ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №9 (219) » ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Рубрика Прецеденты

Конституционный Суд Украины определил, что положения части 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения”, в соответствии с которыми действие этого Закона распространяется на предприятия с иностранными инвестициями, независимо от времени внесения иностранных инвестиций, их регистрации, являются основанием для отказа как в предоставлении, так и в приостановлении ранее предоставленных предприятиям с иностранными инвестициями льгот

Конституционный Суд Украины рассмотрел дело по конституционному представлению Кабинета Министров Украины о предоставлении официального толкования положений части 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” и части 1 статьи 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”.

Субъект права на конституционное представление – Кабинет Министров Украины – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством о даче официального толкования положений части 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” и части 1 статьи 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”, разъяснив при этом нижеследующее:

1) является ли часть 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” основанием для отказа в предоставлении льгот предприятиям с иностранными инвестициями, независимо от времени внесения иностранных инвестиций и их регистрации, в том числе при разрешении споров в судах;

2) является ли часть 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” основанием для приостановления льгот, ранее предоставленных предприятиям с иностранными инвестициями, независимо от времени внесения иностранных инвестиций и их регистрации, в соответствии с утратившими силу законами;

3) как согласовываются между собой нормы указанных законов, а именно: часть 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” и часть первая статьи 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”, иными словами, предусматривает ли применение государственных гарантий защиты иностранных инвестиций, установленных законами Украины, действовавшими на момент регистрации иностранных инвестиций, предоставление предприятиям с иностранными инвестициями налоговых и иных льгот, предусмотренных ранее действовавшим специальным законодательством.

Во время рассмотрения настоящего дела Конституционным Судом Украины Верховный Совет Украины принял Закон Украины от 20 декабря 2001 года № 2899-III “О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью устранения случаев уклонения отдельных предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов, от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)”. Вышеуказанный Закон вступил в силу 9 января 2002 года.

В соответствии с вышеупомянутым Законом, часть 1 статьи 7 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” изложена в следующей редакции:

“Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме статей 1-4 и абзаца первого статьи 5, которые вступают в силу с момента введения в действие Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”.

Внесены изменения в абзац четвертый части 1 статьи 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”, в соответствии с которыми государственные гарантии защиты инвестиций определены как система правовых норм, “направленных на защиту инвестиций и не касающихся вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей)”.

Поскольку вышеприведенные изменения имеют значение для принятия решения, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что толкование соответствующих положений Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” и Закона Украины “Об инвестиционной деятельности” должно осуществляться с учетом изменений, внесенных с целью устранения случаев уклонения отдельных предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов, от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

Конституционный Суд Украины, разрешая вопросы, затронутые в конституционном представлении, исходит из нижеследующего.

Анализ содержания Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” свидетельствует о том, что его положения, в том числе подлежащие толкованию, находятся в системной связи между собой.

Учитывая вышесказанное, толкование положений статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” должно осуществляться с учетом других взаимосвязанных с ними положений этого Закона.

С целью защиты конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности Закон Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” устанавливает, что ко всем предприятиям, созданным с участием инвестиций, в том числе иностранных, применяется единый национальный режим валютного регулирования и уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), установленный законами Украины для предприятий, созданных без участия иностранных инвестиций (статья 1). Положения части 1 статьи 5 этого Закона распространяют действие указанного режима на предприятия с иностранными инвестициями независимо от времени внесения иностранных инвестиций, их регистрации, в том числе до введения в действие и во время действия Закона Украины “Об иностранных инвестициях”, Декрета Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования” и Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”. То есть для всех предприятий, созданных с участием инвестиций, как отечественных, так и иностранных, создаются равные условия в вопросах валютного и таможенного регулирования и уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется не только законодательными актами Украины, но и международными договорами, ратифицированными Верховным Советом Украины. Эти договоры, в соответствии с частью 1 статьи 9 Основного Закона Украины, являются частью национального законодательства Украины. Системный анализ положений международных договоров о взаимной защите инвестиций, заключенных Украиной на протяжении 1994-2001 годов, свидетельствует о том, что они не предусматривают создание для иностранных инвесторов льготного режима инвестиционной деятельности. В соответствующих статьях этих договоров, как правило, подчеркивается, что принимающая сторона должна создать для иностранных инвесторов режим, не менее благоприятный, нежели в отношении собственных граждан или предприятий либо граждан или предприятий третьих стран. Конституционный Суд Украины считает, что в этом случае понятия “национальный режим” и “режим, не менее благоприятный, нежели в отношении собственных граждан и предприятий” тождественны по своей сути. То есть применение по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями национального режима валютного регулирования и уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) соответствует взятым Украиной по международным договорам обязательствам.

Анализ законов Украины “О внешнеэкономической деятельности” от 16 апреля 1991 года № 959-XII, “О защите иностранных инвестиций на Украине” от 10 сентября 1991 года № 1540а-XII, “Об инвестиционной деятельности”, которыми регулируется инвестиционная деятельности на Украине до принятия Закона Украины “Об иностранных инвестициях”, свидетельствует о том, что их нормы закрепили принцип равенства всех предприятий, созданных с участием инвестиций, как иностранных, так и отечественных, в вопросах уплаты налогов, сборов (обязательных платежей). К тому же в части первой статьи 8 Закона Украины “Об иностранных инвестициях” также указывалось, что на территории Украины в отношении иностранных инвестиций и форм их осуществления устанавливается национальный режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом и действующими международными договорами Украины.

В то же время, в соответствии со статьей 32 вышеуказанного Закона, предприятиям с иностранными инвестициями был предоставлен ряд налоговых льгот, которых не имели предприятия с отечественными инвестициями. Кроме этого, в соответствии с положениями статьи 9 Закона Украины “Об иностранных инвестициях”, статьи 8 Декрета Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования”, в случае изменения законодательства по требованию иностранного инвестора к нему в течение десяти лет должно применяться специальное законодательство, действовавшее на момент регистрации инвестиции.

Льготный режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности для предприятий с иностранными инвестициями с некоторыми изменениями, внесенными Декретом Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования”, просуществовал до 1996 года и был отменен Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования”. Однако в дальнейшем, с принятием Постановления Верховного Совета Украины “О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Украины “О порядке введения в действие Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования” от 6 июля 1999 года № 823-XIV, отдельные положения указанного льготного режима были возобновлены.

С принятием Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” было установлено, что специальное законодательство об иностранных инвестициях и государственные гарантии защиты инвестиций “не регулируют вопросы валютного, таможенного и налогового законодательства, действующего на территории Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, ратифицированными Верховным Советом Украины” (статья 3).

Аналогичное правило было установлено и абзацем четвертым части 1 статьи 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”, в соответствии с которым государственные гарантии защиты инвестиций определены как система правовых норм, направленных на защиту инвестиций, и не касаются вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей).

Таким образом, положения статьи 9 Закона Украины “Об иностранных инвестициях”, статьи 8 Декрета Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования” и пункта 5 Постановления Верховного Совета Украины “О порядке введения в действие Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”, в соответствии с которыми по требованию иностранного инвестора применяется специальное законодательство, действовавшее на момент регистрации инвестиции, отмененные Законом Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения”, могут применяться только в рамках, предусмотренных статьей 3 этого Закона и статьей 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”. То есть специальное законодательство Украины об иностранных инвестициях, а также государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные украинским законодательством, не регулируют вопросы валютного, таможенного и налогового законодательства, действующего на территории Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, ратифицированными Верховным Советом Украины.

Из материалов дела следует, что на момент отмены Законом Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” Закона Украины “Об иностранных инвестициях” и Декрета Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования” эти нормативно-правовые акты уже утратили силу в соответствии с положениями статьи 27 Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”.

На основании всего вышеизложенного Конституционный Суд Украины определил, что положения части 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения”, в соответствии с которыми действие этого Закона распространяется на предприятия с иностранными инвестициями, независимо от времени внесения иностранных инвестиций, их регистрации, в том числе до введения в действие и в течение времени действия Закона Украины “Об иностранных инвестициях”, Декрета Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования” и Закона Украины “О режиме иностранного инвестирования”, являются основанием для отказа как в предоставлении, так и в приостановлении ранее предоставленных предприятиям с иностранными инвестициями льгот, на которые они имели право в соответствии с положениями отмененных Законом Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” нормативно-правовых актов.

Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины решил:

В аспекте затронутых в конституционном представлении вопросов положения части 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” и части 1 статьи 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности” следует понимать следующим образом.

Со дня вступления в силу части 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” специальное законодательство и государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, действовавшие на момент регистрации инвестиции и подлежавшие применению по требованию иностранного инвестора на основании гарантии от изменения законодательства, применяются в рамках, предусмотренных статьей 3 этого Закона и статьей 19 Закона Украины “Об инвестиционной деятельности”.

Положения части 1 статьи 5 Закона Украины “Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения” во взаимосвязи с другими положениями этого Закона являются основанием для отказа как в предоставлении, так и в приостановлении ранее предоставленных льгот в сфере валютного и таможенного регулирования и уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) предприятиям с иностранными инвестициями, их дочерним предприятиям, а также филиалам, отделениям, другим обособленным подразделениям, включая постоянные представительства нерезидентов, независимо от времени внесения иностранных инвестиций и их регистрации.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

В БЛИЖАЙШИЕ ПЯТЬ ЛЕТ КЛОНЫ РОССИЯНАМ НЕ НУЖНЫ

КОНФЛИКТАМИ МОЖНО УПРАВЛЯТЬ

Законодательная практика

МИНИСТЕРСКИЙ ЗАКОН

ВСЕ ТЕЧЕТ, ВСЕ МЕНЯЕТСЯ

Зарубежная практика

У ВАС РАСТУТ КРЫЛЬЯ?

INTA НА СТРАЖЕ ПРАВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Новости из-за рубежа

ПРОДАЖА ОРУЖИЯ УЖЕСТОЧЕНА НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ США

MICROSOFT ОТКРЫВАЕТ КОДЫ

Новости профессии

ГДЕ ОБЖАЛОВАТЬ БУДЕТЕ?

ВСЕ В СУД

ВЕТО НА ОБА ВАШИХ КОДЕКСА

НЕ ВЕЛИ КАЗНИТЬ…

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Первая полоса

ВАЖНА И ФОРМА, И СОДЕРЖАНИЕ

Прецеденты

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ПЕНТАГОН СКАЖЕТ ПРАВДУ ТОЛЬКО ДРУЗЬЯМ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ

Судебная практика

ЕВРОПА ПОДОЖДЕТ

Тема номера

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

ЖУРНАЛИСТОВ ЛЮБИТЬ ТРУДНО. НО НЕОБХОДИМО

ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Юридический форум

НОВЫЕ ЛЕГИОНЫ

БОРИТЕСЬ И ПОБОРЕТЕ…

ЗНАНИЕ - СИЛА!

ВПЕРЕД - К ИННОВАЦИЯМ!

Інші новини

PRAVO.UA