Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №46 (621) » «Гражданские лица» в ГПУ

«Гражданские лица» в ГПУ

Парламенту предлагают сделать возможным назначение на должность Генпрокурора лица, не имеющего опыта работы в прокуратуре

Народный депутат Украины от БЮТ Владимир Пилипенко 30 октяб­ря с.г. внес в парламент законопроект № 5295 «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» относительно требований к лицу, которое назначается на должность Генерального прокурора Украины».

Небольшой по объему, но значительный по своей сути, проект предлагает внести лишь одно изменение в часть 1 статьи 46 Закона Украины «О прокуратуре». Эта часть устанавливает, что прокурором назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование, необходимые моральные и деловые качества, а также то, что лицо, не имеющее практического опыта работы по специальности, проходит стажировку (сроком до 1 года). По мнению г-на Пилипенко, поскольку процедура назначения Генерального прокурора Украины предусматривает тщательное рассмотрение кандидатуры на эту должность в комитетах парламента и на пленарном заседании, то это является гарантией того, что на должность Генпрокурора будет избрано лицо, полностью соответствующее должности по своим моральным и профессиональным качествам. Исходя из этого, он предложил установить, что требование о прохождении стажировки в органах прокуратуры для лиц, не имеющих опыта практической работы по специальности, не распространяется на лицо, которое назначается на должность Генерального прокурора Украины.

Таким образом, в случае принятия данного законопроекта, круг претендентов на должность главного прокурора существенно расширится. Как к такому предложению отнеслись юристы и какие требования еще должны выдвигаться к кандидатам в Генпрокуроры — читайте ниже точку зрения юристов.

Мнения, что неудивительно, разделились. Так, начальник Главного управления МВД Украины в АР Крым Геннадий Москаль считает, что кандидат на должность Генпрокурора – фигура не политическая, и им может стать только выходец из недр прокуратуры: «Это должен быть профессионал, ведь может случиться, что ему придется читать дела лично, участвовать в громком процессе, например, как прокурор УССР Роман Руденко, который выступил обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе. Что бы было, если б он не был опытным прокурором? Если вносится такой законопроект, значит, у того, кто будет претендовать на эту должность, что-то отсутствует, например, опыт работы в прокуратуре». Отчасти с ним согласен народный депутат Украины Сергей Власенко: «В идеале не должно быть ограничений для того, чтобы возглавить государственный орган. Но в наших реалиях это не совсем корректно. Лицо, которое никогда не было связано с работой правоохранительных органов, не всегда понимает специфику. Кроме того, в нашей стране не работает тезис о стабильности государственной службы. Меняется политическая команда, полностью вычищая руководящее звено министерств и ведомств. Именно поэтому Генпрокурор не может быть человеком пришлым. Он должен знать людей в системе, и не просто их человеческие качества, а и профессиональные, понимать, насколько они соответствуют своему месту».

Другое мнение у заместителя министра юстиции Украины Владимира Богатыря: «Я не считаю, что кандидат на должность Генпрокурора обязательно должен проходить стажировку. Наличие опыта работы в органах прокуратуры – не главное, ведь он может быть, например, бывшим судьей или адвокатом. Подчеркну, что кандидат должен иметь хорошее образование, признанные в профессиональном сообществе морально-этические качества, быть высококвалифицированным юристом. Требования относительно стажировки в прокуратуре могут касаться младшего состава прокурорских работников. Руководящую же роль и проведение государственной политики в данной сфере должны осуществлять признанные в государстве юристы».

А вот точка зрения народного депутата Украины Владимира Стретовича: «Обсуждаемое законодательное предложение выглядит вполне благоприятным. Особый порядок назначения на эту должность делает ее еще и политической, что, в свою очередь, означает, что на кандидата не может распространяться упрощенный порядок в части требований к претенденту. Известно, что новоназначенному без опыта работы прокурору до одного года необходимо посвятить стажировке. Хотя статья 46 Закона Украины «О прокуратуре» говорит не об «опыте практической работы прокурором», а об «опыте практической работы по специальности», на основании чего можно сделать предположение, что в данном случае речь идет не о прокурорском стаже как таковом, а о стаже работы юристом.

Часто кандидаты на государственные должности отличаются незаурядной деловитостью в ущерб общественным интересам, а потому, чтобы избежать возможного конфликта интересов, необходимо закрепить расширенный перечень требований к кандидату на должность Генпрокурора, которые бы играли роль «предохранителя» при отборе кандидатов. Припоминаю, когда в 2005 году Президент Украины собирался направить меня на работу в Генеральную прокуратуру Украины, с формулировкой, цитирую: «чтобы разогнать тот клоповник», тогдашний руководитель этого ведомства сразу везде раструбил, что у меня такого права нет, так как я, видите, ни одного дня не проработал в системе органов прокуратуры. Из-за такой спекуляции автор этих строк не стал Генпрокурором, в то время как на самом деле закон не содержит таких предостережений к кандидату на должность Генпрокурора».

Нецеселесообразным считает закреплять требование о наличии стажа работы в органах прокуратуры для кандидата в Генпрокуроры заместитель руководителя службы обеспечения связей с Конституционным Судом Украины и представительства интересов Президента Украины, созданных им вспомогательных органов и служб в судах общей юрисдикции Украины Секретариата Президента, Александр Ильков: «Предъявляемые к кандидату на должность Генерального прокурора требования в Конституции не закреплены. Закон «О прокуратуре» содержит требование о наличии высшего юридического образования, критерий о соответствующих моральных и деловых качествах, а также ограничение о невозможности назначения лиц, которые были осуждены за совершение преступления. Кроме того, часть 1 статьи 46 Закона «О прокуратуре» предусматривает необходимость наличия опыта практической работы по специальности, при отсутствии которого лицо должно пройти стажировку в органах прокуратуры. Таким образом, Закон «О прокуратуре» устанавливает дополнительные требования к должности Генпрокурора, не преду­смотренные Конституцией. С учетом решения КСУ 2000 года по делу о возрастном цензе, это допустимо. Однако, принимая во внимание, что должность Генпрокурора, исходя из процедуры его назначения, по сути, является политической, считаю, что закреплять какие-то дополнительные требования, в том числе и наличие стажа работы в органах прокуратуры, нецелесообразно. Разве что использовать китайский опыт, где на законодательном уровне закреплено требование к прокурорам о наличии крепкого здоровья».

Народный депутат Украины Сергей Мищенко отметил, что «прежде всего кандидат на пост Генерального прокурора Украины должен быть политически независим. Его личность должна быть такой, которая бы и для власти, и для оппозиции была примером объективности во всем».

Как решится судьба законопроекта, о котором шла речь, решать парламенту. Однако все опрошенные согласны с тем, что действующее законодательство, касающееся функционирования прокуратуры, требует изменений.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Актуальный документ

Обеспечение доказательств

Государственная практика

Выборы рассудит «бомонд» от ВАСУ

Прокуроры ВСЮ не доверяют?

Верховный Суд обновляет практику

Законодательная практика

«Гражданские лица» в ГПУ

Кадровые новости

В департаменте правового обеспечения ОАО  «Ощадбанк» новые назначения

Неделя права

Финансы и романсы

Ноябрьское заседание ВККС

Доучился до суда?

ВАСУ on/off-line

Инициатива уголовно не наказуема

Новости законотворчества

КСУ просят разъяснять, какое право следует применять

Ответственность за неисполнение судебных решений будет усилена

Проверки предпринимателей — в судебном порядке

Новости из зала суда

Суд подтвердил госрегистрацию «Премьер-лиги»

Производство по делу об отмене регистрации кандидата в президенты закрыто

Новости из-за рубежа

Пользователь iPhone обвинил разработчика игр в шпионаже

Судебным приставам разрешили списать деньги с сотового счета должника

Урегулирован судебный спор между eBay и основателями Skype

Новости профессии

Олег Бачун считает рекламное объявление преступлением

Присвоены ранги госслужащих

Избирательные споры должны рассматриваться в сроки

Михаил Добкин получил научную степень

А. Присяжнюк назначен заместителем председателя СБУ

В декабре стажеры нотариусов сдадут экзамен

Новости юридических фирм

«Саенко Харенко» консультирует реструктуризацию внешнего долга «Нафтогаза»

Украинские юристы вошли в Консультативный совет Best Lawyers

«Астерс» консультирует ЕБРР по финансированию на сумму 13 млн евро

Arzinger — юридический советник Unicredit Bank Austria AG

Позиция

В счастливом неведении

О честных и искренних гостях

Реестр событий

Выборам подложили свинью

Тема номера

Концентрация и конкуренция в сфере телекоммуникаций по-европейски

Частная практика

Партнерское управление

За исполнением — в Евросуд

Подвести под присягу члена Высшего совета юстиции

За наследством — к частнику

Юридический форум

Фарм-юриспруденция

Юрбизнес несет убытки

Пирамида для юристов

Юрисконсульт

Исковая давность в трудовых спорах

Статус «и.о.» в теории и на практике

Законодательные изменения госзакупок

Заходи по одному, проси за год

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: