Игра теней — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Игра теней

Как отмечают эксперты, принятие законопроекта о легализации игорного бизнеса позволит вывести рынок азартных игр из тени и должным образом его урегулировать
Законопроектом № 2285-д допускается вариант своеобразного украинского Лас-Вегаса — казино могут обустраиваться в зданиях отелей

Легализация игорного бизнеса в украинских реалиях превратилась уже в настоящую эпопею: таким количеством противоположных мнений о законодательной инициативе может похвастаться разве что законопроект о рынке земли. Безусловно, едва ли можно так просто вывести на свет то, что находилось в тени уже более десяти лет. Тем не менее на пути к достижению этой цели уже был сделан довольно значительный шаг — 16 января 2020 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о легализации игорного бизнеса. Отредактированный, точнее, по словам творцов, доработанный, проект Закона № 2285-д «О государственном регулировании деятельности относительно организации и проведения азартных игр» отбирался из множества альтернативных.

Положения законопроекта неоднократно подвергались критике, вместе с тем некоторыми из них предложен достаточно прогрессивный подход. Из самых заметных нововведений можно выделить определение исключительного перечня видов деятельности в сфере азартных игр, разрешенных в Украине. В частности, в этот перечень вошли организация и проведение азартных игр в игорных заведениях казино, казино через сеть интернет, букмекерская деятельность в букмекерских пунктах, букмекерская деятельность через сеть интернет, в залах игровых автоматов, организация игр в покер через сеть интернет, выпуск и проведение лотерей. Система лицензирования деятельности в сфере азартных игр предусматривает дифференцированный размер платы за лицензии в зависимости от вида деятельности, расположения игорного заведения. Подчеркнем, что плата за лицензии для онлайн-казино намного ниже установленной для стационарных заведений: ежегодный размер платы за лицензию на организацию и проведение азартных игр казино через интернет составляет сумму, эквивалентную 12 500 минимальным заработным платам. Существенными нововведениями являются нормы относительно использования для азартных игр казино в сети интернет сертифицированной онлайн-системы, обязательного подключения к системе онлайн-мониторинга, наличия сайта в доменной зоне .UA и возможности каждого игрока устанавливать добровольные ограничения расходов денег и времени.

Законопроектом допускается вариант своеобразного украинского Лас-Вегаса — казино могут обустраиваться в зданиях отелей. Правда, гостиница должна быть пятизвездочной, иметь номерной фонд не менее 150 комнат в Киеве (не менее 100 в других городах страны), а площадь зала для игровой зоны не должна быть меньше 500 м2. Один из важнейших пунктов касается возраста игроков. Так, известно, что лицам до 21 года запрещено находиться в игровых залах и принимать участие в азартных играх. При этом желающий поиграть обязан предоставить документ, удостоверяющий личность. То же касается и интернета, только там потребуется сканированная копия документа, подтверждающего достижение лицом необходимого возраста. Это ляжет в основу так называемого принципа ответственной игры.

Помимо этого проектом закона предусматривается введение системы онлайн-мониторинга, которая позволит получать данные от игрового оборудования организаторов азартных игр, подключенных к единой системе. Для всех видов проведения азартных игр установлены требования к помещениям. А вот ограничения по рекламе азартных игр предусматривают, в частности, запрет наружной рекламы, кроме вывесок.

Инициаторы законопроекта уверены, что данный проект обеспечит комплексное и системное регулирование деятельности в сфере азартных игр. Однако, как утверждают многие эксперты, не все так просто и гладко. Мы тоже решили спросить у юристов, необходима ли сейчас легализации игорного бизнеса, какие перспективы ждут Украину после принятия этого законопроекта и нет ли в таком регулировании подводных камней.

 

Повышение спроса на услуги отдыха

Артем КУЗЬМЕНКО, партнер МЮГ ETERNA LAW

В XX — начале XXI века с усилением процессов глобализации, улучшением экономических условий, развитием принципиально новых технологий, изменением социальных потребностей и повышением спроса на качественно новые услуги отдыха азартные игры стали восприниматься как одна из форм досуга. При этом история развития данного рынка достаточно противоречива, и в разных странах к этой деятельности был разный подход: где-то игры были запрещены, где-то — разрешены.

Однако стоит отметить, что, как показывает практика, запреты не являются эффективными — азартные игры все равно проводятся, но из-за отсутствия регулирования и контроля возникают еще большие проблемы, связанные с игровой зависимостью, защитой игроков, уплатой налогов и т.д. Яркий тому пример — ситуация в Украине, где, несмотря на запрет азартных игр с 2009 года, существовал спрос на такие развлечения, а рынок нашел способы его удовлетворить.

Следовательно, можно говорить, что вопрос принятия закона о легализации азартных игр назрел давно, установление регулирования в интересах как государства, так и операторов данного рынка, поскольку позволит решить широкий комплекс проблем, которые длительное время оставались без внимания.

В целом законопроект, принятый в первом чтении, достаточно комплексно подходит к вопросу регулирования азартных игр. Законопроект имеет все необходимые инструменты для обеспечения надлежащего функционирования рынка азартных игр. Стоит отметить, что законопроект предусматривает легализацию практически всех видов азартных игр, содержит положения об инвестиционных лицензиях, что, безусловно, позволит создать новую сферу экономики, способную обеспечить дополнительные поступления в бюджет, развитие туристического потенциала, создание десятков тысяч рабочих мест, а главное —  защиту прав игроков и лиц, которым доступ к азартным играм ограничен.

Особое внимание в законопроекте уделено положениям, направленным на реализацию социальной защиты от потенциального вреда азартных игр и имплементацию принципов ответственной игры. При этом регулирование отдельных видов азартных игр нуждается в доработке.

Также следует отметить, что законопроект после первого чтения содержит достаточно большое количество ошибок, описок, положений, противоречащих друг другу, а иногда даже Конституции Украины, принятие законопроекта в таком виде, безусловно, приведет к сложностям в процессе его реализации.

Однако не стоит забывать, что проект прошел только первое чтение, и все проблемные места должны быть устранены ко второму.

 

Выход из тени игроков рынка

Екатерина РЕКИЯНОВА, юрист Asters

На фоне действующего запрета игорного бизнеса в Украине и развития теневого рынка в данной сфере принятие законодательной инициативы относительно деятельности по организации и проведению азартных игр (законопроект № 2285-д) является необходимым.

При условии доработки ряда положений законопроекта и последующей эффективной его реализации можно говорить о выводе из тени игроков рынка и привлечении в Украину иностранных инвесторов для ведения такой деятельности, что создаст предпосылки для дополнительных поступлений в государственный бюджет.

Распространение игорного бизнеса наносит определенный общественный вред, поэтому, безусловно, для минимизации такого вреда необходимо комплексное регулирование данной сферы. Очевидно, о последствиях реализации предлагаемых изменений можно будет говорить только после доработки ряда положений законопроекта.

Законопроект предусматривает достаточно высокую стоимость лицензий. Если не последует внесения изменений в Налоговый кодекс Украины, помимо стоимости лицензии для ведения деятельности необходимо будет уплатить налог на прибыль и налог на GGR (валовый доход игорного заведения). Возникает вполне обоснованное сомнение, что значительная фискальная нагрузка позволит заработать механизму привлечения иностранных инвесторов и вывести бизнес из тени.

Согласно законопроекту, создается Комиссия по развитию и регулированию азартных игр — отдельный орган государственной власти в сфере организации и проведения азартных игр. Законопроект предусматривает широкие полномочия для Комиссии, которые описаны довольно детально. В то же время механизмы контроля за работой Комиссии в законопроекте практически не раскрываются.

Полагаем, важными аспектами нового регулирования сферы являются, с одной стороны, установление четких и понятных правил игры для всех участников деятельности, а с другой — создание выгодных, благоприятных и справедливых условий работы для бизнеса, предусматривающих, в частности, умеренное налогообложение.

Алена СТУЛИНА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA