Играть на понижение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Играть на понижение

Рубрика Тема номера
Решение проблем в сфере возобновляемой энергетики позволит снизить количество судебных споров против ГП «Гарантированный покупатель» и хоть частично вернуть доверие инвесторов

10 июня между Кабинетом Министров Украины (КМУ) и представителями ассоциаций производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ-производители) был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно урегулирования проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики в Украине (Меморандум).

Взамен на существенное снижение «зеленого» тарифа для ветровых и солнечных проектов и усиление ответственности ВИЭ-производителей за небалансы правительство пообещало принять ряд компенсаторных мер, направленных на стабильное функционирование энергосистемы, своевременную оплату, погашение существующих долгов ГП «Гарантированный покупатель» (ГП), среди которых:

— обеспечение своевременной текущей оплаты ГП зеленой энергии;

— обеспечение выплаты всех «исторических» долгов ГП перед ВИЭ-производителями в следующем порядке: 40 % в IV квартале 2020 года и по 15 % в каждом квартале 2021 года;

— пересмотр тарифа оператора системы передачи (ОСП) на услугу по передаче электрической энергии;

— разработка механизма предоставления ВИЭ-производителям компенсации за электроэнергию, не производимую в результате выполнения команд ОСП;

— утверждение годовых квот поддержки зеленой энергетики и обеспечение проведения аукционов по распределению таких квот.

21 июля 2020 года во исполнение настоящего Меморандума Верховная Рада Украины приняла законопроект № 3658 о снижении «зеленого» тарифа, который заработал как Закон Украины № 810-IX с 1 августа 2020 года.

Закон № 810-IX не предусматривал конкретных решений или механизмов, имплементирующих компенсаторные меры для ВИЭ-производителей, обещанные правительством в Меморандуме.

Положения Закона № 810-IX в этой части носили общий декларативный характер и на сегодня не выполнены, кроме предоставления права ГП продавать электроэнергию по двусторонним договорам.

Текущие расчеты с ВИЭ-производителями

Меморандум между правительством и инвесторами предусматривал обеспечение 100% выплат за произведенную зеленую электроэнергию с августа этого года.

Какие механизмы все же предусматривались для своевременной оплаты?

В первую очередь это бюджетная поддержка. Законом № 810-IX закреплена обязанность правительства ежегодно предусматривать в бюджете расходы на финансовую поддержку ГП для расчетов с ВИЭ-производителями. Она должна закладываться в размере не менее 20 % стоимости прогнозируемого уровня выработки электроэнергии из ВИЭ на соответствующий год на основании расчетов, предоставленных Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Однако, несмотря на обращение ведущих ассоциаций в сфере возобновляемой энергетики, в проекте государственного бюджета Украины на 2021 год (законопроект № 4000 от 14 сентября 2020 года), инициированном КМУ, не было ни слова об этой категории расходов.

По состоянию на 2 ноября 2020 года Минфин отказался закладывать в госбюджет расходы на погашение долгов по «зеленому» тарифу и предостерег от выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), уверяя, что это приведет к разбалансировке государственных финансов.

Следует обратить внимание и на тариф ОСП. Согласно заявлениям ГП, основная причина задержек платежей за купленную зеленую электроэнергию — отсутствие полной оплаты ОСП. По информации ГП, задолженность ОСП, которая является источником для расчетов по «зеленому» тарифу, на 3 ноября 2020 года составила 23,35 млрд грн.

С 1 августа 2020 года ОСП утвердил новый тариф на передачу в размере 240,23 грн за мегаватт-час.

По мнению ВИЭ-производителей, тариф ОСП на передачу электроэнергии с 1 августа 2020 года был установлен не на том уровне, на котором бы позволил выполнять ОСП свои обязательства перед ГП в полном объеме.

В свою очередь, 4 ноября 2020 года появилось сообщение НКРЭКУ о намерении увеличить тариф на передачу до 312,76 грн за мегаватт-час с 1 декабря 2020 года.

Нельзя забывать и о выходе ГП на рынок двусторонних договоров. Закон № 810-IX предоставил ГП право на осуществление продажи электрической энергии, произведенной из возобновляемых источников, на аукционах по таким договорам. Чтобы этот механизм заработал, КМУ были внесены изменения в Порядок проведения электронных аукционов по продаже электрической энергии по двусторонним договорам, утвержденный постановлением КМУ от 5 июня 2019 года № 499.

5 октября 2020 года состоялись пилотные аукционы по продаже электроэнергии из возобновляемых источников на ТБ «Украинская энергетическая биржа». В ходе торгов покупатели предложили за чистую электроэнергию на 35–52 % больше стартовой цены.

«Исторический» долг ГП

На момент принятия Меморандума совокупный долг ГП перед ВИЭ-производителями составлял около 14 млрд грн.

По состоянию на конец октября накопленные долги за предыдущие периоды не погашены.

Меморандум содержал обязательство уполномоченных органов власти обеспечить выплату всех таких «исторических» долгов в течение 2020–2021 годов, но это положение Меморандума не перешло в Закон № 810-IX.

При этом Закон № 810-IX обязывал КМУ разработать и подать в течение трех месяцев с даты вступления его в силу (до 1 ноября 2020 года) законопроект о возмещении задолженности ГП, образовавшейся по состоянию на 1 августа 2020 года, в течение 2021—2022 годов путем оформления ОВГЗ со сроком обращения пять лет. Разработка данного законопроекта только на стадии создания рабочей группы. То есть за четыре месяца не было сделано практически никаких ощутимых шагов со стороны государства для погашения этой задолженности.

Поэтому ВИЭ-производители решили воспользоваться другими способами получения своих денег. С начала 2020 года ими было подано больше 25 исков о взыскании задолженности по договорам купли-продажи электроэнергии к ГП. Общая сумма исковых требований составляет почти 300 млн грн за этот год.

Почти все дела находятся на рассмотрении суда первой инстанции, а именно — в производстве Хозяйственного суда г. Киева.

Механизм компенсации  за ограничение генерации ВИЭ

23 сентября 2020 года НКРЭКУ одобрила для общественного обсуждения проект постановления о внесении изменений в Правила рынка об определении Методики формирования цен на вспомогательные услуги относительно компенсации ОСП в случае ограничения генерации. Замечания и предложения от участников рынка принимались до 12 октября 2020 года.

Проект постановления предусматривает два метода расчета объема сокращения генерации для определения компенсации: эталонный как основной и расчетный как резервный.

Корпоративные контракты на разницу для ВИЭ-производителей

Законопроект о выходе ВИЭ-производителей из балансирующей группы ГП и продаже ими электроэнергии на рынке с возможностью получения компенсации в виде разницы между установленным «зеленым» тарифом или аукционной ценой и рыночной ценой не разработан КМУ и не подан в парламент в срок, предусмотренный Законом № 810-IX (до 1 ноября 2020 года).

Новый механизм позволил бы уменьшить зависимость производителей электроэнергии из возобновляемых источников от проблем с выплатами ГП по «зеленому» тарифу.

В то же время реализация этого механизма накладывает определенные дополнительные требования на ВИЭ-производителей — при заключении прямых договоров они будут полностью отвечать за возможный небаланс.

«Зеленые» аукционы

Законом № 810-IX усовершенствована существующая процедура «зеленых» аукционов: КМУ предоставляется больше гибкости при установлении квот и планировании таких аукционов.

На данный момент размер квот и график проведения аукционов на 2021 год до сих пор не определены.

Этот процесс находится на стадии подачи предложений Государственным агентством по энергоэффективности и энергосбережению Украины (Госэнергоэффективности) и ОСП в Министерство энергетики и угольной промышленности Украины.

Госэнергоэффективности сообщило, что подало Министерству следующее предложение: 2500 мегаватт на пять лет, из которых 400 мегаватт на 2021 год с увеличением на 50 мегаватт ежегодно.

Также КМУ должен был привести в соответствие с Законом № 810-IX свои нормативно-правовые акты в течение трех месяцев с момента вступления в силу указанного Закона (до 1 ноября 2020 года).

Вернуть доверие

На данный момент КМУ существенно отстает от графика выполнения своих обязательств, которые предусматривались Меморандумом и Законом № 810-IX, что создает негативные настроения у ВИЭ-производителей и инвесторов, которые уже оценивают варианты международных арбитражей.

Мы все же надеемся, что КМУ сможет еще в этом году выполнить то, что обещал, и это позволит снизить количество судебных/арбитражных споров против ГП и Украины и хоть частично вернуть доверие инвесторов к украинскому сектору возобновляемой энергетики.

 

КАЦЕР Юрий — директор, руководитель отдела юридического консультирования KPMG Law Ukraine, г. Киев,

СЫСЫН Лилия — юрист KPMG Law Ukraine, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA