Баталии вокруг вопроса о целесообразности существования хозяйственного права как самостоятельной области, роли и содержании Хозяйственного кодекса не стихают, но, несмотря на это, вузы включили в свои планы дисциплину, изучающую правовое регулирование хозяйственных отношений, которая в одних вузах все еще продолжает называться “Хозяйственное законодательство”, в других – “Хозяйственное право”, или же “Предпринимательское право”
Определение “Предпринимательское право” принадлежит осторожным авторам, которые пытаются обойти поле битвы “хозяйственников” и “цивилистов”. С одной стороны, “Предпринимательское право” даже в большей мере отвечает сути дела, поскольку в учебниках по хозяйственному праву слишком мало внимания уделяется правовому регулированию некоммерческих отношений. Однако, с другой стороны, законодательство определяет для правового регулирования предпринимательской деятельности относительно узкую нишу, и “Предпринимательское право” не может выступать (пусть и в урезанном виде) в качестве аналога хозяйственного права. Основы и гарантии предпринимательства относятся к довольно небольшому перечню объектов (отношений), которые, согласно статье 92 Конституции Украины, регулируются исключительно законами Украины.
В данном перечне указаны и правовой режим собственности, правила конкуренции, нормы антимонопольного законодательства, основы внешнеэкономической деятельности, которые изучаются хозяйственным правом, причем в ранге отдельных институтов рассматриваемой нами области. Исходя из данных обстоятельств, “правовые основы и правовые гарантии предпринимательства” также являются институтом хозяйственного права.
Принимая во внимание общий контекст проблемы правового регулирования экономических отношений и нерешенность многих аспектов в данной области, нет особых препятствий для того, чтобы словосочетание “Предпринимательское право” с соответствующими предостережениями в целом использовалось в значении “Хозяйственное право”.
Авторы учебников и пособий по хозяйственному праву долгое время не уделяли должного внимания вопросам правового регулирования деятельности отраслей экономики. Однако уже в нынешнем году вышел в свет учебник “Хозяйственное право” под редакцией академика В. Мамутова, авторы которого осветили вопрос правового регулирования целого ряда отраслей экономики (в целом или же отдельных аспектов), в том числе сферы нематериальных услуг.
Не возражая в целом против изучения правового регулирования хозяйственной деятельности в какой-либо отрасли экономики, нельзя не высказать и замечаний. Во-первых, употребляя термин “отрасль экономики”, автор четко ориентируется на то, что речь в данном случае не идет о сотнях образований, называющихся отраслями, а лишь о менее чем полутора десятка таковых, которые, согласно принятой классификации, являются отраслями экономики. Данное количество позволяет хотя бы небольшую характеристику правового регулирования в каждой из них отразить в учебнике.
Статистика относит к отраслям экономики: 1) промышленность; 2) сельское хозяйство; 3) строительство; 4) транспорт;
5) связь; 6) торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовку; 7) жилищно-коммунальное хозяйство; 8) непроизводственные виды бытового обслуживания населения; 9) охрану здоровья, физическую культуру и социальное обеспечение; 10) образование;
11) культуру и искусство; 12) науку; 13) финансирование, кредитование и страхование.
Отрасли 1-6, согласно нормам государственной статистики, формируют группу отраслей материального производства, 7-13 – группу отраслей нематериальных услуг. Включение торговли к отраслям материального производства объясняется тем, что основной ее объем приходится на материально-техническое обеспечение производства, которое осуществляется в основном за счет оптовой торговли. Заметим, что в перечне отраслей экономики отсутствует “сфера рекреации”, правовое регулирование которой освещается в учебнике академика Мамутова.
Во-вторых, поскольку хозяйственная деятельность в отраслях экономики регулируется как специальным, так и общим законодательством, при определении круга отраслей, правовое регулирование деятельности в которых следовало бы отразить в учебном курсе, было бы целесообразно провести предварительный анализ того, как данные виды законодательства соотносятся между собой. При этом может случиться, что с поиском законов, регулирующих, например, основы организации и эксплуатации транспорта и связи, проблем не будет, но для промышленности соответствующий закон придется искать долго и безрезультатно, так как таковой отсутствует. Не создан такой (базовый) закон, и даже не предусмотрено его принятие, для сельского хозяйства, промышленности, торговли, некоторых отраслей нематериальных услуг.
Определив отрасли экономики, основы деятельности которых регулируются исключительно законами Украины, и разработав эти законы, законодатель, по нашему мнению, провел необходимую работу по созданию соответствующих институтов – хозяйственного (экономического) права. В связи с этим в учебниках по хозяйственному праву вопросы правового регулирования работы транспорта, связи, образования, культуры и охраны здоровья должны отображаться в обязательном порядке. И пусть нас не смущает непроизводственная направленность некоторых из этих отраслей. Они предоставляют также и платные услуги, объем которых увеличивается с каждым годом. С другой же стороны, хозяйственное право должно изучать и деятельность организаций, не преследующих цель получения прибыли.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…