Интегрированная платформа юрбизнеса — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (677) » Интегрированная платформа юрбизнеса

Интегрированная платформа юрбизнеса

Рубрика ТОП-50

О тенденциях развития украинского рынка юридических услуг, конкурентных преимуществах национальных юридических фирм и особенностях привлечения юридических советников «Юридической практике» рассказал управляющий партнер компании FinPoint Сергей Будкин.

— Сергей Викторович, для начала расскажите немного о себе.

— Компания FinPoint создана в 2003 году. Мы занимаемся двумя направлениями: оказанием услуг советника в транзакциях по слияниям и поглощениям и реструктуризацией кредитов. Такая бизнес-модель очень похожа на модель инвестиционного банка Rothschild, а с 2008 года мы являемся ассоциированным партнером Rothschild на Украине. С 2005 года нами было проведено восемь крупнейших трансакций, в основном в финансовых институциях: начиная от продажи банка «Аваль» австрийскому «Райффайзенбанку» и заканчивая продажей российского «Оргрэсбанка» скандинавской группе Nordea. Среди последних наших проектов: реструктуризация внешних кредитных портфелей украинских банков (прецедентная трансакция по «Кредитпромбанку», где часть кредитов конвертируется в акционерный капитал, а также реструктуризация части кредитного портфеля банка «Надра»). С учетом специфики нашего бизнеса достаточно много приходится работать с юридическими фирмами.

— Как вы оцениваете развитие украинского рынка юридических услуг в целом?

— На самом деле мы имеем больше опыта работы с международными юридическими компаниями (такими, как Skadden Arps, Allen & Overy, White & Case, которые не имеют своих офисов на Украине, а также Clifford Chance, недавно вышедшей на украинский рынок), чем с местными, поскольку до недавнего времени на нашем фронте мы не видели украинских юридических компаний, которые могли бы комплексно сопровождать крупную сделку.

Но за последние два года ситуация начала меняться: украинские юрфирмы расширяются за пределы украинского права, готовы консультировать и по английскому праву, причем достаточно адекватно консультировать. Еще недавно эти фирмы работали с нашими контрагентами, а ныне мы все больше рекомендуем нашим клиентам привлекать украинские юрфирмы, в том числе и по проектам с компонентом английского права.

До кризиса украинский рынок юруслуг развивался по модели «Большой четверки» в аудите — доминирования пяти-шести действительно крупных юридических компаний и некоторого количества меньших, каждая из которых занимала свою нишу и имела более-менее устоявшийся круг клиентов. После кризиса и после смены власти в стране произошло некоторое дробление крупнейших юридических фирм. Ни для кого не секрет, что был достаточно ощутимый исход партнеров, выделение отдельных практик — юрбизнес в этом не уникален, подобное произошло и в инвестиционном банкинге. Многие восприняли кризис как возможность открыть собственный бизнес, начать с нуля. У всех ощутимо упали гонорары, снизилась экономическая заинтересованность партнеров — они смогли уйти из крупных компаний, потеряв сравнительно немного. Я бы не сказал, что рынок обнулился, но он очень сильно сжался, не с точки зрения количества задействованных в нем людей, а с точки зрения клиентов, причем платежеспособных клиентов, и гонораров, которые они готовы заплатить.

Такая реструктуризация рынка на самом деле положительна, поскольку обострила конкуренцию.

— Если говорить непосредственно о выборе юридических советников, каким основным критериям должна соответствовать юридическая фирма, чтобы ее привлекли к проекту?

— В нашем бизнесе приблизительно в половине случаев выбора юридической фирмы как таковой не происходит: клиент приходит с юрфирмой, с которой у него более-менее длительное сотрудничество, и его в принципе не волнует, что «его» юрфирма (например, White & Case) не представлена на украинском рынке. Для клиента важен известный ему опыт этой юрфирмы в проведении определенных трансакций, а как и кого, в случае необходимости, привлечь на субподряд — это уже забота юристов. У каждой крупной международной юридической фирмы, не представленной на Украине, есть свои отношения с местными юрфирмами, подобные корреспондентским отношениям банков. И достаточно часто, зная, кто является основным юридическим советником сделки, можно предугадать, с кем из украинских юридических фирм придется работать.

В приблизительно 30 % случаев основной критерий отбора — это опыт юридической фирмы и ее способность обеспечить сопровождение проекта, как по украинскому, так и по иностранному праву. Как правило, речь идет об английском праве, значительно реже — континентальном. Не так давно по одной трансакции мы работали с Beiten Burkhardt — впечатления самые положительные, они полностью и на высоком уровне закрыли все, что касалось континентального права.

Наконец, в оставшихся 20 % основной критерий выбора юридических советников — это бюджет, выделяемый на юридическое сопровождение сделки: необходимо найти юристов, которые выполнят нужный объем работы за четко фиксированную клиентом сумму.

— А как же быть с качеством предоставляемых услуг?

— Качество услуг, безусловно, оценивается в первую очередь, но приоритеты и стратегия отличаются. В одном случае клиент просит рекомендовать несколько юрфирм, которые могут качественно обеспечить выполнение определенного объема работ, далее запрашиваются предложения по стоимости услуг от юрфирм, и, по итогам переговоров, определяется, кого привлечь для юридического сопровождения проекта. В другом случае клиент называет сумму, в которую необходимо уложиться, «закрыть» максимально возможное количество вопросов, правильно сформулировать задание юристам.

— За кем остается принятие решения, кому именно из юридических фирм поручить сопровождение проекта?

— Безусловно, это решение клиента. Мы не нанимаем юристов, мы рекомендуем, кого нанять. Это продиктовано одним простым соображением: мы не несем ответственности за работу юристов. Их нанимает клиент, они рапортуют напрямую ­клиенту. Мы обмениваемся информацией, но отвечает каждый сам за себя.

— Насколько часто к сопровождению проекта привлекается несколько юридических фирм?

— Никто не хочет иметь слишком много «говорящих голов». Я не встречал проекты, в которых было бы задействовано несколько равноправных юридических фирм. Скорее, можно говорить о субподрядных отношениях: клиент ­заключает контракт с определенной юридической фирмой, а она, со своей стороны, привлекает к решению некоторых вопросов третьи юрфирмы. Но и клиент, и финансовые консультанты работают только с основным подрядчиком, все остальные юрфирмы — это члены его команды, за результат работы которых он отвечает.

— Может ли клиент указать советнику, кого из национальных юрфирм следует привлечь к проекту?

— Как правило — нет, если у клиента есть какие-то предпочтения относительно, в нашем случае, украинских юридических фирм, это означает, что он в достаточной мере осведомлен о специфике украинского рынка юруслуг, и ему, в большинстве случаев, нет необходимости обращаться в крупную международную юрфирму. Украинские юрфирмы, чем дальше, тем больше, готовы самостоятельно закрывать весь проект.

— Мы говорим исключительно о командах, юридических фирмах. Могут ли привлекаться юристы-«индивидуалы» и на каких условиях?

— Если это не лоббист, называющий себя юристом, а действительно юрист, который оказывает консультации, составляет договоры, готовит заключения, проводит due diligence, он с большой долей вероятности не будет привлечен к участию в проекте, разве что этот проект очень мелкий.

В Англии есть два типа юристов: одни (barristers) выступают перед судом, представляют своего клиента, вторые (attorneys) занимаются предоставлением консультаций, договорной работой. Но всегда и везде есть еще и третья группа «юристов» — договаривающихся, решающих вопросы. Это, пожалуй, единственный класс «юристов», которые могут наниматься на проект в качестве отдельной единицы и которые в основном работают в одиночку.

— Случаются ли ситуации выхода юрфирм из проекта по собственной инициативе?

— Иногда случается, что на определенных стадиях проекта у юрфирмы может обнаружиться конфликт интересов. Это характерно для очень крупных международных юридических фирм, у которых такой конфликт может возникнуть в ходе реализации проекта (например, один из клиентов такой юрфирмы подает иск к стороне сделки), как правило, в третьих юрисдикциях. Это исключительная, но нормальная ситуация. В моей практике подобное было один раз.

Не помню, чтобы кто-то из юристов сказал: «Мы не справляемся» — скорее говорят, что денег не хватает.

— Возвращаясь к украинскому рынку юруслуг, в чем вы видите конкурентное преимущество украинских юридических фирм?

— Точно не в цене. Феноменально, но украинские юрфирмы начали сравниваться, а иногда и опережать международные юрфирмы по стоимости своих услуг. Особенно это было заметно в 2007 году.

Местные юрфирмы еще недавно были интересны, прежде всего, знанием украинской правовой базы и правоприменительной практики в самом широком понимании. К примеру, крупные M &A сделки — они могут не иметь вообще никакого отношения к Украине (канадская компания приобретает австралийскую, и обе не ведут операции на Украине), но закон обязывает получить на их проведение разрешение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

Сейчас основным преимуществом украинских юрфирм все больше становится интегрированная платформа: способность обеспечивать не только украинский сегмент проекта, но также самостоятельно закрывать вопросы английского либо континентального права. Например, могу выделить юрфирму Integrites, пополнившуюся в 2010 году командой юристов, специализирующихся в английском праве — я буду ее рекомендовать своим клиентам как фирму, способную обеспечить не просто сопровождение части сделки (по украинскому праву), а именно как интегрированную платформу.

— Имеет ли значение наличие офисов в ключевых финансовых центрах?

— Это как раз совсем не важно. Важно иметь хорошего профессионала и не важно, где он у вас базируется (если конечно, это не адвокат, который ведет дело в суде).

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины

Актуальный документ

Документы и аналитика

Прием налоговых деклараций

Акцент

Не преступная обязанность

Государство и юристы

Судьи автоматной очередью

Документы и аналитика

Вечные проблемы временного порядка

Неделя права

АМКУ может возглавить Василий Цушко

Неделя права

Новости из-за рубежа

Производитель жевательного табака выплатит компенсацию

Суд не поддержал претензии потомков Рюриковичей

Неделя права

Ученые против коррупции

Неделя права

Новости из-за рубежа

Верховный суд рассмотрит апелляцию Wal-Mart

Неделя права

Выговор спасает должность

Концептуальный подход

Должности зарезервировали

Новости из зала суда

Судебная практика

Отменено восстановление Н. Хандурина в должности

«Гид Луарэт Нуэль» защитил интересы французской компании

С провайдера PeopleNet взыскали задолженность

Суд отказал в удовлетворении иска к Президенту

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» защитила интересы ООО «Херсонес» в судебном споре

МЮФ Integrites — советник Rabobank International

«Киевстар GSM» — клиент ЮФ «Лавринович и Партнеры»

МЮК «Александров и Партнеры» участвовала в урегулировании спора с банком

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Работники судов отметят свой праздник

Решения недели

Судебная практика

Об определениях хозяйственного суда

О невыполнении импортной операции

О способе уплаты пенсии

Самое важное

Верховенство права в лицах

Избраны новые члены правления АЮУ

Судебная практика

Судебные решения

О правилах расчета сумм возмещения судебных расходов

Судебная практика

Исключительные допуски

Судебная практика

Судебные решения

О разграничении сделок, заключенных вследствие обмана и введения в заблуждение

ТОП-50

Фирменный практикум

Внештатная помощь в судебном споре

Баланс профессионализма и динамики

Налоговые подарки юрфирмам под елку

50 ведущих юридических фирм Украины по числу юристов

50 крупнейших публичных судебных и арбитражных дел

50 ведущих юридических фирм Украины по финэффективности

То пусто, то густо

Киевоцентризм в юрбизнесе

Как работает методика восстановления дохода

25 крупнейших публичных сделок в сфере антимонопольного права

50 ведущих юридических фирм Украины по доходу

Интегрированная платформа юрбизнеса

Летят перелетные птицы

En garde — к бою!

50 крупнейших публичных сделок

15 крупнейших публичных споров в сфере налогообложения

Тема номера

«Здесь роза, здесь танцуй»

Частная практика

Реформа — дело молодых

Празднование врозь

Юридический форум

Турнир с оружием в руках

Пять лет юридического единства

Інші новини

PRAVO.UA