2 октября с.г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 8 июля 2011 года № 3681-17 (Закон о внесении изменений), который обновил Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (Закон).
Теперь из определения «Государственные средства», приведенного в пункте 4 части 1 статьи 1 Закона, исключены слова «средства предприятий и их объединений», то есть государственные предприятия отныне не подпадают под действие данного закона.
При этом оставлен без изменений пункт 21 части 1 статьи 1 Закона, в котором приведено определение: «Предприятия — предприятия, образованные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств».
Вместе с тем, согласно изменениям, в новой редакции Закон применяется к предприятиям, определенным в пункте 21 части 1 статьи 1 данного Закона, в случае если они отвечают хотя бы одному из таких критериев:
— предприятие пользуется налоговой льготой, предусмотренной налоговым, таможенным законодательством Украины, в течение срока пользования такой льготой;
— предприятие в соответствии с законом освобождено от обязательства оплачивать задолженность перед бюджетами, по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, по обязательствам перед фондами общеобязательного государственного социального страхования — в течение календарного года от даты такого освобождения;
— предприятие получает прямую или косвенную бюджетную поддержку, в том числе в виде компенсации части расходов или возмещения процентов по кредитам, — в течение календарного года от даты получения бюджетной поддержки.
Изменения коснулись и предмета закупки. Изменен перечень случаев, на которые действие Закона о государственных закупках не распространяется, а именно: исключена из сферы действия Закона закупка электроэнергии и ее снабжение, природного, нефтяного газа и его снабжение, тепловой энергии и ее снабжение. К данному перечню добавлены закупка товаров и услуг, связанных с операциями НБУ по обеспечению управления золотовалютными резервами, плановые услуги, предоставляемые органами государственной власти и местного самоуправления или другими лицами, в размере, определенном законами Украины, услуги по аренде нежилых помещений, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, и т.д. (полный перечень определен частью 3 статьи 2 Закона).
Кроме того, из перечня обязательных к публикации документов на веб-портале Министерства экономического развития и торговли Украины исключили сообщение участников о результатах процедуры закупки, сообщение о результатах проведения предыдущей квалификации, информацию об одностороннем расторжении договора о закупке. Это может стать существенной преградой при оспаривании результатов торгов в органе обжалования, так как Законом установлен 14‑дневный срок для направления жалоб со дня получения участником сообщения о соответствующих решении или действии заказчика, который нарушает права или законные интересы участника процедуры закупки, или со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав.
При отсутствии данной информации на веб-портале участнику конкурсных закупок остается лишь ожидать получения решения, которое нарушает его права, посредством почтовой связи. Но, учитывая «национальные особенности» почтового обращения, ожидание может длиться и более 14 дней, по истечении которых победитель конкурсных торгов будет иметь возможность заключить договор с заказчиком и начать его выполнение, что, в свою очередь, значительно усложняет процедуру обжалования. Логика законодателя относительно данных изменений совершенно непонятна и больше похожа не на упрощение и открытость процедуры государственных закупок, а на создание «нужным» игрокам рынка условий для быстрого заключения договора с заказчиком.
Старая редакция Закона содержала норму, которая предусматривала обязательное обучение всех членов конкурсного комитета. В новой редакции Закона данная норма предусматривает обязательность обучения лишь председателя и секретаря конкурсного комитета. Данная новелла значительно упрощает кадровые вопросы заказчика торгов, однако параллельно с этим может возникнуть вопрос о компетентности других членов конкурсного комитета, которые не прошли обучение.
Кроме того, статья 13 Закона в новой редакции исключает понятие «закупка на принципах координации», вместо него введено новое понятие «закупка по рамочным соглашениям». Установлено, что особенности заключения рамочных соглашений, перечень товаров и услуг определяются Министерством экономического развития и торговли Украины. Особенности выполнения данных соглашений, порядок определения генеральных заказчиков и взаимодействия с ними других заказчиков определяются Кабинетом Министров Украины.
Учитывая отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих особенности применения статьи 13 Закона, соответствующих разъяснений или судебной практики, на данный момент правоотношения в сфере заключения и исполнения рамочных соглашений являются «неизведанной территорией» для всех субъектов, принимающих участие в процедурах государственных закупок. Хочется верить, что законодатель не будет затягивать с правовой регламентацией данного вопроса, а участники правоотношений не будут самостоятельно изобретать способы выполнения положений статьи 13 Закона.
Существенные изменения коснулись и статьи 39 Закона, регулирующей процедуру закупки у одного участника, а именно:
— для применения данной процедуры теперь не требуется согласования с Министерством экономического развития и торговли Украины;
— дополнен перечень условий, при которых данная процедура может быть применена: в случае неотложной потребности в осуществлении закупки в связи с возникновением особенных экономических или социальных обстоятельств; потребности осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием, и т.д.
Неоднозначными являются использованные законодателем фразы «особенные экономические или социальные обстоятельства» и «для потребности осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости». Это может вызвать трудности при осуществлении закупок у добросовестных участников.
Позитивные новшества внесены в статью 40 Закона относительно изменения условий договора о закупке (появилась возможность изменения цены за единицу товара не более чем на 10 % при колебании цены данного товара на рынке); улучшения качества предмета закупки; продления срока действия договора и выполнения обязательств в случае документального подтверждения объективности обстоятельств; пролонгации действия договора на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме не больше чем 20 % от суммы договора.
Стоит отметить, что в части 4 статьи 2 Закона установлен перечень закупок, которые должны быть урегулированы отдельными законами. Некоторые из них должны были принять еще в прошлом году.
Анализируя изменения в процедуре государственных закупок, можно говорить об упрощении определенных процедур, необходимых при проведении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства. Однако даже эти новшества, в основном, направлены не на демократизацию и ликвидацию дискриминации участников. Большая часть внесенных изменений направлена на защиту интересов «нужных» участников и создание благоприятных условий для их неоспоримой победы. Кроме того, наличие норм в Законе, которые требуют дополнительных разъяснений, дает возможность заказчикам действовать на свое усмотрение и не нести за это никакой ответственности, так как их действия Законом четко не регламентируются.
После вступления в силу вышеприведенных новшеств количество обращений участников за разъяснениями в компетентные органы существенно увеличится. Можно смело говорить и о грядущем увеличении количества жалоб участников как в Антимонопольный комитет Украины, так и в суды.
Возможно, последствием применения определенных новелл, внесенных в Закон, станет существенный прирост уровня коррупции и даже возникновение угрозы государственным интересам.
ШЕВЧУК Алексей — партнер ЮФ «Шевчук и Партнеры», г. Киев
Особую важность имеет норма, предусмотренная пунктом 19 части 1 статьи 8 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». Она предоставляет Министерству экономического развития и торговли Украины (Уполномоченный орган) полномочия по «разработке и утверждению порядка осуществления мониторинга закупок». Однако его разработка и принятие потребуют времени.
Дополнительно пункт 3 части 2 статьи 8 данного Закона определяет право Уполномоченного органа истребовать у заказчиков, участников, предприятий, учреждений, которые осуществляют государственное регулирование и контроль в сфере государственных закупок, правоохранительных органов информацию и копии документов, необходимых для осуществления Уполномоченным органом мониторинга государственных закупок. Данные изменения похожи на попытку законодателя вернуть Министерству экономического развития и торговли Украины полномочия, но при этом оставить и «второго контролера» на рынке государственных закупок — Антимонопольный комитет Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…