Интегрируем науку в парки — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (483) » Интегрируем науку в парки

Интегрируем науку в парки

Украинский опыт инновационной деятельности свидетельствует, что главной проблемой этой сферы остается отсутствие необходимой инфраструктуры. Из всего многообразия инновационных учреждений фактически действуют только технологические парки. Они созданы в основном на базе академических учреждений и крупных научно-исследовательских структур. Интеллектуальный и кадровый потенциал учебных заведений практически не востребован.

По действующему законодательству, высшие учебные заведения лишены возможности производить и реализовывать единичные образцы наукоемкой продукции, направляя полученные средства на развитие материально-технической базы. Поэтому подобные работы в привузовских конструкторских бюро и научных центрах постепенно сворачиваются или осуществляются полулегально. Принятие в конце 2006 года пилотного Закона Украины «О научном парке «Киевская политехника» засвидетельствовало необходимость дальнейшего законодательного обеспечения интеграции учебного, научного и исследовательского процессов с непосредственным промышленным производством.

Этот проект показал привлекательность данных структур и перспективность создания на базе учебных заведений инновационных центров. В связи с этим в Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект «О научных парках» (Законопроект), которым предлагается урегулировать правовые, экономические, организационные отношения, связанные с созданием и функционированием научных парков, основанных на базе высших учебных заведений IV уровня аккредитации и научных учреждений Украины. Его принятие направлено на интенсификацию процессов разработки, производства, внедрения инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках, повышение поступлений в государственный и местные бюджеты путем сочетания образования, науки и производства с целью ускорения инновационного развития экономики Украины.

Заметим, что Украина значительно отстает во внедрении передовых достижений по сравнению с другими государствами. Впервые подобная структура была внедрена в США в Калифорнии, где ныне находится крупнейший центр hi-tech Силиконовая Долина. Организации типа «научный парк» долго оставались специфическим американским феноменом. В 70-х годах прошлого века они начали появляться в Европе, а в последнее время «парковая волна» охватила весь мир. Особенно интенсивно они развиваются в государствах «новой экономики». Также функционируют международные ассоциации этих организаций.

Научпарк по-украински

Законопроектом определяется, что научный парк — это объединение высшего учебного заведения IV уровня аккредитации и/или научного учреждения (которые являются базовыми элементами научного парка), отвечающих установленным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам образования и науки критериям результатов научной деятельности инновационных структур (инновационный бизнес-инкубатор, инновационный центр, технологический парк и тому подобное) и других субъектов ведения хозяйства, созданное для организации, координации и контроля процесса разработки и выполнения научно-технологических и инновационных проектов, реализации интеллектуального и научно-производственного потенциала его участников и партнеров, оформленное как юридическое лицо и зарегистрированное в установленном законом порядке, и предусматривает среди прочего делегирования отдельных полномочий относительно координации и регуляции деятельности своих участников органам управления отмеченного юридического лица.

Научный парк образуется с целью стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в высшем учебном заведении и/или научном учреждении, создания благоприятных условий для коммерциализации научно-технической и инновационной деятельности научных работников, аспирантов, студентов и специалистов в сфере высоких технологий, в первую очередь через малые инновационные предприятия, путем эффективного и рационального использования имеющегося научного потенциала, научной материально-технической базы и опытных производств.

Иными словами, центральным элементом научного парка является вуз, который предоставляет свои материальные ресурсы малым предприятиям (например, сдает в аренду помещения). Специалисты вуза на базе его оборудования разрабатывают инновационный проект, который передается коммерческим фирмам, входящим в научный парк для промышленного внедрения.

Основными функциями научного парка, согласно Законопроекту, являются: координация научной, инновационной, производственной и коммерческой деятельности основателей и партнеров научного парка; информационно-методическое, правовое и консалтинговое обеспечение основателей и партнеров научного парка, предоставления патентно-лицензионной помощи; защита и представительство интересов основателей и партнеров научного парка в органах государственной власти и органах местного самоуправления. А также привлечение студентов, выпускников, аспирантов и научных работников высшего учебного заведения и/или научного учреждения и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, необходимых для разработки и реализации инновационных и научно-технологических проектов. Кроме того, научные парки должны способствовать интенсификации использования ­результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и содействовать развитию и поддержке малого ­инновационного предпринимательства, привлекать и использовать в своей деятельности венчурный капитал, поддерживать наукоемкие производства.

Предлагается также определить, что в рамках деятельности научного парка не допускается осуществление торгово-посреднической деятельности, предоставление услуг бытового назначения и производство и переработка подакцизных товаров.

Создание научного парка

Решение об образовании научного парка будет приниматься специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам образования и науки.

Для принятия решения относительно создания научного парка высшим учебным заведением или научным учреждением подаются проекты учредительных документов и технико-экономическое обоснование целесообразности образования и функционирования научного парка.

Технико-экономическое обоснование должно включать: приоритетные направления деятельности научного парка; направления привлечения к деятельности научного парка базового высшего учебного заведения и/или научного учреждения; степень развития производственной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, и возможности их развития в будущем; существующий уровень развития экономического, научного и инновационного потенциала с учетом условий его образования; уровень обеспеченности квалифицированными кадрами; прогнозные объемы, источники и формы финансирования на каждом этапе его развития; экономические, научные, научно-технические, социальные, бюджетные и экологические последствия функционирования научного парка; бизнес-план деятельности научного парка на среднесрочную перспективу.

С целью обеспечения эффективного использования научного и производственного потенциала для каждого научного парка будет утвержден перечень приоритетных направлений деятельности. Перечень приоритетных направлений деятельности научного парка должен отвечать отраслевому профилю и специализации базового высшего учебного заведения, а также потребностям региона (территории), в котором находится такой научный парк.

Права вуза

Согласно Законопроекту, ­высшие учебные заведения и/или научные учреждения являются базовыми элементами научного парка и могут выступать основателями юридических лиц или их объединений с целью разработки и реализации инновационных продуктов и продукции (научных парков). Они имеют право на срок выполнения проектов научного парка самостоятельно предоставлять субъектам ведения хозяйства, созданным научными и научно-педагогическими работниками вуза, необходимые им помещение и оборудование в соответствии с договорами, заключаемыми между вузом и другими субъектами хозяйствования, в которых определяется порядок уплаты коммунальных услуг и арендной платы.

Высшее учебное заведение принимает участие в формировании уставного фонда научного парка путем внесения в него нематериальных активов (имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Орган управления научного парка ежегодно отчитывается перед высшим учебным заведением или научным учреждением о результатах своей деятельности.

Таким образом, научные парки смогут решить множество актуальных проблем учебных заведений. Это в первую очередь привлечение дополнительного финансирования, интенсификация научных исследований, создание условий для удержания и привлечения квалифицированных кадров. Кроме того, научные парки могут стать важным фактором развития малого бизнеса, предоставляя своим участникам организационную помощь и передавая для внедрения конкурентоспособные разработки. Заметим, что большинство современных мировых hi-tech-гигантов выросло из среды научных парков. Так будут ли на Украине свои силиконовые долины и цукубы?..

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Внеочередной Съезд судей будет?!

Деловая практика

ВЭД под прицелом двух госорганов

Законодательная практика

Интегрируем науку в парки

Зарубежная практика

Акционерные тонкости КНР

Неделя права

Комитет выслушает, а его?

Законодательная «гуманизация» УПК

Точечная терапия

В порядке исполнения…

Реестр событий

Дисциплина судей в фокусе ВСЮ

Общество за бортом реформы?

Является ли Президент ответчиком по КАСУ?

ВСУ работает в особом режиме

Тема номера

Насколько ценная бумага вексель?

Частная практика

Юрист с иного государства

Юридический форум

В поисках иностранного капитала

Юрисконсульт

Взаимодействие с проверяющими органами

Как уступить долю «нужному» лицу

Формализм фискальных лиц

О сути всестороннего судебного процесса

Об основах хозяйственного процесса

О праве собственности на акции

О причинной связи между требованиями и убытками

Інші новини

PRAVO.UA