Смеем надеяться, что сотрудничество двух юристов — народных депутатов из Партии Регионов и Блока Юлии Тимошенко: Елены Лукаш и Андрея Портнова, воплотившееся в законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О Высшем совете юстиции» (относительно усовершенствования организации и деятельности Высшего совета юстиции) № 1138, будет иметь результаты. Наверное, все помнят, как обострилась ситуация с назначением на административные должности судей после решения Конституционного Суда Украины (КСУ) № 1-рп от 16 мая с.г. по делу по конституционному представлению ВСЮ об официальном толковании положения части 5 статьи 20 Закона Украины «О судоустройстве Украины» (дело об увольнении судьи с административной должности), которым положения части 5 статьи 20 Закона Украины «О судоустройстве Украины» были признаны неконституционными, а также последовавшего за решением КСУ постановления Верховного Совета Украины, утверждающего «Временный порядок назначения судей на административные должности и увольнения с этих должностей».
Совсем немного
Итак, подробнее об изменениях, предлагаемых законопроектом № 1138. Во-первых, на ВСЮ, согласно законопроекту, возлагается задача, а не ответственность за формирование судейского корпуса. Во-вторых, указывается, что деятельность ВСЮ направлена на обеспечение эффективного функционирования органов правосудия и независимости судей. Отметим, что подобное утверждение в законе в дальнейшем может быть использовано против состава ВСЮ как необеспечение эффективного функционирования органов правосудия и независимости судей. Интересным представляется и положение относительно срока полномочий члена ВСЮ. Сам срок не меняется, но возможность работать в Совете появляется до назначения соответствующим органом нового члена ВСЮ и принятия им присяги. Что сказать, — вполне своевременная инициатива, которая искусственное блокирование работы Совета сделает, как минимум, проблематичным.
Также, согласно законопроекту, статья, обеспечивающая гарантии деятельности членов ВСЮ, дополняется частью 3, которая гарантирует независимость и личную неприкосновенность членам ВСЮ при осуществлении ими своих полномочий.
Кроме этого, незначительной, но необходимой правкой является изменение в статье 10 касательно порядка созыва съезда судей Украины по Закону Украины «О судоустройстве Украины». Также относительно порядка назначения членов ВСЮ съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений народные депутаты предлагают уточнение уровня аккредитации юридических высших учебных заведений, представители которых имеют право принимать участие в съезде. Учитывая положения Закона Украины «О высшем образовании», подготовку специалистов по направлениям (специальностям) образовательно-квалификационных уровней бакалавра, специалиста или магистра осуществляют высшие учебные заведения III и IV уровней аккредитации, преподавательский состав которых, в отличие от педагогических работников высших учебных заведений I и II уровней аккредитации, кроме педагогической деятельности, занимается также и научной. Следовательно, законопроект предлагает участие в съезде представителей вузов III -IV уровней аккредитации.
Изменения относительно назначения членов ВСЮ всеукраинской конференцией работников прокуратуры (отметим, что в конференциях могут участвовать лишь работники прокуратуры, которые имеют классные чины) в законопроекте объясняются с той позиции, что предоставление права участия в таких конференциях лишь работникам органов прокуратуры, которые имеют классные чины, уточняет содержание словосочетания «ответственные работники органов прокуратуры», примененное в действующей редакции Закона «О Высшем совете юстиции».
Изменение, небольшое, но значительное для кандидатов на должность судьи — возможность проведения собеседования с кандидатом непосредственно на заседании Совета. Самым волнительным моментом для кандидатов сейчас является заседание секции. Также проект уточняет, что, в случае увольнения судьи по особым обстоятельствам, ВСЮ уведомляет судью о дате заседания, сейчас таких судей приглашают на заседание.
Я, конечно, догадываюсь,
но хотелось бы уточнить
Актуальным в этом году был вопрос членства в Совете, при этом рассматриваемый законопроект так и не вносит ясности: сколько раз необходимо принимать присягу. С точки зрения здравого смысла — присягать чему-то одно и то же лицо может раз, но с точки зрения буквоедства закона — хотелось бы уточнить… Естественно, что член ВСЮ вступает в полномочия с момента принятия присяги, но проект уже не содержит в статье о присяге упоминаний об утрате членства во ВСЮ, в случае отказа принять присягу. Зато законопроект достаточно детально описывает процедуру принятия присяги в парламенте. Вопрос относительно принятия присяги вносится в повестку дня пленарного заседания парламента по представлению ВСЮ, если в двухмесячный срок после окончания полномочий предыдущего члена ВСЮ, назначенного соответствующим учреждением, не проводилось пленарных заседаний парламента, член ВСЮ принимает присягу на очередном пленарном заседании Верховного Совета Украины.
Вопрос порядка прекращения полномочий члена ВСЮ в связи с нарушением присяги или совершения аморального поступка уже задан народными депутатами КСУ, пока не известно, станет ли это предметом рассмотрения судом. Авторы законопроекта уточняют то, что решение о прекращении полномочий члена ВСЮ должно быть мотивированным, а прекращение полномочий члена Совета по основаниям, не предусмотренным законом, запрещено. Проанализировав предложения нардепов, можно сказать одно — они учитывают позицию самого Совета, высказанную неоднократно этим летом касательно увольнения членов ВСЮ за нарушение присяги. Подробнее о положениях законопроекта: факты нарушения присяги или совершения аморального поступка устанавливает ВСЮ, притом, что решение об увольнении члена ВСЮ принимает соответствующий орган. Проверка сведений о нарушении членом ВСЮ присяги или совершении аморального поступка осуществляется в порядке, определенном статьей 40 Закона «О Высшем совете юстиции» (статья регулирует проверку сведений о дисциплинарном проступке судей высших специализированных судов и Верховного Суда Украины).
По результатам проверки ВСЮ принимает решение относительно наличия или отсутствия оснований для прекращения полномочий члена Совета в связи с нарушением присяги или совершением аморального поступка. Такое решение считается принятым, если за него проголосовало не менее чем три четверти от конституционного состава ВСЮ.
Решение ВСЮ о наличии оснований для прекращения полномочий члена Совета в связи с нарушением присяги или совершением аморального поступка в трехдневный срок со дня принятия направляется на рассмотрение органа, который назначил его членом Совета. Представляется, что после принятия законопроекта в такой редакции возникнет вопрос о возобновлении членства Валентины Палий и Александра Задорожного.
Также проект говорит о том, что назначение нового члена ВСЮ вместо выбывшего осуществляется не позднее 2 месяцев со дня принятия соответствующего решения.
Работа с судьями
Отметим, что законопроект предусматривает значительное расширение полномочий ВСЮ не только в пределах решения КСУ. Так, в статью 3 Закона предлагаются следующие изменения относительно полномочий ВСЮ: вносить представления не только Президенту Украины, но и Верховному Совету Украины о назначении/избрании судей на должности или об увольнении их с должностей; рассматривать жалобы судей на решение квалификационной комиссии об отказе в предоставлении рекомендации об избрании на должность судьи бессрочно (в случае удовлетворения жалобы вносить представление в парламент); вносить представления об увольнении судей с административных должностей.
Кроме этого, учитывая все увеличивающееся количество обращений со сведениями о наличии оснований для увольнения судьи с должности, законопроект предусматривает урегулировать новый порядок предварительного рассмотрения таких обращений и осуществления соответствующей проверки путем создания в Совете инспекции в составе 20 инспекторов, половина из которых — откомандированные судьи или судьи в отставке. При этом кто составляет вторую половину — неясно. По решению ВСЮ количественный состав инспекции может быть увеличен. Инспекторы уполномачиваются на осуществление вместе с членами ВСЮ проверок в объеме, определенном последними, соответственно поручению председателя или заместителя председателя ВСЮ. Указывается, что инспекторы назначаются и освобождаются с должностей Советом на альтернативной основе, для назначения судьи на должность инспектора необходима рекомендация Совета судей Украины. Инспекторы при осуществлении своих полномочий имеют те же гарантии, что и члены ВСЮ.
Что касается истребования судебных дел, рассмотрение по которым не закончено, то они предоставляются для ознакомления на требование членов ВСЮ и инспекторов, которым даны соответствующие поручения.
Также проект уточняет список актов, которые принимает ВСЮ, — это решения, определения и постановления. Решения (определения, постановления) ВСЮ могут быть обжалованы в суде лишь в случае нарушения установленной законом процедуры рассмотрения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…