В настоящей статье приведен краткий обзор по вопросу отмены Украиной налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями, а также юридическая оценка такой отмены в свете обязательств нашего государства по международным договорам об избежании двойного налогообложения.
20 декабря 2001 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью устранения случаев уклонения отдельных предприятий, созданных при участии иностранных инвесторов, от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)» № 2899-ІІІ (далее — Закон № 2899). Основной целью упомянутого Закона является отмена всех налоговых льгот и льгот в сфере валютного и таможенного регулирования, ранее предоставленных Украиной предприятиям с иностранными инвестициями. В прошлом отечественный законодатель уже предпринимал попытку отменить такие льготы. В частности, 17 февраля 2000 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения», отменивший все налоговые льготы и льготы в сфере валютного и таможенного регулирования, которыми пользовались предприятия с иностранными инвестициями. Однако некоторые предприятия с иностранными инвестициями успешно отстояли свои права на упомянутые льготы в судах Украины. В ответ на это был принят Закон № 2899, а Конституционный Суд своим решением от 29 января 2002 года № 1-рп/2002 подтвердил отмену льгот.
Кроме отмены всех налоговых льгот и льгот в сфере валютного и таможенного регулирования, которыми пользовались предприятия с иностранными инвестициями, Закон № 2899 устанавливает дискриминационные налоговые правила по отношению ко всем предприятиям с иностранными инвестициями. В частности, путем внесения дополнений в статью 11.5 Закона Украины «Об НДС», Закон № 2899 установил безусловный запрет для всех «предприятий с иностранными инвестициями независимо от формы и времени внесения этих инвестиций» использовать налоговые векселя в целях отсрочки оплаты НДС при импорте товаров на Украину.
Этот запрет, без сомнения, дискриминационен по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, поскольку украинские предприятия имеют право на использование налоговых векселей. Если Таможенная служба будет применять запрет на использование налоговых векселей для всех предприятий с иностранными инвестициями, наше государство тем самым нарушит свои международные обязательства по положениям о недискриминации, содержащимся в большинстве принятых Украиной Конвенций об избежании двойного налогообложения.
Например, в статье 25 (Недискриминация) налоговой Конвенции между Украиной и США от 4 марта 1994 года наше государство приняло на себя обязательство, что ни одна компания-резидент Украины, капитал которой полностью или частично принадлежит или контролируется напрямую или косвенно одним или несколькими резидентами США, не будет подлежать на Украине какому-либо налогообложению или какому-либо связанному с ним требованию, более обременительному, чем налогообложение или связанное с ним требование, применяемое к другим компаниям-резидентам Украины. Подобные обязательства были приняты нашим государством в связи с положениями о недискриминации, содержащимися в большинстве принятых Украиной налоговых Конвенций.
Таким образом, запрет на использование налоговых векселей предприятиями — резидентами Украины, капитал которых прямо или косвенно принадлежит резидентам США, является дискриминацией, применение которой запрещается в соответствии с налоговой Конвенцией между Украиной и США. Принимая во внимание то, что эта Конвенция была инкорпорирована во внутреннее законодательство Украины путем ратификации, любое предприятие с инвестициями из США за защитой своего права на использование налоговых векселей может обратиться в украинский суд.
РЕЗЮМЕ
Путем внесения дополнений в статью 11.5 Закона Украины «Об НДС», Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью устранения случаев уклонения отдельных предприятий, созданных при участии иностранных инвесторов, от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)» установил безусловный запрет для всех «предприятий с иностранными инвестициями независимо от формы и времени внесения этих инвестиций» использовать налоговые векселя в целях отсрочки оплаты НДС при импорте товаров на Украину
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…