Именная акция — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (965) » Именная акция

Именная акция

Министерство юстиции Украины обя­зано обеспечить приведение Требований к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения (Требования) в соответствие с требова­ниями Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон), а именно — путем установления запрета использования полных, сокращенных и изложенных на английском языке собст­венных имен органов адвокатского само­управления и производных от них назва­ний в наименованиях других юридических лиц, их обособленных подразделений и общественных объединений без статуса юридического лица.

Соответствующее постановление Окружного административного суда г. Киева от 15 апреля 2016 года вступило в силу 16 июня с.г. — после того, как было оставлено без изменений определением Киевского апелляционного администра­тивного суда от 7 июня с.г.

Суд помимо этого признал противо­правным бездействие Минюста относи­тельно неисполнения пункта 10 пере­ходных положений Закона — в части приведения нормативно-правовых актов министерства в соответствие с этим Зако­ном. В частности, это касается внесе­ния Требований, утвержденных прика­зом Министерства юстиции Украины от 5 марта 2012 года № 368/5 (с изменениями и дополнениями).

На промедление ведомства (Закон отво­дил для этого три месяца с момента вступ­ления акта в силу — 15 августа 2012 года) обратила внимание Национальная ассоциа­ция адвокатов Украины (НААУ). Сначала НААУ обратилась с письмом к премьер министру Украины с просьбой дать пору­чение Минюсту относительно внесения изменений в Требования касательно запрета использования собственных имен органов адвокатского самоуправления другими юридическими лицами. После получения ответа от Минюста об отсутствии правовых оснований для внесения таких изменений в Требования НААУ обратилась в суд с адми­нистративным иском с соответствующими требованиями.

Позиция НААУ такова: Законом и Уставом НААУ предусмотрены наимено­вания и правовые основы деятельности каждого из органов адвокатского само­управления. При этом каждый такой орган представляет интересы либо адвокатов региона, либо адвокатов Украины в целом перед органами государственной власти, органами местного самоуправления, меж­дународными и другими организациями, иными словами, имеет четко определенные Законом задачу и цель создания.

То обстоятельство, что собственные наименования органов адвокатского самоуправления ныне не запрещены для использования в наименованиях какого-либо иного юридического лица, позволяет таким лицам, созданным не на основании Закона об адвокатуре, присваивать такие имена и использовать их по собственному усмотрению, в том числе в нарушение требований Закона.

Удовлетворяя исковые требования НААУ к Минюсту в полном объеме, суд указал на следующее.

Прежде всего он определил, что именно Минюст является главным органом в сис­теме центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную правовую политику, в том числе в вопросах государ­ственной регистрации юридических лиц, общественных формирований без статуса юрлица.

Согласно положению о Минюсте, ведомство обязано обеспечивать посто­янное приведение нормативных актов по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в соответствие с зако­нодательством, в том числе относительно особенностей их наименования в соот­ветствие с законом, поскольку последний имеет высшую юридическую силу.

Что касается непосредственных требо­ваний о запрете использования наименова­ний органов адвокатского самоуправления другими юридическими лицами и общест­венными формированиями, суд согласился с доводами НААУ.

В постановлении отмечается, что по правилам пункта 1.5 Требований наиме­нование юридического лица не может быть тождественным наименованию другого юридического лица.

Согласно Положению о Совете адвока­тов Украины (САУ), утвержденному Учре­дительным съездом адвокатов Украины 17 ноября 2012 года, САУ действует в системе НААУ, является национальным органом адвокатского самоуправления, на который государством возложено выпол­нение публично-представительских функ­ций негосударственного самоуправляемого института, обеспечивающего осуществле­ние защиты, представительства и оказания профессиональной правовой помощи — адвокатуры Украины.

Законодательством Украины четко определены собственные наименования для всех органов адвокатского самоуправ­ления, перечень которых исчерпывающий. «Подмена органов адвокатского само­управления, использование их имен собст­венных другими субъектами общественных отношений не допускается» — отмечается в постановлении Окружного администра­тивного суда г. Киева.

Также суд обратил внимание на то, что Всеукраинским общественным объ­единением «Совет адвокатов Украины» осуществляется награждение иностранных адвокатов, которое можно трактовать как награждение от имени НААУ, и именно к этому объединению нередко подаются иски как к Совету адвокатов Украины — органу адвокатского самоуправления, в чем нашел нарушение прав истца по выполнению функций адвокатского самоуправления.

На этом основании суд согласился с доводами НААУ, что Минюст не обес­печил соблюдение требований пункта 10 Переходных положений Закона в части приведения Требований в соответствие с Законом путем внесения в них измене­ний по установлению запрета использова­ния полных, сокращенных и изложенных на английском языке имен собственных органов адвокатского самоуправления, определенных Законом, и производных от них названий в наименованиях других юридических лиц, их обособленных под­разделений или общественных объедине­ний без статуса юридического лица.

Вероятно, после исполнения Минюс­том настоящего решения стоит ожидать принудительного изменения наименова­ний ряда общественных организаций, а также юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере права и исполь­зующих в своих названиях производные от названий органов адвокатского само­управления.

С одной стороны, будут говорить о том, что такие юридические лица были созданы раньше, чем принят Закон, поэтому они могут использовать свои названия далее, с другой — если имеет место смешение и введение в заблуждение третьих лиц, требование НААУ выглядит вполне оправ­данным.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Шаг и мат

Акцент

Фраза развития

Государство и юристы

АТО ли еще будет

Все круги лада

И снова по-новой

Честные исполнители

Документы и аналитика

Исполнить толк

Новости юридических фирм

Частная практика

А. Стельмащук возглавил Конкурсную комиссию по отбору кандидата на должность главы Нацагентства по розыску и возврату активов

МЮФ DLA Piper-юрсоветник Georgian Industrial Group

Interlegal консультировала по вопросам взыскания убытка при перевозке груза

А. Зволикевич стала партнером АО «Гесторс»

Отрасли практики

Поучить лицензию

Развести сеть

Репортаж

Новая волна

Самое важное

Разрушение проблем

Время перемены

Актовый залп

Судебная практика

Выразить прочтение

Хозяйственный свидетель

Карте место

Судебная практика

Судебные решения

Особенности заявления отвода третейским судьям

Судебная практика

Ученье — свет!

Тема номера

Персональный блок

Происк данных

Единица изменения

Не выйдет долга

Заурядное устройство

Частная практика

Именная акция

Інші новини

PRAVO.UA