2 марта с.г. парламент поддержал в первом чтении законопроект № 2259 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов», внесенный Кабинетом Министров Украины. Как заверил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, «самые главные вещи в этом законе — то, что мы поднимаемся очень сильно в таблице Doing Business. Что касается конкретно защиты прав инвесторов, поднимемся с 109-го места в ТОП-20, по некоторым оптимистическим прогнозам — даже в ТОП-7».
Повышать уровень защиты инвесторов предлагается путем внедрения механизма производного иска, введения ответственности должностных лиц хозяйственных обществ в случае причинения вреда обществу их неправомерными действиями, введения института «независимых директоров», а также изменения порядка регулирования сделок с заинтересованностью. 2 марта с.г. парламент поддержал в первом чтении законопроект № 2259 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов», внесенный Кабинетом Министров Украины. Как заверил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, «самые главные вещи в этом законе — то, что мы поднимаемся очень сильно в таблице Doing Business. Что касается конкретно защиты прав инвесторов, поднимемся с 109-го места в ТОП-20, по некоторым оптимистическим прогнозам — даже в ТОП-7».
Повышать уровень защиты инвесторов предлагается путем внедрения механизма производного иска, введения ответственности должностных лиц хозяйственных обществ в случае причинения вреда обществу их неправомерными действиями, введения института «независимых директоров», а также изменения порядка регулирования сделок с заинтересованностью. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в Гражданский, Хозяйственный, Гражданский процессуальный кодексы Украины, Кодекс законов о труде Украины, Законы Украины «О хозяйственных обществах», «Об акционерных обществах», «О ценных бумагах и фондовом рынке» и в некоторые другие.
Сделки с заинтересованностью
Изменениями в статьи 71 и 72 Закона Украины «Об акционерных обществах» предлагается откорректировать порядок совершения сделок, относительно которых существует заинтересованность, а также последствия несоблюдения такого порядка. Так, вводятся пороговые значения, при которых согласование сделки с заинтересованностью является обязательным: если рыночная стоимость имущества или услуг или сумма средств, являющихся предметом сделки с заинтересованностью, превышает порог в 100 минимальных заработных плат, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей по состоянию на 1 января текущего года. Впрочем, устав общества может предусматривать более низкий порог, а также могут устанавливаться дополнительные случаи отнесения сделки к сделкам с заинтересованностью. Также в уставе общества можно будет установить расширенный перечень заинтересованных лиц. Лицо, заинтересованное в сделке, согласно законопроекту № 2259, обязано не просто информировать о своей заинтересованности, но и предложить проект соответствующей сделки. С целью проведения оценки сделки, по которой имеется заинтересованность, на соответствие ее условий обычным рыночным условиям набсовет (или исполнительный орган) привлекает независимого аудитора, субъекта оценочной деятельности или другое лицо, имеющее соответствующую квалификацию. Подобную оценку могут не проводить в частном акционерном обществе, если это будет предусмотрено в уставе. Предлагается усовершенствовать порядок принятия решения набсоветом: заинтересованные члены набсовета по-прежнему не могут голосовать, но решение может быть принято даже одним незаинтересованным членом набсовета (в действующей редакции предусмотрено, что если большинство членов набсовета являются заинтересованными лицами, вопрос выносится на рассмотрение общего собрания).
Также изменяются подходы к определению последствий нарушения порядка заключения сделок с заинтересованностью. Если согласно действующей редакции Закона такая сделка может признаваться недействительной в судебном порядке, то в законопроекте № 2259 предусмотрена возможность ее последующего одобрения в установленном законом порядке, а в отношении последствий заключения такой сделки сказано, что она «создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности общества только в случае последующего одобрения сделки обществом в порядке, установленном для принятия решения о предоставлении согласия на ее совершение». То есть такая сделка признается ничтожной.
Производный иск
Одно из ключевых нововведений законопроекта № 2259 — введение в хозпроцесс так называемого производного иска, под которым подразумевается право миноритарного акционера подать иск в интересах общества о возмещении убытков, причиненных должностным лицом такого общества. Срок рассмотрения данных споров не должен превышать трех месяцев (остальных хозспоров — двух месяцев).
Представителями общества в данной категории дел могут быть также его участники (акционеры), которым в совокупности принадлежит 5 % и более уставного капитала (простых акций) общества, подавшие в хозяйственный суд исковое заявление от имени общества или заявление об осуществлении представительства истца. Участники (акционеры), которым в совокупности принадлежит 5 % и более уставного капитала (простых акций) общества, могут осуществлять представительство общества через одного из участников (акционеров) или совместно уполномочить на это другое лицо.
На защиту прав миноритарных собственников направлена норма, согласно которой в спорах о возмещении убытков, причиненных хозяйственному обществу его должностным лицом, отказ от иска, уменьшение размера исковых требований, изменение предмета или оснований иска, заключение мирового соглашения, отказ от апелляционной или кассационной жалобы возможны только с письменного согласия всех представителей этого общества. Кроме того, должностное лицо, обвиненное в нанесении вреда обществу, не вправе представлять общество и назначать представителя для участия в деле от имени хозяйственного общества (что вполне логично).
Вместе с тем отметим, что в законопроекте № 2259 не определены основания для подачи иска участником общества. Специалисты Главного научно-экспертного управления парламента считают, что проект следует дополнить четким определением случаев, в которых акционер имеет право подавать соответствующий иск (например, наличие судебного решения о выплате обществом определенных сумм другим лицам), с тем, чтобы исключить злоупотребления частью акционеров указанным правом, что может привести к негативным последствиям для акционерного общества и его других акционеров. Другой вариант решения этой проблемы эксперты видят в соответствующем уточнении предмета иска, поскольку по общему правилу суд рассматривает дела в пределах заявленных истцом требований.
Также обратим внимание на то, что для данной категории споров предлагается особый порядок публичности. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины предлагается дополнить новой статьей следующего содержания: «По делам о возмещении убытков, причиненных хозяйственному обществу его должностным лицом, подлежат официальному обнародованию хозяйственным судом на официальном сайте Высшего хозяйственного суда Украины документы: постановления о возбуждении производства по делу, об отложении рассмотрения дела, о приостановлении производства по делу и о его возобновлении, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу, о принятии апелляционной жалобы к производству, о принятии кассационной жалобы к производству, решения и постановления хозяйственного суда, информация об объявлении перерыва в заседании, а также заявления участников (акционеров) об осуществлении представительства истца».
Как представляется, принятие законопроекта № 2259 в определенной мере будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране. Но проблема улучшения инвестиционного климата гораздо шире. Даже если не углубляться в экономику, тот же рейтинг Doing Business рассчитывается по десяти показателям, и проблемы Украины не ограничиваются лишь защитой прав инвесторов. К примеру, показатели по критериям «налогообложение», «международная торговля» или «разрешение неплатежеспособности» также очень низкие, то есть необходимы соответствующие законодательные инициативы и в этих направлениях.
Концептуальные изменения
Марина ГОЛОВКО, юрист ЮФ «Астерс»
Законопроект № 2259 разрабатывался Минэкономразвития совместно с Ассоциацией юристов Украины (АЮУ) и содержит ряд полезных изменений, ранее предложенных АЮУ в разработанной им Концепции реформирования корпоративного права Украины. И хотя этот законопроект не учитывает все изложенные в Концепции предложения, вполне вероятно, что предлагаемые в нем изменения могут дать положительный сигнал для инвесторов и таким образом принести положительный эффект для экономики страны.
В частности, стоит обратить внимание на введение достаточно нового для Украины института независимых директоров, который широко применяется во многих зарубежных странах. Согласно законопроекту, независимые директора — это члены наблюдательного совета акционерных обществ, которые не являются и не являлись на протяжении предыдущих пяти лет должностными лицами общества или аффилированными лицами акционеров или общества. Установлено, что с 1 января 2016 года публичные акционерные общества будут обязаны иметь в составе наблюдательных советов как минимум двух независимых директоров. Предлагать кандидатуры на эти должности будут специально созданные комитеты при наблюдательных советах ПАО, которые также должны состоять (исключительно или в большинстве) из независимых директоров. При этом на данный момент не совсем понятно, как изначально будут формироваться такие комитеты, каким образом будет проходить отбор кандидатур независимых директоров, насколько тщательно станут проверять их «независимость» и насколько велика вероятность привлечения действительно независимых экспертов. Также, на мой взгляд, независимые директора все же не смогут достаточно эффективно защищать интересы миноритариев на практике, так как у них не будет возможности блокировать принятие решений наблюдательным советом (кроме некоторых сделок с заинтересованностью, где все или большинство членов наблюдательного совета являются заинтересованными лицами). Тем не менее время покажет, будут ли заложенные в законопроекте концепции реализованы лишь формально или принесут ожидаемые от них положительные результаты.
Критерии Doing Business
Исследование «Ведение бизнеса» оценивает степень защиты миноритарных акционеров в случае столкновения интересов (несовместимости должностного положения с частными интересами должностного лица) и права инвесторов в корпоративном управлении.
Данные собираются путем опроса юристов, специализирующихся на корпоративном праве и операциях с ЦБ, и базируются на анализе нормативных актов по ЦБ, законодательства о компаниях и судебных норм относительно доказательств.
Индекс регулирования столкновения интересов рассматривает защиту инвесторов в случае противоправного использования директорами активов корпорации для извлечения личной выгоды в трех аспектах регулирования столкновения интересов: прозрачность сделок между заинтересованными лицами (индекс раскрытия информации о сделке), способность акционеров подавать иски в суд на должностных лиц и директоров за неправомерные действия, ответственность директоров за проведение операций в своих интересах (индекс ответственности директоров), а также доступ акционера-истца к документам по делу и распределение затрат на юруслуги во время судебного разбирательства (индекс благоприятности условий для судебного преследования руководителей компании акционерами).
Индекс акционерного управления рассматривает три различных аспекта эффективного управления: права акционеров и их роль/обязанность в решении главных корпоративных вопросов (индекс акционерного управления), гарантии управления, защищающие акционеров от неправомерного контроля или воздействия на совет директоров и других нарушений (индекс развития структуры управления) и корпоративная прозрачность о компенсации владельцев компании/акций и аудитах/ ревизий отчетности (индекс корпоративной прозрачности).
Источник:www.doingbusiness.org/methodology/protecting-minority-investors
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…