Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах мира. Основная цель экологических платежей в мировой практике — не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению.
На Украине экологический налог сменил сбор за загрязнение окружающей природной среды, начисление и уплата которого были предусмотрены до 1 января 2011 года статьей 44 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Законом целью экологических платежей было определено аккумулирование средств, необходимых для уменьшения негативного влияния на окружающую природную среду, что соответствовало мировой практике применения экологического налога.
Данный подход был изменен введением экологического налога. Так, исходя из пункта 240.1.3 Налогового кодекса Украины (НК), вступившего в силу с 1 января 2011 года, среди прочих категорий плательщиками налога являются субъекты ведения хозяйства и другие юридические лица, в ходе деятельности которых на территории Украины осуществляется размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья.
Объектом же налогообложения в соответствии с пунктом 240.1.3 НК является деятельность относительно размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья. Причем определение размещения отходов, приведенное в пункте 14.1.223 НК, объединяет как размещение, так и временное хранение.
Поскольку при практическом применении экологического налога возник вопрос о возможности объединения этих понятий, Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды) в письме № 16687/07/10-11 от 5 сентября 2011 года разъяснило, что статьей 1 Закона Украины «Об отходах» понятия размещения и временного хранения разделены специально, поскольку «размещение отходов — хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах», а «хранение отходов — временное размещение отходов в специально отведенных местах или на объектах (до их утилизации или удаления)».
Такое разделение, отмечает Минприроды, имеет значение, поскольку дальнейшая судьба этих отходов существенно отличается. Так, если размещенные отходы навсегда или практически на неопределенный долговременный срок будут захоронены, то временно хранящиеся отходы впоследствии могут быть утилизированы или удалены, и эти окончательные операции могут осуществляться другими субъектами хозяйствования.
Однако в том же письме Минприроды справедливо отмечено, что в соответствии со статьей 5 НК в случае, если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для регулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения НК. То есть положения Закона Украины «Об отходах» для целей налогообложения применяться не могут.
Свою точку зрения по поводу порядка взимания экологического налога ГНАУ изложила в письмах № 12789/7/15-0817 от 6 мая 2011 года, № 17870/7/15-0817 от 1 июля 2011 года, № 23116/7/15-2117 от 26 августа 2011 года и № 24090/7/15-2117 от 7 сентября 2011 года. Согласно ее разъяснениям, все субъекты хозяйствования, у которых образовались и временно хранятся на собственной территории отходы до их передачи на утилизацию или размещение специализированному предприятию, вне зависимости от срока хранения, обязаны начислять и уплачивать экологический налог.
Таким образом, по мнению налоговых органов, сколь коротким бы ни был срок хранения отходов, и даже если хранение будет отсутствовать в принципе (например, в случае, когда отходы в момент их возникновения передаются специализированному предприятию для утилизации), производитель отходов обязан начислить и уплатить экологический налог. То есть налоговыми органами экологический налог применяется по принципу «возник отход — плати налог», даже если производитель заключил договор со специализированным предприятием на утилизацию и удаление отходов.
Фактически таким толкованием нормы закона осуществляется подмена понятий: понятие «размещение отходов», определенное пунктом 14.1.223 НК, в толковании налоговых органов тождественно понятию «возникновение (или образование) отходов».
Такая позиция налоговых органов, исходя из текста пунктов 14.1.223 и 240.1.3 НК, с учетом приведенных выше положений статьи 5 НК, с формальной точки зрения вполне могла бы иметь право на существование. Однако термин «хранение» подразумевает определенный временной промежуток, в течение которого отходы должны находиться у производителя для возникновения налога. Из этого следует вывод, что позиция налоговых органов не является верной.
Такое толкование налоговыми органами оснований для уплаты экологического налога существенно ухудшает финансовое состояние промышленных предприятий металлургической отрасли. Так, сумма экологического налога за 9 месяцев 2011 года по сравнению с суммой сбора за размещение отходов за аналогичный период прошлого года у отдельных предприятий увеличилась в 260 раз.
В применении экологического налога существуют и иные коллизии. Например, пунктом 240.5 НК предусмотрено, что не являются плательщиками налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты ведения хозяйства, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в этой сфере.
Пунктом 242.1.3 НК установлено, что объектом и базой налогообложения, в частности, являются объемы и виды отходов, размещаемые в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по их сбору и заготовке.
Анализ положений пунктов 240.5 и 242.1.3 НК в совокупности с иными нормами законодательства Украины дает основания усомниться в их соответствии как Конституции Украины, так и иным нормам самого Кодекса.
Так, пунктом 3 части 3 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» установлено, что лицензированию подлежит «сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечням, определенным КМУ)». Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержден постановлением КМУ № 183 от 28 февраля 2001 года и содержит лишь две позиции, а именно: отходы полимерные и отходы резиновые, в том числе изношенные шины.
Таким образом, НК освободил от обязанности уплаты экологического налога только субъектов хозяйствования, осуществляющих операции по сбору и заготовке: отходов полимерных и отходов резиновых, в том числе изношенных шин. Операции с иными видами отходов подлежат обложению экологическим налогом. А это приводит к выводу, что пунктами 240.5 и 242.1.3. НК допущена дискриминация по отношению к субъектам хозяйствования, основным видом деятельности которых являются операции с отходами, не являющимися резиновыми или полимерными, чем нарушены положения пункта 4.1.2 НК, устанавливающего принцип равенства всех налогоплательщиков перед законом и недопущения проявлений налоговой дискриминации ко всем налогоплательщикам.
При таких обстоятельствах возникает сомнение в том, что пункты 240.5 и 242.1.3 НК соответствуют статье 13 Конституции Украины, закрепляющей принцип равенства перед законом и обеспечение защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования.
Подводя итог сказанному, хочу отметить тенденцию к изменению целевой направленности экологического налога на Украине с компенсационных и стимулирующих к экологически релевантному поведению производителей отходов санкций. Со вступлением в силу НК этот налог обрел ярко выраженную фискальную направленность, служащую в большей мере пополнению бюджета Украины, нежели поощрению добросовестных, с точки зрения охраны окружающей среды, налогоплательщиков.
КРУПСКАЯ Елена — директор по правовым вопросам ООО «ЕВРАЗ Украина», г. Днепропетровск
Одним из ключевых моментов для выяснения объекта обложения экологическим налогом является определение понятия «размещение отходов», содержащееся в пункте 14.1.223 НК. Так, размещение отходов — это «хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т.п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами».
С появлением такого определения в НК изменились и основания для платы за размещение отходов по сравнению с Порядком установления нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды и взыскания этого сбора, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) № 303 от 1 марта 1999 года (Порядок № 303) и действовавшим до вступления в силу Кодекса.
Порядок № 303 устанавливал обязанность платить сбор за размещение отходов относительно лиц, осуществляющих размещение отходов (абзац 4 пункта 2), при этом разрешалось не взыскивать этот сбор с лиц, осуществляющих только временное хранение этих отходов до их утилизации или удаления. Кроме того, согласно Порядку № 303, обязанность платить сбор за размещение отходов (пункт 2) возникала в зависимости от срока их хранения, а именно — в случае невывоза отходов в течение базового налогового периода, который составлял один квартал (пункт 9), что считалось размещением отходов, при этом сбор за такое размещение взыскивался как за сверхлимитное, в кратном размере.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…