Анализ первых дней законопроектной работы новоизбранного парламента позволяет выделить несколько основных направлений «интересов» народных депутатов, приоритетных (хотя бы по времени внесения конкретных предложений) направлений усовершенствования государственного регулирования. И если отдельные вопросы, например, относительно социального обеспечения или предоставления русскому языку статуса государственного (регионального), регулярно озвучиваются в сессионном зале в начале работы очередного созыва парламента, то проблемой № 1 этого года можно по праву считать необходимость законодательного урегулирования процедуры проведения закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.
Напомним, что в декабре 2006 года Верховным Советом Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам закупки товаров, работ и услуг за государственные средства». Этот Закон был подписан и официально обнародован Президентом Украины. В то же время в адрес Председателя Верховного Совета Украины поступило письмо Президента Украины от 5 января 2007 года № 11/3, в котором, в частности, отмечено, что отдельные положения упомянутого Закона вызывают определенные предостережения в связи с несовершенством, а механизм осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства нуждается в последующих изменениях, в том числе, с целью внедрения позитивного международного опыта. В связи с этим Президент Украины предложил Верховному Совету Украины продолжить работу над усовершенствованием механизма закупок, в частности, подготовить новую редакцию Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» и обеспечить принятие и официальное обнародование соответствующего закона до 15 августа 2007 года. Но, в связи с досрочным прекращением полномочий парламента, принятый 19 июня 2007 года Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» не был подписан Президентом и официально не обнародован. Таким образом, устранением проблем законодательного урегулирования госзакупок предстоит заняться новоизбранному парламенту.
Лиха беда начало
Уже в первый день работы парламента VI созыва было зарегистрировано 9 законопроектов о внесении изменений в базовый Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». А всего их количество на момент написания статьи достигло 15. Так, законопроекты внесли народные депутаты Украины Сергей Пашинский (законопроект № 1011), Сергей Харовский (№ 1011-1), Екатерина Самойлык (№ 1011-2), Олег Лукащук (№ 1011-3), Олег Ляшко (№ 10114), Александр Ткаченко (№ 1011-5), Сергей Осика (№ 1011-6), Юрий Мирошниченко (№ 10117), Антон Яценко (№ 1011-8), Василий Хара (№ 10119), Виктор Пилипишин (№ 1011-10), Леонид Грач (№ 1011-11), Эльбрус Тедеев (№ 1011-12), Юрий Сербин (№ 1011-13), Евгений Волинец (№ 1011-14).
Все зарегистрированные законопроекты об усовершенствовании процедуры госзакупок можно условно разделить на две группы: в первую войдут «глобальные» законопроекты, значительно изменяющие процедуру госзакупок; ко второй группе следует отнести «узкоспециализированные» законопроекты, затрагивающие отдельные аспекты госзакупок.
Заметим, что большинство авторов «глобальных» законопроектов, обратили свое внимание на одни и те же статьи Закона о госзакупках. Так, предлагается уточнить терминологию; определиться с необходимостью функционирования и статусом Межведомственной комиссии по вопросам госзакупок и с системой органов государственного регулирования вообще; изменить предельные суммы закупки, при которых не предусматривается проведения тендерной процедуры госзакупок; усовершенствовать положения относительно порядка обжалования применения процедур закупок и определения, что такое обжалование может осуществляться исключительно в судебном порядке; внести изменения относительно необходимого минимального количества участников для осуществления процедуры закупки. Также авторами законопроектов предлагаются нормативные изменения, направленные на усовершенствование процедуры предания огласке заказчиками торгов информации относительно государственных закупок; уточнение норм относительно документального подтверждения участниками информации о соответствии квалификационным требованиям; усовершенствование механизмов предоставления тендерного обеспечения, обеспечение выполнения договора о закупке, оценки тендерных предложений участников торгов, заключения договоров о закупке.
Отметим, что отдельные, предложенные разными авторами, изменения являются буквально идентичными, что неудивительно, если вспомнить о предыдущем опыте внесения изменений в Закон о госзакупках, в частности, разработки согласованного законопроекта в профильном комитете Верховного Совета Украины. Позитивные наработки (а многие из авторов законопроектов ранее принимали участие в разработке законодательного обеспечения процедуры госзакупок), безусловно, учтены во внесенных на рассмотрение парламента VI созыва законопроектах.
От общего к частному
Отметим также «узкоспециализированные» законопроекты. Так, народный депутат Эльбрус Тадеев предлагает упростить процедуры закупок товаров и услуг за счет государственных средств в сфере физической культуры и спорта и определения случаев, на которые действие Закона не распространяется, а именно: если предметом закупки являются услуги по аренде спортивных помещений и сооружений, обустройства мест проведения спортивных соревнований и мероприятий в сфере физической культуры и спорта на период их проведения; спортивное оборудование и инвентарь, закупка которого осуществляется для обеспечения подготовки и участия национальных сборных команд в Олимпийских, Паралимпийских, Дефлимпийских играх.
Законопроектом, внесенным народным депутатом Юрием Сербиным, предлагается усовершенствовать проведение госзакупок в строительной и коммунальной отраслях, в частности предлагается ускорить сроки проведения торгов с целью обеспечения скорейшего освоения выделенных для финансирования строительства средств.
А народный депутат Леонид Грач предлагает изменить процедуру проведения госзакупок услуг санитарно-курортного лечения с целью обеспечения права застрахованных лиц и членов их семей на получение качественного санаторно-курортного лечения за счет средств Фонда социального страхования от временной потери работоспособности. Закупку услуг предлагается осуществлять с учетом потребностей застрахованных лиц согласно медицинским показаниям.
Вопросам создания информационной базы договоров (и информации о них), которые были заключены в результате проведения открытых торгов, торгов с ограниченным участием, двухступенчатых торгов, запроса ценовых предложений (котировок), закупки у одного участника, торгов с уменьшением цены (редукциона), посвящен законопроект народного депутата Украины Василия Хары. Создание такой базы, по мнению народного депутата, будет способствовать прозрачности проведения государственных закупок, систематизации информации о заключенных договорах, обобщению и исследованию объемов государственных потребностей относительно конкретных предметов закупки.
Парламенту и, прежде всего, профильному комитету по вопросам финансов и банковской деятельности предстоит нелегкая задача: проанализировать все законопроекты, определить наиболее приемлемый и на его основе подготовить, с учетом отдельных предложений других законопроектов, единый проект внесения изменений в Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». Можем предположить, что согласованный законопроект во многом повторит Закон, принятый 19 июня с.г., конечно же, с учетом новых предложений, которых, заметим, пока что не очень много.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…