Светлана ТАРАСОВА, «Юридическая практика»
Государственная служба финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг) — орган, о работе которого мы слышим довольно редко, хотя его функции весьма впечатляющие и оказывают существенное влияние в том числе на работу других органов, связанных с предотвращением и противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Например, исходя из информации, размещенной на официальном сайте Госфинмониторинга, за 9 месяцев 2018 года Службой, как подразделением, осуществляющим финансовую разведку, подготовлены 752 материала, которые направлены в прокуратуру, органы внутренних дел, Службу безопасности Украины, фискальные органы, Национальное антикоррупционное бюро Украины и пр. Кроме того, за этот же период в правоохранительные органы направлен 91 материал относительно финансовых операций, проведенных с участием бывших чиновников.
Что касается законодательства, то время от времени появляются подзаконные акты относительно проведения финансового мониторинга представителей различных отраслей. Изменения вносятся и в профильное законодательство. В частности, в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 1702-VII от 14 октября 2014 года (Закон) неоднократно вносились изменения (последние датированы маем прошлого года). Тем не менее 19 декабря 2018 года в парламенте был зарегистрирован правительственный законопроект № 9417, по сути предлагающий новую редакцию данного документа.
«Принятие этого законопроекта — пропуск для Украины в цивилизованный мир стран, которые защищают права граждан и обеспечивают национальную безопасность правовыми методами борьбы с отмыванием доходов», — говорится в анонсе Министерства финансов Украины об одобрении законопроекта Кабинетом Министров Украины.
Авторы отмечают, что законопроект адаптирует украинское законодательство в этой сфере к нормам четвертой Директивы ЕС 2015/849 и Регламенту ЕС 2015/847, стандартам Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированию терроризма (FATF).
При проведении сравнительного анализа действующего Закона и законопроекта в первой же статье можно проследить существенные отличия. В частности, законопроект дополнен рядом терминов, таких как агент; активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием; банк–оболочка; источник средств, связанных с финансовой операцией; корреспондентские отношения; официальный источник; структура собственности и пр.
Так, под агентом подразумевается лицо, действующее от имени и в интересах субъекта первичного финансового мониторинга. Следующий новый термин — источник средств, связанных с финансовыми операциями, — включает в себя сведения о происхождении средств, используемых для осуществления финансовых операций (средств, которые использовались для приобретения активов, являющихся предметом финансовых операций), полученные с помощью субъекта первичного финансового мониторинга, которые дают четкое понимание об источниках их происхождения, основаниях владения/распоряжения ими (правами на них) лицом.
Из первой же статьи становится понятно, что будет создан Государственный реестр национальных публичных деятелей и членов их семей (Реестр). Под таким реестром авторы предлагают понимать автоматизированную электронно–поисковую систему сбора, учета, накопления, обработки, защиты и предоставления информации, что позволит субъектам первичного финансового мониторинга (СПФМ) сопоставлять полученные идентификационные данные и/или данные, посредством которых можно установить конечного бенефициарного собственника (контролера), с данными Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Орган, ответственный за методическое и программное обеспечение работ, связанных с ведением такого Реестра, организацию защиты информации, а также требования относительно функционирования этого реестра устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Законопроект также предлагает уменьшить количество признаков финансовых операций, о которых банки, страховщики, кредитные союзы, ломбарды, биржи, платежные организации и другие финансовые учреждения, выступающие как СПФМ, обязаны уведомлять Госфинмониторинг.
Со 150 тыс. грн до 300 тыс. грн увеличится сумма пороговых финансовых операций, о которых они должны обязательно отчитываться. Речь также идет об операциях, связанных с наличными, переводом средств за границу, политически значимыми лицами и клиентами из стран, не выполняющих рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в антилегализационной сфере.
Более того, авторы законопроекта предлагают ввести в законодательство понятие «подозрительные финансовые операции (деятельность)». Это совершенно новая статья, входящая в раздел III «Финансовые операции, подлежащие финансовому мониторингу». Так, операция является подозрительной, если на основании анализа, проведенного с учетом риск–ориентированного подхода, у субъекта первичного финансового мониторинга возникают подозрения или СПФМ не может убедиться, что целью проведения операции не является отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма или совершение иного преступления. Также предложено ввести и понятие «подозрительная деятельность». Под ней предлагается понимать деятельность клиента, которая не имеет очевидной экономической целесообразности (смысла) или законной цели, или же деятельность, не соответствующую финансовому состоянию и/или содержанию деятельности клиента.
«Любое лицо, которое способствует подозрительной деятельности и о которой известно или становится известно субъекту первичного финансового мониторинга, определяется субъектом первичного финансового мониторинга как участник подозрительной деятельности, включая лиц, являющихся работниками субъекта первичного финансового мониторинга», — указывается в статье 21 законопроекта.
Расширяется перечень специально определенных СПФМ. В частности, к ним предлагается отнести субъектов хозяйствования, предоставляющих информационно–консультационные услуги по вопросам налогообложения. Таким образом, на аудиторов и лиц, предоставляющих услуги в сфере налогового планирования и консультирования, будут возложены такие обязанности, как и на остальных специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга. К слову, понятия «налоговый консультант» в нашем законодательстве нет, и авторы законопроекта, видимо, решили не конкретизировать соответствующих субъектов хозяйствования в этой сфере. Хотя следует напомнить, что не так давно действует профильное законодательство для аудиторов, и многие налоговые консультанты, которыми, как правило, выступают юристы, ожидают закрепления на законодательном уровне официального статуса для их деятельности.
Кроме того, к специально определенным СПФМ предлагают отнести и лиц, оказывающих услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами.
Законопроектом также предусмотрена обязанность для СПФМ, предоставляющих услуги по переводу средств, сопровождать денежные переводы информацией о плательщике и получателе перевода. В частности, в статье 14 законопроекта к информации о плательщике — физическом лице предлагается отнести Ф.И.О., номер счета, с которого списываются средства, и место проживания. Для юридического лица — полное наименование, сведения о местонахождении, идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для резидентов), номер счета, с которого списываются средства, или при отсутствии счета уникальный учетный номер финансовой операции. Для получателя средств также предусмотрен перечень информации, необходимой для сопровождения операции. При этом СПФМ должен будет осуществлять надлежащую проверку до осуществления перевода путем верификации плательщика (инициатора перевода) на основании официальных документов или информации, полученной из официальных или надежных источников. Более того, СПФМ запрещается осуществлять перевод средств в случае отсутствия установленной информации.
На СПФМ возлагается обязанность немедленно, без предварительного уведомления клиента (лица) заморозить активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием, и сообщить об этих активах уполномоченным органам.
Существенные изменения также коснутся и вопросов относительно ответственности за нарушения требований как в части порядка приостановления финансовых операций, так и в части требований по раскрытию конечных бенефициарных собственников. Например, за неподачу, несвоевременную подачу или подачу недостоверной информации к СПФМ может быть применен штраф в размере 50 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг). Действующий же Закон устанавливает такой штраф лишь в размере 2000 нмдг.
Отметим, что авторы законопроекта предлагают детализировать нарушения, за которые могут быть установлены штрафные санкции. Так, например, появляется возможность наложения штрафа за препятствование субъекту государственного финансового мониторинга в осуществлении им надзора в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, в том числе за недопуск к проведению проверки. Штраф может быть наложен в размере до 50 000 нмдг.
Авторы законопроекта — Госфинмониторинг, Минфин и Национальный банк Украины — отмечают, что с внесением существенных изменений в сфере обязательств в части уведомлений будет введена автоматизация процессов выявления и подачи в Госфинмониторинг информации о пороговых финансовых операциях, что в свою очередь приведет к уменьшению влияния человеческого фактора и улучшению качества подачи информации по подозрительным операциям.
Напомним, что предлагается ввести новую — четвертую редакцию профильного закона, адаптировав ее к директивам ЕС по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и борьбе с финансированием терроризма. Таким образом, с большой вероятностью уже в ближайшее время субъекты, отнесенные к СПФМ, станут работать по новым международным стандартам в сфере финансового мониторинга.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…