В преддверии второго тура выборов Президент Украины уволил с должностей председателей областных государственных администраций в двух регионах. Председатель Днепропетровской областной государственной администрации (ОГА) Виктор Бондарь был уволен Указом № 101/2010 от 4 февраля с.г., а Арсений Аваков, председатель Днепропетровской областной государственной администрации, — Указом № 116/2010 от 5 февраля с.г.
Оба указа приняты Президентом Украины на основании статьи 118 Конституции Украины, но в первом указе Президент уволил председателя ОГА на основании части 9 этой статьи (поскольку тому было выражено недоверие Днепропетровским областным советом, на основании которого Президент обязан принять решение и дать обоснованный ответ), во втором — «принял отставку» губернатора на основании части 10 (в случае, когда недоверие председателю ОГА выразили две третьих депутатов от состава соответствующего совета, Президент принимает решение об отставке такого председателя).
Оба губернатора, стоит отметить, сразу же заявили, что готовы освободить кресла по политическим и принципиальным соображением. Г-н Бондарь 9 февраля с.г. написал заявление об освобождении с должности. Арсений Аваков также заявил, что за кресло не держится. Но, тем не менее, в настоящее время он обратился в Харьковский окружной административный суд с иском о признании противоправным и об отмене решения областного совета от 3 февраля с.г., которым ему было выражено недоверие. Причем, как уверял на своей пресс-конференции 5 февраля г-н Аваков, дело не в должности, дело в процедуре. К слову, по состоянию на сегодня определением Харьковского апелляционного административного суда ходатайство истца о приостановлении действия спорного решения в качестве меры по обеспечению иска удовлетворено. Но в то же время в Харьковском окружном административном суде рассмотрение дела было отложено.
В целом вопрос обжалования председателями государственных администраций не нов для Украины. Первой ласточкой в этой сфере можно назвать судебную тяжбу Евгения Жовтяка, уволенного с должности председателя Киевской областной государственной администрации в период временной нетрудоспособности. Напомним, что восстановлен в должности г-н Жовтяк был только по решению Верховного Суда Украины, а затем немедленно уволен. Можно отдельно вести спор о том, было ли исполнено решение ВСУ, но факт остается фактом — у Евгения Жовтяка появилось много «последователей», которые после увольнения/отставки с должностей обращались в суды. Чаще всего восстановление в должности завершалось последующим «правильным» или не очень увольнением, возможно, новым витком бесконечных тяжб.
Впрочем, в ближайшее время, можно прогнозировать всплеск обжалований увольнений председателей госадминистраций. Их председатели, по большому счету, согласно действующему законодательству, являются «последним оплотом главы государства, который имеет полномочия назначать их на должности и увольнять с них. Пускай и по согласованию с Кабинетом Министров Украины. С инаугурацией нового Президента Украины, скорее всего, произойдут изменения и в руководстве госадминистраций, если не всех, то многих. В любом случае срок полномочий председателя госадминистрации не может быть большим, нежели срок полномочий Президента, который его назначил. Значит, в крайнем случае, будет переназначение. Но если эта процедура будет сопровождаться судебными тяжбами, смена руководства в регионах явно затянется.
Хотя подчеркнем, статьей 8 Закона Украины «О местных государственных администрациях» четко определено, что председатель госадминистрации назначается на срок полномочий Президента Украины, после инаугурации нового Президента статья 9 Закона устанавливает, что председатели администраций продолжают осуществлять свои полномочия до назначения в установленном порядке новых. Если применить нормы трудового права (а именно нарушения трудовых прав, такие как увольнения лица, находящегося в отпуске или на больничном, являются главными основаниями для обжалования увольнений с должностей председателей госадминистраций) относительно временного исполнения обязанностей, выходит, что исполнение обязанностей «старым» губернатором является одобренным новым Президентом, а значит, увольнение должно основываться не на том, что сменился Глава государства, а осуществляться в порядке статьи 9 Закона «О местных государственных администрациях».
В результате может повториться такая же, как с Евгением Жовтяком, история — должность, на которую восстановлено лицо, уже занята, а законных оснований для увольнения нового губернатора нет. Поэтому представляется, что в случае назначения на политические должности (а именно таковыми следует считать должности председателей местных государственных администраций) и увольнения с них, что нормы КЗоТа, законодательство о государственной службе и другие акты относительно гарантий трудовых прав не должны применяться.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…