В условиях трудовой миграции, а теперь и карантинных ограничений, особенную остроту приобретает проблема поиска и привлечения квалифицированных сотрудников, без которых развитие современного бизнеса невозможно. Неудивительно, что услуги по предоставлению персонала (услуги аутстаффинга) сегодня приобретают все большую популярность. Это свидетельствует о ряде преимуществ такого формата трудовых отношений. При этом правоохранительные и фискальные органы в некоторых случаях могут считать деятельность по предоставлению услуг аутстаффинга незаконной. О том, насколько соответствует деятельность аутстаффинговых компаний украинскому законодательству, мы поговорили с Александром Лукьяненко, партнером ЮК VB PARTNERS.
— Что нужно знать предпринимателю, заказывая услуги по привлечению персонала для своей компании?
— Выбирая аутстаффинг для своей компании, необходимо знать и все возможные риски, связанные с ним. В соответствии с законодательством Украины услуга аутстаффинга — это хозяйственная сделка, согласно которой лицо, предоставляющее услугу, направляет в распоряжение контрагенту работников для выполнения определенных этим соглашением функций.
— Кто может оказывать услуги подобного рода? Какие требования к аутстаффинговым компаниям предъявляет закон?
— Работодатели (субъекты хозяйствования), которые нанимают работников для дальнейшего выполнения работы в Украине у другого лица (аутстаффинговые компании), должны быть включены в соответствующий перечень Государственной службы занятости, а также подавать ежегодный отчет в территориальное управление этой службы о количестве направленных работников и количестве лиц, у которых они работали.
Деятельность аутстаффинговых компаний должна осуществляться на основании разрешения, выданного Государственной службой занятости. Без указанного разрешения предоставление услуг аутстаффинга этими компаниями на территории Украины запрещено.
— Получить такое разрешение можно без проблем?
— Это невозможно, поскольку порядок выдачи данных разрешений, который был утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20 мая 2013 года № 359, на сегодняшний день не вступил в силу.
— А как в таком случае аутстаффинговой компании работать, не нарушая закон?
— В Украине существует законодательно утвержденный Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности. В данном перечне разрешение на предоставление услуг аутстаффинга также отсутствует. Как следствие, требовать от субъекта хозяйствования получения разрешения от Государственной службы занятости до его включения в соответствующий перечень никто не имеет права.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что деятельность по предоставлению услуг аутстаффинга в настоящее время в Украине, по сути, законодательно не урегулирована.
Это обусловлено конкуренцией двух норм: части 2 статьи 39 Закона Украины «О занятости населения» и статьи 1 Закона Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности».
Конституцией Украины закреплен принцип, согласно которому никого нельзя заставить делать то, что не предусмотрено законодательством.
Поэтому предоставление услуг по аутстаффингу в Украине без разрешения Государственной службы занятости возможно (до его включения в Перечень документов разрешительного характера).
Однако следует учитывать, что органы прокуратуры и налоговики могут занять другую позицию и считать деятельность по предоставлению услуг аутстаффинга без разрешения незаконной.
— Есть ли на сегодняшний день сложившаяся практика правоохранительных органов относительно деятельности по предоставлению услуг аутстаффинга?
— Органами прокуратуры и фискалами были инициированы ряд уголовных производств, которые касались деятельности субъектов хозяйствования по предоставлению услуг аутстаффинга.
Анализируя существующие уголовные производства, можно прийти к выводу, что правоохранительные органы в некоторых случаях считают деятельность по предоставлению услуг аутстаффинга незаконной, поскольку она осуществляется при отсутствии необходимого разрешения, обязательное получение которого предусмотрено статьей 39 Закона Украины «О занятости населения».
— В чем именно усматривается незаконность деятельности аутстаффинговых компаний?
— По мнению правоохранителей, услуги аутстаффинга имеют фиктивный характер по нескольким признакам: во-первых, у аутстаффинговых компаний отсутствует кадровый состав и материально-техническая база для оказания таких услуг, во-вторых, фактически компания-потребитель самостоятельно отбирает и трудоустраивает работников, и в-третьих, сотрудники, работающие в компании — потребители таких услуг — не знакомы с тем, что их услуги предоставляются по схеме аутстаффинга, не знакомы с должностными лицами аутстаффингових компаний и не владеют информацией об этих компаниях. Таким образом и может быть сделан вывод, что данные компании предоставляют фиктивные услуги, а компании — потребители таких услуг — уклоняются от уплаты налогов и нарушают трудовое законодательство.
— Как в таком случае избежать чрезмерного внимания правоохранителей?
— Аутстаффинг в Украине — эффективный и вполне законный инструмент оптимизации трудовых и финансовых ресурсов компании.
Однако, пользуясь несовершенством законодательных норм, регулирующих данный вопрос, отдельные правоохранители могут оказывать давление на бизнес. Своевременная консультация адвоката поможет предотвратить возможные риски и защитить свои интересы в случае, если соответствующие органы уже «проявили интерес» к аутстаффинговым процессам вашей компании.
(Беседовал Олесь ЕВТЕЕВ, «Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…