И снова о возмещении НДС… — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (351) » И снова о возмещении НДС…

И снова о возмещении НДС…

Незаконное возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) относится к прибыльнейшим видам теневого бизнеса. Наиболее популярной схемой является необоснованное включение в состав налогового кредита сумм НДС по товару, фактического наличия которого нет и транспортировка которого не происходит. Субъекты хозяйствования с помощью специально созданных ими подставных предприятий совершают операции по купле-продаже каких-либо товаров, искусственно завышая их цену в несколько раз, экспортируют товар за границу и требуют от государства возместить НДС в размере 20 % от заявленной им стоимости товаров, во много раз превышающей реальную.

Как правило, предприятие, претендующее на незаконное возмещение НДС, договаривается с одними контрагентами о фиктивной поставке сырья, а с другими — о фиктивной покупке несуществующей готовой продукции. Часто используется и схема, когда товар передается на хранение предприятию, имеющему признаки фиктивности.

Меры по борьбе с незаконным возмещением НДС, предпринятые Кабинетом Министров Украины и Таможенной службой Украины в конце 2002 года, оказались неэффективными, и незаконное возмещение продолжает набирать обороты. В связи с этим налоговые органы взяли на вооружение Указ Президента Украины № 671 от 23 июня 2004 года «О безотлагательных мерах по повышению эффективности взимания налога на добавленную стоимость» (Указ).

В кратчайшие сроки КМУ во исполнение пункта 1 части 2 Указа была разработана новая редакция Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС), в котором ГНАУ не могла обойти своим вниманием проблему возмещения этого налога из бюджета.

Проектом предлагается расширить перечень документов, являющихся основанием для возмещения. Так, кроме декларации, таким документом должно стать заключение Государственной налоговой инспекции, которое будет выдаваться на основании материалов и результатов налоговых проверок возмещенцев. Новым требованием, предлагаемым проектом, является предоставление копии внешнеэкономического контракта, выписки банка о поступлении валюты на счет резидента, копии транспортных и товарораспорядительных документов с отметкой таможни, подтверждающей вывоз товара за пределы таможенной территории Украины, и, в завершение, копия импортной декларации страны назначения.

В проекте четко прослеживается желание разработчиков создать как можно больше препятствий для возмещения сумм НДС — в частности, путем продления срока возмещения на 25 дней, если за предыдущие 70 налоговым органам не удалось завершить налоговую проверку. Закономерно, что такие действия налоговых органов направлены на пресечение незаконных возмещений НДС, однако данные нормы затрагивают интересы добросовестных субъектов хозяйствования.

Логическим продолжением таких драконовских мер было утверждение Порядка взаимодействия между органами Государственной налоговой службы Украины, Министерства финансов Украины и Государственного казначейства Украины в процессе возмещения НДС на основании выводов органов Государственной налоговой службы Украины и погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС путем выдачи облигаций внутреннего государственного займа от 3 августа 2004 года (Порядок).

Особый интерес представляет положение данного Порядка о том, что государственные налоговые администрации предоставляют в Департамент налогообложения юридических лиц сводную информацию о возможных объемах возмещения НДС денежными средствами в каждом регионе, информацию о субъектах предпринимательской деятельности, по которым принято решение о законности возмещения НДС в сумме 100 000 грн и более, а также уточненные реестры инвентаризации налогоплательщиков на оформление облигаций внутреннего государственного займа.

Порядок устанавливает, что указанная информация формируется на основании документальных проверок налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС «живыми» деньгами. Однако действующее законодательство Украины не предусматривает проведение документальных проверок для принятия решения о возмещении налога на добавленную стоимость. Согласно подпункту 7.7.3 пункта 7.7 статьи 7 Закона об НДС, основанием для получения возмещения НДС являются данные только налоговой декларации за отчетный период. Несмотря на это, на практике, согласно Правилам, получить возмещение НДС можно только после прохождения соответствующей проверки.

Следующим испытанием для возмещенцев будут Контрольно-ревизионное управление и Главное управление налоговой милиции. На эти органы возложена ответственная миссия проверять информацию о субъектах, которыми заявлены к возмещению суммы НДС по операциям на внутреннем рынке или по сомнительным экспортным операциям, и выносить вердикт о наличии объективных причин отказа возместить заявленные суммы НДС. (Подробнее о незаконности наделения КРУ правом на проведение проверок предприятий читайте в «ЮП» № 33(347) от 17 августа 2004 года).

На основании выводов этих органов и будут формироваться реестры возмещенцев с определением размера возмещения НДС из бюджета.

Возмещение НДС непосредственно осуществляется Госказначейством, о чем в обязательном порядке уведомляется ГНАУ.

Если в результате проведения проверок предприятию будет отказано в возмещении, у него всегда есть возможность взыскать суммы бюджетной задолженности в судебном порядке.

Данным Порядком также урегулирована процедура погашения задолженности по НДС путем выдачи облигаций внутреннего государственного займа. Согласно ему, ГНАУ обязана обеспечить формирование уточненного реестра инвентаризации плательщиков НДС для оформления облигаций внутреннего государственного займа, согласование которого осуществляет Госказначейство, а затем Министерство финансов Украины.

Следующим шагом по воплощению положений Указа Президента стало ужесточение контроля за взиманием НДС с некоторых категорий льготников — субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в специальных (свободных) экономических зонах, на территориях приоритетного развития и территориях, которые были подвержены радиационному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы и в режиме технологических парков. Так, Указом Кабинету Министров дана установка сократить перечень льгот по уплате налога и ввести мораторий на предоставление новых льгот. Распоряжением КМУ от 25 августа 2004 года № 607-р на ГНАУ возложена координация работы по проведению проверок законности получения таких льгот.

Однако на этом мероприятия по усовершенствованию механизма поступления и возмещения НДС не исчерпались. Вышеуказанным постановлением КМУ была утверждена программа образования государственной системы мониторинга уплаты налогов, сборов (обязательных платежей). Целью создания государственной компьютеризированной системы мониторинга уплаты налогов, сборов является усовершенствование механизма взыскания налогов, а также предотвращение нарушений законодательства в сфере налогообложения и снижение расходов государственного бюджета, обусловленных нарушениями законодательства в сфере налогообложения в связи с незаконным возмещением сумм НДС.

Данная программа, по предварительным данным, упростит осуществление оперативного государственного контроля над уплатой налогов, позволит предотвратить нарушения в сфере налогообложения и уменьшить расходы от незаконного возмещения сумм НДС.

Постановлением утвержден перечень органов исполнительной власти, ответственных за наличие информационных материалов в государственной компьютеризированной системе мониторинга уплаты налогов и сборов. Остается надеяться, что такие меры не усложнят существенно и без того непростую жизнь добросовестных возмещенцев. Ведь как показывает практика, даже подача всех необходимых документов, требуемых законом, не дает оснований для возмещения уплаченного НДС.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Интеллектуально об интеллектуальном...

Деловая практика

Несоблюдение инструкции = нарушение дисциплины труда?

Законодательная практика

И снова о возмещении НДС…

Комментарии и аналитика

«Шоколадная» избушка по-швейцарски

В России это уже есть. Теперь и у нас!

Неделя права

Киевскому отделению АМКУ — 10 лет

Прошел форум по банкротству

«Сахарный» скандал в Житомире

ОАО «Укрнафта» недооценили

Сердючка против «двойников»

Новые горизонты в новом офисе

Реестр событий

Мобильная демонополизация

Интеллектуальные «сливки» собрались в Алуште

Юристы со всего мира съехались в Киев

Судьи недовольны высказыванием спикера

Судебная практика

Труд — дело благородное и ...хлопотное

«Опошленный» уставный фонд общества

Судебные решения

При удовлетворении требований суд решает вопрос о возмещении морального ущерба

Использование в коммерческих целях образа несовершеннолетнего - нарушение Закона

Информация на фасаде может быть размещена без разрешения

Тема номера

Благотворитель + Реклама = Спонсор?

Внутренняя сторона внешней рекламы

Засилье рекламы алкогольных напитков: плохой Закон или…?

Учеба и досуг

Умеющий работать знает, как отдохнуть

Частная практика

ВККА: а порядки все строже

Юридический форум

Позвольте возразить и «поПЕНЯть»!

Cпорт – лучший отдых

Школьный учебник для внеклассного чтения

Інші новини

PRAVO.UA