Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Ход авторизации

МЭРТ предлагает изменить порядок проведения авторизации электронных площадок и создать комплексную систему защиты информации в электронной системе закупок

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

Сегодня уже сложно представить ведение бизнеса без использования системы электронных закупок. Относительно недавно это ноу-хау в Украине не пользовалось особой популярностью, поскольку, несмотря на формальное соответствие международным нормам и стандартам, бизнес изначально указывал на непрозрачность процедур закупок. В дальнейшем в профильное законодательство, в том числе и в Закон Украины «О публичных закупках» (Закон), и подзаконные нормативные акты неоднократно вносились изменения.

В частности, Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) вынесло на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок» (Проект). Отметим, что фактически это уже третья редакция нормативного акта. Действующая датирована 2016 годом и за этот период также претерпела изменения.

Напомним, что этот документ устанавливает требования к функционированию электронной системы закупок, процедуру проведения авторизации электронных площадок, условия подключения и предусматривает случаи отключения электронных площадок от электронной системы закупок, требования к электронным площадкам и ответственность операторов авторизованных электронных площадок.

«Учитывая практику применения положений Порядка и изменения законодательства, а также необходимость совершенствования существующих механизмов в Порядке и определения новых, которые обеспечат слаженную работу всех субъектов (пользователей, операторов, администратора) электронной системы закупок для проведения закупок в соответствии с Законом с соблюдением принципов осуществления публичных закупок…» — так разъясняется необходимость разработки подзаконного акта в анализе регуляторного влияния к проекту документа.

В первую очередь разработчики акта предлагают существенно расширить понятийный аппарат. В частности, вводится понятие «авторизация электронной площадки», под которым подразумевается решение МЭРТ о подключении электронной площадки веб-портала уполномоченного органа по вопросам закупок (на основании решения комиссии). Также введены такие термины, как «оператор электронной площадки», «предварительная авторизация», «тестовый ключ» и «технический сбой».

Кроме того, изменяется и сама структура Порядка функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок (Порядок). Авторы делают акцент на создании комплексной системы защиты информации в электронной системе закупок. Отметим, что новым Проектом предлагается возложить на администратора помимо самостоятельного определения требований по защите информации обязанность ставить в известность о них уполномоченный орган по вопросам закупок. Также уточняются сроки устранения выявленных нарушений, — не более 60 календарных дней.

Уточнения внесены и в порядок оплаты подачи участником тендерного предложения и/или предложения участника процедуры закупки. В частности, вводится новый ценовой критерий, предусматривающий, что в случае, когда стоимость закупки составляет свыше 4 млн грн, взимается плата в размере 200 необлагаемых минимумов доходов граждан.

«Размер платы, установленный в этом пункте, определен с учетом всех налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством, является одинаковым для всех операторов авторизованных/предварительно авторизованных электронных площадок и не может устанавливаться операторами авторизованных/предварительно авторизованных электронных площадок самостоятельно», — уточняется в этом разделе.

В новой редакции Порядка предлагается отдельно выделить и детально прописать основные задачи и функции администратора, а также основные требования и обязательства оператора электронной площадки, авторизованной/предварительно авторизованной электронной площадки. В частности, существенно расширены требования к оператору. Среди новых — неприменение, в том числе к учредителям юридического лица, специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с Законом Украины «О санкциях». Кроме того, оператор должен будет иметь право на пользование электронной площадкой и право на пользование доменным именем, на котором она размещена.

Также оператор должен обеспечить возможность проведения предусмотренных Законом закупок в электронной системе закупок в соответствии с уровнем аккредитации.

В случае внесения изменений в законодательство в сфере закупок предлагается возложить на оператора обязанность в месячный срок со дня опубликования администратором стандартных сценариев тестирования на веб-портале уполномоченного органа привести функциональные характеристики и возможности авторизованной/предварительно авторизованной электронной площадки в соответствие с такими изменениями и актами.

Существенно уточнены положения и о наложении на оператора штрафных санкций. В частности, устанавливается, что оператор уплачивает штраф в случае нарушения доступности данных, которое заключается в непередаче веб-порталу уполномоченного органа или непринятии от веб-портала документов (их обновления) или отдельных файлов более пяти часов рабочего времени суммарно в течение календарного года. Штраф будет налагаться и в случае технического сбоя более семи часов рабочего времени суммарно в течение календарного года, а также за невыполнение условий договора между оператором и администратором (пять и более раз в течение календарного года).

Авторы проекта новой редакции Порядка предлагают структурировать и уточнить положения об авторизации/предварительной авторизации электронных площадок непосредственно с учетом факта получения администратором комплексной системы защиты информации на веб-портал уполномоченного органа по вопросам закупок.

Вопросы, связанные с проведением тестирования администратором электронных площадок операторов для их авторизации/предварительной авторизации и осуществлением смены оператора, также были структурированы.

Отдельно следует обратить внимание, что цель авторов — учесть все изменения законодательства в этой сфере. В первую очередь речь идет о Налоговом кодексе Украины и Законе Украины «Об электронных доверительных услугах».

Как отмечается в анализе регуляторного влияния, основной задачей проекта постановления является решение проблемных вопросов, возникших на практике в процессе реализации положений Порядка, в частности урегулирование вопросов, связанных с надлежащим функционированием электронной системы закупок и повышением уровня сотрудничества между ее субъектами в правовом поле, например, относительно осуществления авторизации электронных площадок и их подключения к электронной системе закупок с учетом требований законодательства в сфере защиты информации в информационно-телекоммуникационных системах, что в свою очередь положительно повлияет на позиции Украины в международных рейтингах и обеспечит исполнение международных обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС по гармонизации и адаптации отечественного законодательства в сфере публичных закупок в соответствии с Директивами ЕС.

В целом бизнес положительно оценивает наличие системы публичных закупок, и, скорее всего, устранение существующих проблем и приведение норм в соответствие с действующим законодательством позволит обеспечить полную прозрачность процедур закупок и надлежащую защиту информации.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: