Роль, которую сегодня играет гражданское общество в разных сферах жизнедеятельности государства и всех его властных институтах, сложно недооценить. Ведь, как показывает практика, именно общественное присутствие нередко является не только сдерживающим фактором для власть имущих, но и катализатором для активных действий. Причем эффект присутствия может быть как прямым, так и косвенным. Так, толчком к проведению многих реформ послужило именно общественное мнение — низкий уровень доверия к отдельным представителям власти. Другое дело, что новый принцип «игры за публику» используется избирательно или же применяется с традиционным предлогом «на». Ярким примером тому является процесс борьбы с коррупцией, который застопорился на создании и кадровом наполнении специальных антикоррупционных органов, и только недавно законодатели обратили внимание на существующий ресурс — гражданское общество.
22 мая с.г. парламент принял во втором чтении и в целом проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями» (№ 1165). Правда, итоговый законотворческий вариант существенно отличался от внесенной в начале февраля с.г. первоначальной версии, главным инициатором которой была Юлия Тимошенко. Вначале речь шла о введении в уголовный процесс понятия «частное уголовное преследование». Отметим, что в действующем Уголовном процессуальном кодексе (УПК) Украины уже предусмотрено уголовное производство в форме частного обвинения (глава 36). Представляя данную законодательную инициативу на заседании Комитета Верховного Совета Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции (состоялось 11 февраля с.г.), Юлия Тимошенко попросила законодателей не обращать внимание на детали нормотворческих предложений, а, что называется, зрить в корень идеи внедрения механизма, который позволит гражданскому обществу помочь государству в борьбе с бытовой коррупцией.
Хотя, очевидно, в данном вопросе совершенство все-таки в деталях. Впоследствии законодательная инициатива была доработана, и предлагаемый новый институт получил название «общественное обвинение». Нормотворческая философия последнего такова. Общественным обвинителем является физическое или юридическое лицо, которое непосредственно пострадало от уголовного правонарушения или которому стало известно о совершении в отношении других лиц уголовного правонарушения, касательно которого настоящим Кодексом допускается уголовное производство в форме общественного обвинения. Речь идет о преступлениях, предусмотренных двумя статьями Уголовного кодекса Украины: 368 — принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды должностным лицом и 370 — провокация подкупа. Общественным обвинителем может выступать и общественное объединение. При этом установлено ограничение для приобретения соответствующего правового статуса: общественным обвинителем не может быть лицо, обязанное по своей должности выявлять и расследовать уголовные и другие правонарушения, вести борьбу с преступностью или имеющее судимость, гражданская дееспособность которого ограничена или которое признано в установленном порядке недееспособным.
Права и обязанности общественного обвинителя возникают у лица с момента предоставления им следователю, прокурору заявления, сообщения о совершении соответствующего уголовного преступления и заявления о проведении уголовного производства в форме общественного обвинения. При этом устанавливается, что лицо имеет право подать соответствующие документы в течение трех дней с момента фиксирования соответствующего уголовного преступления. Для этого могут использоваться технические средства, фактически аналогичные тем, которые сейчас предусмотрены для негласного получения информации в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Добытая информация вместе с ее носителями и оборудованием, с помощью которого она получена, должна быть передана следователю, прокурору с целью начала уголовного производства в форме общественного обвинения немедленно, а в случае невозможности — не позднее трех дней после получения общественным обвинителем такой информации. Презюмируется, что такие доказательства признаются допустимыми. В новых положениях (части 4 статьи 87) УПК Украины оговаривается, что недопустимыми могут быть признаны доказательства, собранные лично общественным обвинителем для предоставления следователю, прокурору заявления, сообщения о совершении уголовного преступления с помощью технических средств фото-, аудио-, видеофиксации, в том числе скрытой, которыми непосредственно фиксировалась информация о подготовке, совершении и сокрытии преступления, только в случае установления факта их подделки или редактирования. Если общественный обвинитель не выполняет требование о передаче доказательств, оборудования и носителей информации в трехдневный срок, уголовное производство на основании такой информации осуществляется в общем порядке.
В свою очередь следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после предоставления лицом необходимой информации и доказательств обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) и начать расследование. Досудебное расследование в форме общественного обвинения осуществляется в сокращенные сроки и в отличие от предусмотренных в УПК Украины общих правил относительно сроков досудебного расследования исчисляется не со дня уведомления лица о подозрении, а с момента внесения соответствующих сведений в ЕРДР. Досудебное расследование, согласно новому порядку, должно быть закончено в течение одного месяца. Этот срок может быть продлен в порядке, предусмотренном пунктом 4 главы 24 УПК Украины. При этом общий срок досудебного расследования не может превышать трех месяцев со дня внесения в реестр соответствующих сведений. Для сравнения — в статье 219 УПК Украины предельный срок досудебного расследования в общем порядке варьируется в зависимости от тяжести уголовного правонарушения: для уголовных проступков, институт которых, напомним, до сих пор не действует, это два месяца; для преступлений небольшой или средней тяжести — шесть месяцев; для тяжких или особо тяжких преступлений — один год. В случае же осуществления уголовного производства в форме общественного обвинения следователь, прокурор в течение десяти дней с момента внесения соответствующей информации в ЕРДР обязан уведомить лицо, сведения о деятельности которого внесены в реестр, о подозрении. При установлении оснований, предусмотренных статьей 284 УПК Украины, следователь, прокурор в течение 20 дней с момента внесения соответствующих сведений в ЕРДР обязан закрыть уголовное производство.
В ходе судебного рассмотрения общественным обвинителям предоставляются широкие возможности, фактически такие же, которые предусмотрены для компетентных лиц, осуществляющих досудебное расследование. Среди прочего — это право поддерживать обвинение в суде наряду с прокурором и независимо от согласия потерпевшего, или право отказываться от поддержания обвинения, выражать свое мнение при решении вопроса о назначении наказания обвиняемому, а также при решении вопроса о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера и т.д. При этом общественный обвинитель наделен исключительным правом разглашать обстоятельства и доказательства, ставшие основанием начала уголовного производства и представляющие общественный интерес, если не будут нарушены интересы морали, общественного порядка или национальной безопасности, интересы несовершеннолетних или защита частной жизни сторон.
Очевидно, что предложенная законотворческая конструкция хороша лишь в теории, а на практике с учетом нынешних политических и правовых реалий существуют риски того, что институт общественного обвинения будет использоваться как инструмент осуществления давления или расправы с неугодными власть имущими. Ведь фактически единственным сдерживающим механизмом от возможных злоупотреблений являются положения, которыми предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый вправе требовать от общественного обвинителя возмещения вреда, причиненного «началом в отношении него уголовного производства», а также восстановления репутации, если подозрение, обвинение не подтвердились, на общих основаниях. Правда, есть несколько условий: необходимы доказательства умысла общественного обвинителя в незаконном привлечении лица к уголовной ответственности и наличие оснований, предусмотренных законом для возмещения вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, прокуратуры или суда.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…