди требований, предъявляемых к государственным исполнителям, стаж работы вообще не упоминается.
К компетенции присяжного исполнителя предлагается отнести осуществление выполнения решений, предусмотренных Законом Украины «Об исполнительном производстве» (за исключением решений, по которым должником или взыскателем является государство, Автономная Республика Крым, территориальные общества в лице их органов или юридические лица, которые финансируются исключительно за средства государственного или местных бюджетов), — об отобрании ребенка; о принудительном вселении/выселении; в спорах, которые возникают из корпоративных отношений между хозяйственным обществом и его участником (основателем, акционером), в частности, участником, который вышел из состава общества, а также между участниками (основателями, акционерами) хозяйственных обществ, которые связаны с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности общества; о взыскании объектов государственной или коммунальной собственности; в сфере земельных отношений.
В целом в организации системы присяжных исполнителей прослеживаются параллели с нотариатом. Так, контора присяжного исполнителя должна располагаться в четко указанных органами исполнительной власти административно-территориальных единицах. Территориальную компетенцию присяжного исполнителя относительно принятия к своему производству исполнительных документов устанавливает уполномоченный центральный орган исполнительной власти в пределах Автономной Республики Крым, областей или городов Киева или Севастополя. Но исполнительные действия в производствах, открытых присяжным исполнителем на территории своей деятельности, могут совершаться им на всей территории Украины. Согласно законопроекту, присяжный исполнитель на территории его деятельности в открытом для свободного доступа месте обязан не позже чем в течение шести месяцев организовать контору, порядок организации и требования к которой устанавливаются уполномоченным центральным органом исполнительной власти. При этом предлагается установить, что такая контора должна работать не менее четырех часов каждый рабочий день.
Количество присяжных исполнителей подлежит квотированию. Так, прямо в законе предлагается закрепить, что численность присяжных исполнителей устанавливает уполномоченный центральный орган исполнительной власти из расчета не более как одно лицо на 10 000 населения.
В случае принятия, Закон Украины «О присяжных исполнителях» вступит в силу с 2011 года. Одновременно Кабинету Министров Украины предложено рассмотреть вопрос относительно сокращения количества сотрудников органов государственной исполнительной службы.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…