Проблема инновационного развития украинской экономики беспокоит многих в нашей стране. Согласно единогласным заявлениям экспертов, если Украина будет развивать свою экономику в прежнем направлении, руководствуясь сиюминутными налоговыми интересами, то в скором будущем некоторые отрасли производства могут исчезнуть вообще. Без новых технологий украинские предприятия не смогут на равных конкурировать с европейскими производителями.
На уровне органов власти делается вид, что что-то делается, но ситуация в корне не меняется. Для изменения инновационной политики государства, а точнее, для создания инновационной политики был необходим новый закон. Похоже, что такой закон Украина получила.
СТАРЫЙ ПРОЕКТ СО СВЕЖИМИ ИДЕЯМИ
Похоже, что инновациями занялись всерьез и надолго. Еще 24 марта 1999 года на рассмотрение парламента был внесен проект закона «Об инновационной деятельности». Данный проект был принят 5 июля прошлого года, однако тогда Президент Украины его не подписал, возвратив в Верховный Совет для повторного рассмотрения. 7 февраля с. г. парламент вновь принял этот проект закона Украины «Об инновационной деятельности». У Президента вновь возникли к нему замечания: он наложил на него вето.
В конце концов 4 июля законопроект «Об инновационной деятельности» был принят парламентом в целом в третий раз.
Принятый Закон «Об инновационной деятельности» (далее — Закон) определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности на Украине, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направлен на поддержку развития экономики Украины инновационным путем.
Под инновациями в Законе понимаются созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы. А под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, которая обуславливает выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Содержащиеся в Законе определения позволяют хотя бы на уровне ассоциаций определить критерии инновации. А это будет иметь значение при уменьшении налогообложения для инновационно ориентированных предприятий.
ИННОВАЦИЯМ — СВЕТЛЫЙ ПУТЬ
Одним из главных принципов инновационной деятельности является его государственная поддержка и стимулирование, что осуществляется во всех развитых странах мира. Согласно принятому Закону, у нас будет внедряться похожая система, ориентированная на всестороннюю поддержку субъектов хозяйствования всех форм собственности, реализующих на Украине инновационные проекты, а также предприятий всех форм собственности, имеющих статус инновационных.
К инновационным предприятиям Законом отнесены предприятия (объединения предприятий) любой формы собственности, если более 70% объема их продукции (в денежном эквиваленте) за отчетный налоговый период является инновационными продуктами и (или) инновационной продукцией.
Статус инновационного предприятия дает ему право на льготы, определенные статьей 21 Закона «Об инновационной деятельности». Закон предусматривает следующие налоговые льготы: 50% НДС и 50% налога на прибыль остается у налогоплательщика на реализацию его инновационных проектов. Инновационным предприятиям также разрешается ускоренная амортизация основных фондов. Такие предприятия уплачивают земельный налог в размере 50% от действующей ставки.
КОНКРЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА
Следует отметить, что Закон получился не голословным, как полагали некоторые. Закон предусматривает систему конкретных мероприятий, направленных на реализацию его норм. Например, статус инновационного предприятия необходимо получить в официальном порядке, после чего еще и зарегистрировать в специальных органах. Кроме того, на государственную поддержку могут рассчитывать только те инновационные проекты, которые зарегистрированы в соответствующем порядке (статьи 12 и 13 Закона) и включены в Государственный реестр инновационных проектов. В таком случае специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности выдает субъекту инновационной деятельности свидетельство о государственной регистрации инновационного проекта (свидетельство действует в течение трех лет со дня его выдачи).
Планируется конкретно поддержать инновационные предприятия. Об этом идет речь в разделе IV Закона — «Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности». Законом предусмотрены следующие виды государственной финансовой поддержки инновационной деятельности:
— имущественное страхование реализации инновационных проектов у страхователей в соответствии с Законом Украины «О страховании»;
— предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование приоритетных инновационных проектов;
— беспроцентное кредитование (на условиях инфляционной индексации) за счет средств государственного и местных бюджетов, а также кредитование под низкие проценты;
— полная или частичная компенсация (за счет средств государственного бюджета и средств местных бюджетов) процентов, выплачиваемых субъектами инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов.
Система предусмотренных мер, на первый взгляд, действительно должна стимулировать желающих реализовать свои инновационные проекты. С другой стороны, основными источниками финансирования инновационной деятельности будут все-таки средства государственного и местных бюджетов. Поэтому уже сейчас понятно, что обещанная политика «всесторонней поддержки» будет происходить по остаточному принципу («есть деньги в бюджете — дадим, нет — не дадим»).
Предусмотрена также возможность освобождения от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость на товары, которые необходимы для выполнения инновационного проекта (относительно которого принято постановление Кабинета Министров).
Уже сейчас можно предположить, что предоставление инновационных льгот сопряжено с риском, поскольку они могут быть «дарованы» по разнарядке чиновника совсем не инновационно ориентированным предприятиям.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЖЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ
На сегодняшний день законодательный массив, регулирующий отношения в сфере инноваций, довольно объемный. Сюда входят законы Украины: «Об инвестиционной деятельности», «О научной и научно-технической деятельности», «О научной и научно-технической экспертизе» и другие законодательные акты. С появлением специального Закона «Об инновационной деятельности» такая деятельность получает более реальные юридические гарантии стимулирования, тем более, что вносятся изменения в законы: «Об инвестиционной деятельности», «О налогообложении прибыли предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на землю», «О едином таможенном тарифе».
Главной целью Закона, да и инновационной политики государства в целом, является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизведения, развития и использования научно-технического потенциала страны; обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции. Реализация этих положений будет зависеть прежде всего от количества средств, выделенных на нужды инновационных предприятий. Без необходимых средств разговоры о переходе Украины на инновационный путь развития экономики, о создании условий для сохранности, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала, о финансовой поддержке инновационной деятельности останутся только разговорами.
4 июля депутаты приняли в первом чтении еще один важный документ — проект закона Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности на Украине на период до 2005 года», внесенный 3 июня 2002 года Кабинетом Министров Украины. Данный документ определяет этапы, мероприятия, ответственных лиц для успешной реализации инновационной политики на Украине. Вместе с Законом «Об инновационной деятельности» этот документ должен завершить законодательное урегулирование осуществления на Украине инновационной политики.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…