В настоящее время сложилась ситуация, при которой Украина остро нуждается в радикальных антикризисных реформах в большинстве сфер. В то же время курс на реформирование может быть осуществлен лишь вследствие назначения на ключевые должности в органах власти профессионалов, готовых брать на себя необходимую ответственность и жертвовать политическим имиджем, принимая непопулярные решения. По этому поводу в высших кругах власти была высказана и поддержана идея назначения на руководящие должности в некоторых центральных органах иностранных специалистов.
Идея была реализована 2 декабря 2014 года — членами правительства стали три иностранца. Вместе с тем метод, использованный Президентом Украины для того, чтобы не нарушать установленные статьей 7 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» ограничения относительно обязательности украинского гражданства для министров, отягчен формальностями и непрактичен — им было спешно предоставлено гражданство Украины ввиду государственного интереса.
В то же время, если планируется в дальнейшем использовать иностранных специалистов в работе органов власти, возникает потребность в реформировании законодательства о государственной службе и разработке четкого механизма их привлечения и условий работы.
Необходимо и внесение изменений в положения Законов Украины «О государственной службе» и «О Кабинете Министров Украины», касающихся запрета нерезидентам быть государственными служащими и членами правительства. Отменять эти положения полностью было бы слишком радикальным и необоснованным шагом, но допустимо их изменить, предоставив иностранцам право занимать должности в центральных органах власти в исключительных случаях, когда того требуют государственные интересы, и при наличии решения парламента о допуске их как кандидатов на те или иные должности. Такой выход позволит значительно расширить круг кандидатур на государственные должности, а также избежать формальностей с приобретением ими гражданства или лишением его.
Кроме того, целесообразно при привлечении иностранцев к государственной службе законодательно предусмотреть контрактную форму их труда. Это позволит в каждом конкретном случае определить особенности применения к ним таких специфических аспектов государственной службы, как оплата труда и дисциплинарная ответственность, с учетом правового статуса нерезидентов.
Внесение таких изменений в законодательство позволит заложить эффективный механизм привлечения иностранных специалистов непосредственно к проведению антикризисных реформ в составе государственного аппарата.
КОРНЕЙКО Александр — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…