Инвестфон — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Инвестфон

«Мы стоим на пороге большого инвестиционного бума в Украине», — считают партнеры Eterna Law Андрей Астапов и Олег Мальский

МЮГ Eterna Law — яркий пример украинской юридической фирмы, масштабировавшей свою деятельность на другие юрисдикции. В интервью «Юридической практике» партнеры МЮГ Eterna Law Андрей Астапов и Олег Мальский поделились своим видением трендов глобального юррынка и украинских перспектив, а также рассказали о принципах формирования команды единомышленников — основного актива компании.

— Что или кто задает тренд развитию глобального рынка юридических услуг? Отличаются ли «факторы влияния» в Украине и в других юрисдикциях присутствия вашей фирмы?

Олег Мальский (О.М.): Тренды на глобальном рынке юридических услуг, конечно, задает экономика и вектор ее развития, в первую очередь в западных странах. Эти тренды зависят как от общеэкономических параметров роста или падения глобальной экономики в целом, так и от роста и падения спроса в отдельных сферах экономико-политической жизни мира. Например, спрос на такие практики, как compliance, работа с санкциями, санкционными списками, практики защиты персональных данных, IT — прямое следствие тенденций и конъюнктуры мировой экономики.

Англосаксонская система права, американская и английская юрисдикция первыми задают тренды развития юридической профессии в целом. Это справедливо в том числе и для Украины, и для других стран семьи континентального права. Кроме того, факторы влияния в Украине и в других юрисдикциях, где присутствует наша компания, безусловно, зависят от локальных трендов — специфики и конкурентных преимуществ конкретной стороны.

В разрезе Украины, например, конкурентными сферами являются агросфера, IT, сфера транспорта и логистики. Соответственно, ситуация в этих индустриях рассматривается нами как важный фактор влияния на развитие рынка юридических услуг. К тому же политическая ситуация также, к сожалению, влияет на развитие и возможность роста в юридическом бизнесе.

— В каких практиках вы фиксируете увеличение спроса на услуги юристов, а в каких, наоборот, — спад деловой активности? С чем это связано?

Андрей Астапов (А.А.): Мы видим увеличение спроса на трансакционную работу в целом. Рынок слияний и поглощений (M&A) пока еще не «кипит», но к этому все идет. Налицо — рост подготовительной работы перед целым рядом потенциальных и реальных сделок. Также много работы с проблемной задолженностью, однако это не новость, а скорее инерция последних двух лет. В отраслевом смысле альтернативная энергетика, агро и IT занимают нас целиком, не давая поднять головы.

Возможно, это не столь очевидно, но мы стоим на пороге большого инвестиционного бума в Украине. В 2018 году и сейчас мы сконцентрированы на украинской работе с иностранным элементом. Ждем и дальнейшего роста в этой категории. Годы международной работы по спорам наших «R&B», к сожалению, отходят в прошлое, что соответствует тренду реструктуризации экономики с превращением миллиардеров в миллионеров и дальше по цепочке.

— Ввиду озвученных трендов сейчас вы в большей мере ориентированы на украинские или зарубежные кейсы?

О.М.: На данный момент мы ориентированы, я бы сказал, в равной мере как на украинских, так и на международных клиентов. В то же время спецификой нашей компании всегда было именно международное право, и зарубежные кейсы все-таки превалируют.

Увеличение спроса на юристов однозначно прослеживается в сегменте юридических услуг, от которых нельзя отказаться, услуг, которые я называю «таблеткой». Когда пациенту плохо либо болит, ему необходима таблетка. К услугам типа «таблетки» я отношу услуги судебной практики, арбитражной практики, налоговой, а также практику уголовного права. К услугам страховки я отношу корпоративное правоотношение и инвестиции, в данном случае привлечение юристов необходимо для обеспечения своих прав и возможностей, но в будущем, а не уже в состоявшимся факте.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу: мы видим увеличение спроса на юристов в сферах, которые действительно являются конкурентным преимуществом нашей страны, как я обозначал раньше, помимо агро и IT, это также сферы инфраструктуры, логистики, транспорта и некоторые другие.

— Что бы вы назвали отличительной чертой вашей команды? На каких принципах основана ваша кадровая политика?

А.А.: Нашу команду отличает высокий профессионализм и преданность профессии. Наша команда — результат нашей с Олегом многолетней работы, и мы ею очень гордимся. Во все трудные времена, которыми изобиловала новейшая история страны, главным вопросом было именно сохранение и укрепление команды, и я очень доволен тем, как мы его решили. Но решать его приходится постоянно, так как люди — тонкая материя и самый сложный предмет изучения из всех. Даже сложнее музыки.

На каких принципах? Профессионализм, лояльность, преданность профессии и той роли, которую профессия призвана играть в обществе.

О.М.: Отличительной чертой нашей команды я бы назвал разноплановость и в то же самое время единомыслие. Несмотря на то что все наши партнеры являются ярко выраженными индивидуумами, мы по модулю всегда единомышленники и движемся в одном направлении. К тому же мы сохраняем формат юридической фирмы, а не юридической фабрики. И отличительной чертой нашей команды является личная вовлеченность партнеров в дела клиента на необходимом уровне, чтобы обеспечить качество предоставляемых услуг.

Кадровая политика строится на принципах эффективности, удовлетворенности клиента и devotion к данной профессии. На мой взгляд, юридическая профессия — это ремесло, поэтому индивидуальный подход к каждому клиенту, преданность профессии, полная самоотдача являются ключевыми элементами. Сотрудники, которые действительно соответствуют таким критериям, для нас становятся очень ценными.

— Какие меры реагирования на изменение рыночной конъюнктуры предпринимает ваша фирма? Что позволяет вам удерживаться на лидерских позициях, например, в арбитраже?

А.А.: По мере развития рынка одни ниши открываются, другие закрываются. Например, арбитражи между олигархами идут к закату, а работы с проблемной задолженностью, накопленной за тучные времена, хватит еще лет на пять. Мы ловим серф, как бы сказали в Калифорнии. Когда-то более успешно, когда-то — менее.

О.М.: Чтобы реагировать на изменения конъюнктуры рынка, мы стараемся всегда оставаться на волне, следить за трендами рынка, украинского и международного, посещаем ряд конференций и активно общаться друг с другом. Эффективный обмен информацией между партнерами, между юристами, между СЕО компании позволяет нам следить за трендами, за рынками, а общение с клиентами и лидерами в своих индустриях — понимать, куда движется рынок, какие услуги могут быть востребованы в то или иное время.

Если говорить предметно об арбитражной практике, то нет никакого секрета, что данное направление всегда было и, скорее всего, будет в будущем ключевым фокусированием компании — арбитражем в компании напрямую занимаются четыре партнера, на рынке, наверное, это самое большое количество партнеров в отдельно взятой практике. Такие факторы, как громадный предыдущий опыт и открытость местных клиентов к применению арбитражных оговорок, позволяют нам оставаться в лидерах данной практики.

— Ваш прогноз развития рынка и фирмы через два-три года и в более долгосрочной перспективе?

О.М.: По моему мнению, в ближайшие два-три года будут происходить процессы нормализации и восстановления, но в следующем году все-таки достаточно медленными темпами из-за президентских и парламентских выборов, что напрямую влияет на желание клиентов активно развивать бизнес либо инвестировать в новые сферы. Но после всех турбулентных явлений, возникших из-за выборов, как я считаю, наступит процесс нормализации и начнется медленный рост экономики в целом, соответственно, будет развиваться рынок юридических услуг. Что касается нашей компании, то мы также нацелены на рост, занятие лидирующих позиций на рынке и умеренное расширение партнерского состава и состава юристов, а также практик для дальнейшего построения фирмы по новым циклам.

А.А.: Мы точно не хотим вырасти в фирму 200+ юристов, к чему стремились, пока были моложе. Делаем акцент на качестве и наших традиционно сильных сторонах. Да, Украина не лучшее место для долгосрочных прогнозов, но все знают, что все будет хорошо.

— Чему, помимо юриспруденции, вы посвящаете свое время? Ваше хобби — это отдушина, отдых или, наоборот, продолжение бизнеса, некий симбиоз?

О.М.: Мои хобби — это однозначно искусство, ретро-автомобили и рыбалка. Хобби всегда для меня было больше симбиозом. Я не скрываю, что очень часто общаюсь с клиентами на темы искусства либо автомобилей. Что касается рыбалки, то это действительно отдушина. Люблю встречать рассвет на озере, люблю рыбачить на хищника, и это время провожу наедине с собой.

А.А.: Я занимаюсь музыкой с 14 лет, и сейчас, когда мне за 16 (смеется), моя банда Paradox Reality — это важная точка приложения моих сил и творческой энергии. Помимо этого есть инвестиционная деятельность, роль и значение которой растет. Как сказал классик, нам нужны масло и пушки. Так я и достигаю гармонии.

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA