Выбор наименования юридическим лицом любой формы собственности — право его учредителей. При этом юридическим компаниям, пожалуй, более тщательно, нежели другим, следует подходить к выбору наименования. Стоит учитывать и тот фактор, что мнение о компании, идентифицируемой из множества ей подобных благодаря наименованию, формируется на основании личностных качеств конкретного юриста.
Обычно юристы, создающие юридическую фирму или адвокатское объединение, при выборе наименования, как правило, используют два варианта. Адвокат патентного и юридического агентства «Дубинский и Ошарова» Мария Шверк рассказала нам, что в названии либо указываются фамилии основателей (участников) компании, руководящих партнеров, причем часто такое наименование содержит слова «и партнеры», либо создается фантазийное обозначение, используемое в качестве названия юридического лица, при этом, как правило, употребляются слова: «право», «закон», «lex», «law» и др.
Независимо от подхода, избранного собственниками компании, смена наименования — процесс неприятный и может повлечь целый ряд последствий. Управляющий партнер компании «Правовой Альянс» Илья Костин поделился опытом своей компании, отметив, что последствием изменения названия может быть отток клиентуры, которая была «наработана» в период деятельности партнеров под одним «названием». «Кроме того, — отмечает г-н Костин, — бывают различные недоразумения, связанные с названиями юридических фирм, например, когда название юридической фирмы, прекратившей свое существование в связи со слиянием, было подхвачено другими юристами.
Госпожа Шверк выделяет две группы последствий, которые могут возникнуть в связи с изменением наименования. К первой группе — юридическим последствиям — относится необходимость государственной регистрации нового наименования, внесения соответствующих изменений в устав предприятия. В случае если торговая марка юридической фирмы в своей основе содержит ее название, также потребуется соответствующая регистрация новых торговых марок. Ко второй группе относятся так называемые маркетинговые последствия — создание новых брендбуков, веб-сайта, проведение маркетинговых акций, направленных на формирование у потребителя представления о том, что новое название соответствует компании, с целью сохранения репутации.
Наиболее распространенные причины таких изменений назвал управляющий партнер юридической фирмы «Лексвелл и Партнеры» Сергей Финогин. По его мнению, это связано с изменением состава участников или владельца фирмы (хотя далеко не всегда изменения в составе участников приводят к изменению названия) и желанием улучшить восприятие названия. Также это может произойти в результате слияния компаний.
Говоря о наименованиях юридических компаний, стоит рассмотреть и такой аспект, как право собственности на них. Так, Илья Костин отмечает, что очевидной является принадлежность наименования юридической фирмы самому юридическому лицу. А вот право на наименование как на торговый знак определяется договором: «У нас торговый знак «Компания «Правовой Альянс» принадлежит непосредственно юридическому лицу, а права на этот знак, которыми обладает каждый из партнеров, урегулированы в партнерском соглашении».
Немаловажным в этом отношении является соотношение прав физического лица на собственное имя (в том числе фамилию) и права юридического лица на коммерческое наименование, в котором используется имя физического лица. Сергей Финогин отмечает, что ныне обязательность указания в названии предприятия фамилий его участников существует только для полных и коммандитных товариществ. Данный вопрос должен быть урегулирован еще на этапе создания фирмы и выбора ее наименования. Как правило, при выходе из компании участника, чье имя содержится в наименовании фирмы, происходит соответственно изменение и названия фирмы, но это правило не обязательное.
Илья Костин также подчеркнул, что указанный вопрос не урегулирован законодательством, поэтому его необходимо урегулировать на стадии заключения парт-нерского соглашения. Ведь использование в наименовании юридического лица имени человека, согласие которого отсутствует либо вышедшего из состава участников, является аморальным и вводящим в заблуждение третьих лиц. Хотя такая ситуация и маловероятна, но возможна в том случае, если у партнера отсутствуют корпоративные права на управление юридическим лицом либо он обладает незначительным количеством голосов, а другие участники попросту не захотят изменять наименование юридической фирмы.
Причем от необходимости изменить наименование при выходе из партнерского состава не застрахованы даже те компании, наименования которых не содержат фамилии основателей. Яркий пример тому — практика адвокатского объединения «Правис» (г. Киев). Наименование, образованное из инициалов трех основателей — Игоря Пукшина, Алексея Резникова и Сергея Власенко, после ухода из объединения г-на Пукшина пришлось изменить на «Правис: Резников, Власенко и Партнеры». Но, как известно, в г. Донецке еще до создания в г. Киеве компании «Правис», уже работало адвокатское объединение с аналогичным названием — адвокатская контора «Правис». Вследствие, дабы не продолжать путаницу, с января 2006 года фирма работала под названием «Резников, Власенко и Партнеры». Напомним, 1 апреля 2006 года состоялось слияние АО «Резников, Власенко и Партнеры» и ООО «Юридическая фирма «Магистр & Партнеры», в результате которого юристы продолжили практику в компании под наименованием последней.
Конечно, кроме того что наименование юридической фирмы является брендом, оно может быть включено в баланс компании. По мнению Ильи Костина, собственно наименование фирмы не является нематериальным активом, поэтому не может быть включено в баланс предприятия, оценить его очень сложно, поскольку оно не является охраняемым знаком. И тут важна договоренность между партнерами.
В то же время стоимость товарного знака, как правило, оценивается с привлечением экспертов в области интеллектуальной собственности. Это очень важно для партнеров, так как каждый их них вложил свои усилия в развитие бренда, и не менее важно при слиянии юридических фирм, когда производится оценка активов каждого предприятия. Аналогичного мнения придерживается и г-н Финогин.
В противовес этому Мария Шверк считает, что наименование юридического лица является объектом интеллектуальной собственности, то есть нематериальным активом, который может быть оценен и учтен. Но настоящая практика такова, что при оценке стоимости предприятия его наименование не выделяется из goodwill.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…