Совершенствование международного морского права — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 36 » И в море, и в радости

И в море, и в радости

Конвенция МОТ «О труде в морском судоходстве»

Рубрика Тема номера
Ратификация Конвенции Международной организации труда «О труде в морском судоходстве» может стать ключевым элементом сохранения позиции Украины на мировом рынке труда моряков

Кодифи­кация яв­ляется одним из спо­собов совершенствования международного морского права, обеспечения его эффективности. Следует отметить, что кодификация международного морского трудового права осуществляется непрерывно, о чем свидетельствуют международные акты, принятые под эгидой Международной организации труда (МОТ) с момента ее основания в 1919 году.

Одним из первых актов, устанавливающих стандарты труда моряков, стала Конвенция МОТ «О трудоустройстве моряков» № 9 от 10 июля 1920 года.

Конвенция принята

Конечным результатом кодификации международного морского трудового права на данный момент является принятая 23 февраля 2006 года Конвенция МОТ «О труде в морском судоходстве» (КТМС-2006, Конвенция). Данный международный акт, вступивший в силу 20 августа 2013 года, заменяет 68 действовавших до этого времени Конвенций и рекомендаций МОТ, направленных на защиту трудовых прав моряков.

В структуру КТМС-2006 входит преамбула, 16 статей текста самой Конвенции, в которых сформулированы основные принципы и базовые обязательства государств-участников, а также права и обязанности субъектов трудовых и связанных с ними отношений (моряков, судовладельцев, служб найма и трудоустройства моряков, государств), и кодекс, содержащий детальную информацию в виде стандартов или руководящих принципов о порядке выполнения правил. Правила части А кодекса КТМС-2006 являются обязательными для выполнения и закрепляют стандарты (принципы) трудовых правоотношений моряков, которые должны быть обеспечены на судах под флагом государств-участников. Правила части B кодекса КТМС-2006 содержат основополагающие или руководящие принципы и рекомендательные нормы относительно соблюдения обязательных стандартов части А.

Цель КТМС 2006 года — сохранить действующие в морском судоходстве стандарты на должном уровне, вместе с тем предоставляя каждой стране большую свободу в разработке собственных национальных законов, устанавливающих необходимый уровень защиты права на труд.

Распространение действия КТМС

Очевидно, что разработчики КТМС-2006, действовавшие в интересах моряков, судовладельцев и государств, активно вовлеченных в торговое мореплавание, создали новый универсальный инструмент, приемлемый для всех субъектов морского судоходства, следующих принципам достойного труда.

Согласно данным МОТ, по состоянию на 1 августа 2019 года КТМС-2006 ратифицирована 93 государствами. Конвенция покрывает 91 % мирового тоннажа флота. При этом действие Конвенции распространяется не только на государства, которые ее ратифицировали, но и на страны, не ратифицировавшие данный международный акт. Такой правовой механизм был реализован благодаря заимствованию из практики Международной морской организации (IМО) положения, согласно которому судам любого государства, которое не ратифицировало КТМС-2006, не будет предоставляться более благоприятный режим, чем судам, плавающим под флагом государства, ратифицировавшего данную Конвенцию.

Процесс продолжается

Безусловно, принятие КТМС-2006 стало историческим шагом в развитии международного морского трудового права. Однако процесс кодификации продолжается, о чем свидетельствуют поправки к Конвенции, принятые в 2014, 2016 и 2018 годах.

Следует также отметить, что КТМС-2006 установила форму двух новых документов, которые теперь будут использоваться в морском судоходстве, — это свидетельство о соответствии трудовым нормам и декларация о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. Свидетельство удостоверяет, что была проведена инспекционная проверка условий труда на борту судна и они соответствуют установленным стандартам. В декларации указываются национальные требования, а также меры, принимаемые судовладельцем для обеспечения соблюдения трудовых норм на судне. Данные документы проверяются компетентными органами государства порта и/или государства флага — участников Конвенции.

Поскольку Украина входит в топ-5 государств в мире по количеству моряков, работающих на судах «мирового» флота, вопрос ратификации Украиной данной международной Конвенции с учетом поправок, несомненно, актуален.

Для Украины чрезвычайно важной частью КТМС-2006 является механизм стимулирования занятости моряков, обеспечения защиты их прав на достойное и безопасное рабочее место, оказания помощи морякам, а также гарантирование права моряков на репатриацию.

Как показала мировая практика, Конвенция — очень эффективный инструмент для защиты прав моряков. Но, к сожалению, украинские представители этой профессии не могут пользоваться преимуществами КТМС-2006 в полной мере, поскольку применение Конвенции не является обязательным для судов под флагом Украины, так как наша страна не ратифицировала до настоящего времени данный международный акт.

Моряки — граждане Украины, которые работают на судах под флагами иностранных государств — участников Конвенции, фактически более защищены в своем праве на получение неотложной помощи в случае оставления их без помощи судовладельцами, чем моряки, работающие на судах под флагом Украины.

Ратификация Конвенции могла бы стать ключевым элементом сохранения позиции Украины на мировом рынке труда моряков и, безусловно, позволила бы обеспечить морякам — гражданам Украины реализацию их прав на достойные условия труда, свободный выбор профессии, надлежащий уровень медицинского и социального обеспечения.

СЕРГЕЕВ Юрий — управляющий партнер АО «Юридическое бюро Сергеевых», адвокат, к.ю.н., г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Круговая защита

Акцент

Единство судебной тактики

В фокусе: судебная реформа

Чистота обновления

Государство и юристы

Принять на свой счет

Медиативные практики

Новости

Карта событий

Новости юридических фирм

Новости Евросуда

Новости из-за рубежа

Новости из зала суда

Отрасли практики

Решения.net

Земное притяжение

Самое важное

Модельный зачет

Отменный ход

Кадровый рывок

Судебная практика

Сбиться с акта

Пай пал

Пуще прежнего

Бес гарантии

Судебные решения

В каких случаях сведения, внесенные ГФС в автоматизированные информационные базы данных, подлежат исключению

Только описание административного правонарушения не может быть надлежащим доказательством его совершения лицом

При наличии дифференцированных сроков погашения судимости такой срок необходимо исчислять исключительно с учетом пункта 5 статьи 89 УК Украины

Приобретенный по внешнеэкономическим контрактам товар считается поставленным в Украину с момента физического пересечения им таможенной границы

Тема номера

И в море, и в радости

По пути исследования

Старик и море

Інші новини

PRAVO.UA