Очередное заседание Комитета Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (состоялось 4 июня с.г.) было знаковым. Народные депутаты рассмотрели во втором чтении проект Закона Украины «О прокуратуре» № 3541 (подробно о предлагаемых изменениях читайте в следующем номере «ЮП»), а также дали зеленый свет другой законодательной инициативе — проекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реализации положений УПК Украины» (этот документ наше издание анализировало в № 21 от 27 мая с.г. в материале «Пошли на проступки»). В этом проекте идет речь о необходимости реализовать идею введения на Украине института уголовных проступков, производство по которым предусмотрено новым Уголовным процессуальным кодексом (УПК) Украины (глава 25 и параграф 1 главы 30 УПК Украины). Напомним, что эти положения процессуального законодательства пока не работают, так как до сих пор не принят соответствующий материальный закон. В предлагаемом законопроекте автор предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс (УК) Украины, разделив его на две книги: книгу 1 «Преступления» и книгу 2 «Уголовные проступки».
Презентуя изменения, их автор — Николай Паламарчук акцентировал внимание на практической пользе от их реализации. «Единственный путь сегодня разгрузить следствие — ввести институт уголовных проступков. Если этого не сделать, то наступит коллапс правоохранительной системы», — констатировал парламентарий, добавив, что данная инициатива позволит уменьшить нагрузку на следователей посредством передачи их полномочий другим оперативным сотрудникам, и это позволит сосредоточить внимание на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.
В ходе обсуждения данной законодательной инициативы свои замечания к ней высказал заместитель начальника Главного следственного управления Министерства внутренних дел (МВД) Украины Игорь Цюприк. Вначале он напомнил, что новый УПК предусматривает упрощенный порядок досудебного расследования уголовных проступков в форме дознания, однако закон, который определяет такой вид уголовных правонарушений, еще не принят. «Вследствие этого уже полтора года дознания как формы расследования у нас не существует, и следователи вынуждены расследовать в полном объеме все без исключения преступления, в том числе и те, относительно которых ранее был предусмотрен упрощенный порядок досудебного расследования в виде протокольной формы: то есть расследования могли проводить и участковые инспекторы, и другие сотрудники органов внутренних дел», — рассказал представитель МВД. В подтверждение чрезмерной нагрузки на следователей он привел статистические данные. Так, если до вступления в силу нового УПК органами внутренних дел ежегодно регистрировалось около 3,5 млн заявлений и сообщений о преступлениях, и приблизительно в 600 тыс. случаях решения принимались следователями (около 18 %), а 2,7 млн — другими сотрудниками, то на сегодня эти цифры существенно выше: соответствующие решения принимаются следователями в 32 % случаев, а в абсолютных цифрах это более 1,5 млн. По данным г-на Цюприка, в 2013 году следственными органами МВД проведены досудебные расследования в отношении 1,8 млн уголовных производств, это в два раза больше, чем в 2012 году. А за четыре месяца текущего года эта цифра составила более 700 тыс. производств. «Наблюдается стойкая тенденция к росту нагрузки на следователей», — резюмировал докладчик.
Несмотря на сложности в работе следователей, представитель МВД высказался против принятия парламентом указанного законопроекта. Игорь Цюприк мотивировал такую позицию тем, что предлагаемый документ «перезагружен изменениями в Уголовный кодекс», а МВД уже разработало законопроект, которым предусматривается внести изменения в УПК, исключив из него положения, где упоминаются уголовные проступки, предусмотрев только перечень статей, по которым расследования будут проводиться в форме дознания. «Этот законопроект уже был согласован со Службой безопасности, Министерствами обороны и финансов без замечаний. Сейчас он находится на стадии подготовки и в ближайшее время будет подан в Кабинет Министров», — пояснил г-н Цюприк.
Впрочем, аргументация представителя МВД для большинства членов комитета не была убедительной. Парламентарии решили руководствоваться не абстрактными нормотворческими идеями, а конкретными предложениями, в результате законодательная инициатива была поддержана: рекомендована к принятию за основу. Хотя, вполне возможно, если правительство поддержит инициативу МВД и народные депутаты решат отказаться от самой идеи существования института уголовных проступков, законодательный труд г-на Паламарчука будет напрасным.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…