Госзакупки под контролем — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (433) » Госзакупки под контролем

Госзакупки под контролем

Полномочия АМКУ давно являются темой для дискуссий среди юристов. Нужно ли расширить их, учитывая важность защиты экономической конкуренции в нынешних реалиях, а также пресечения нередких фактов антиконкурентных действий со стороны органов государственной власти, крупных украинских производителей и транснациональных корпораций? Или, наоборот, следует сузить круг полномочий АМКУ, поскольку «в руках» этого органа их и так чересчур много?..

Между тем недавно АМКУ получил полномочия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ и услуг за государственные средства (госзакупки).

Тут следует заметить, что приведение украинского конкурентного законодательства в соответствие с европейским — одна из целей совместного проекта АМКУ и TACIS. В рамках этого проекта был разработан целый ряд изменений в конкурентное законодательство Украины. Соответствует ли передача полномочий по госзакупкам АМКУ европейским стандартам? Вопрос требует выяснения. Согласно публикациям в прессе, Мировой банк высказал обеспокоенность по поводу такого решения украинского парламента.

15 декабря 2005 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» и другие законодательные акты Украины» (Закон). Принятие Закона сопровождалось преодолением вето Президента Украины. Кроме Закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», изменения вносятся также в Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины «О поставках продукции для государственных нужд» (согласно изменениям, новое название этого Закона — «О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд»).

Закон определяет систему органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор, контроль и координацию в сфере госзакупок. Итак, полномочия, ранее принадлежавшие Министерству экономики, распределены между АМКУ, Счетной палатой, Контрольно-ревизионным управлением и Государственным казначейством, а также Министерством аграрной политики и Государственным комитетом статистики Украины. Полное исключение из этого списка органов, занимающихся госзакупками, может вызвать удивление. Хотя причиной перераспределения полномочий по госзакупкам является непрозрачные схемы их проведения, подозрения в коррупции и злоупотреблениях со стороны Министерства экономики. Согласно Закону, в преамбуле Закона о госзакупках теперь указано, что целью его является создание конкурентной среды в сфере госзакупок, а также препятствование проявлениям коррупции в этой сфере, обеспечение прозрачности процедур госзакупок и достижение оптимального и рационального их использования.

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам координации госзакупок, согласно Закону, является Антимонопольный комитет Украины. Целью предоставления АМКУ данных полномочий является необходимость реализации основной цели Закона относительно создания конкурентной среды в сфере госзакупок. Однако такое определение статуса АМКУ не согласовывается с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», согласно которому АМКУ — государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности (но никак не «специально уполномоченный орган исполнительной власти»).

Полномочия АМКУ в сфере госзакупок

К полномочиям АМКУ в сфере госзакупок, согласно рассматриваемому нами нормативному акту, относятся подготовка и подача в правительство и Счетную палату полугодовых отчетов относительно осуществления заказчиками закупок; подача совместно со Счетной палатой в Верховный Совет Украины годового отчета по этому же вопросу.

Основным полномочием АМКУ в данной сфере деятельности, безусловно, является осуществление контроля за соблюдением законодательства. Комитет проводит проверки относительно соблюдения распорядителями государственных законодательных средств требований в сфере закупок. В случае обнаружения нарушений Комитет подает материалы в правоохранительные органы.

Предусмотрено также сотрудничество АМКУ с другими органами государственной власти относительно пресечения проявлений коррупции в органах государственной власти и международное сотрудничество в сфере госзакупок, а также поддержки участия отечественных товаропроизводителей в торгах относительно госзакупок за рубежом.

Важным полномочием АМКУ, согласно Закону, является государственная поддержка и обеспечение защиты отечественного производителя, в том числе сельскохозяйственного товаропроизводителя, при осуществлении госзакупок.

«Неотъемлемым» полномочием, безусловно, можно назвать осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сфере госзакупок, в частности, в случае искажения результатов торгов или тендеров, в рамках компетенции, определенной действующим законодательством. Предусмотрено, что антимонопольный орган подает Кабинету Министров предложения относительно определения генерального заказчика, осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в рассматриваемой сфере деятельности.

На что имеет право АМКУ

Кроме заданий АМКУ, Закон определяет и его права. К правам этого органа в сфере осуществления контроля и координации госзакупок относятся следующие:

— требовать от заказчиков отчет о результатах проведения процедуры госзакупки и о реализации договоров о госзакупках;

— требовать от распорядителей государственных средств отчет об объеме госзакупок;

— устанавливать сроки предоставления заказчиками информации о планируемых закупках, заключенных договорах и их исполнении;

— обеспечивать организацию контроля за соблюдением законодательства в данной сфере;

— принимать меры по пресечению выявленных нарушений;

— определять своим решением форму или образец объявления о проведении процедур госзакупки и приглашения к участию в них, форму реестра полученных тендерных предложений, протокола о раскрытии тендерных предложений и другие документы;

— составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушения законодательства о госзакупках.

Последнее стоит рассмотреть подробнее. Данное полномочее, как было указано в замечаниях Главного юридического управления, противоречит Кодексу Украины об административных правонарушениях. В этот акт Законом не предусматривается внесение каких-либо изменений, таким образом, создается коллизия между нормами законодательства. К сожалению, эта коллизия не была устранена в процессе принятия законопроекта.

Стоит упомянуть, что, предоставив АМКУ такие полномочия, законодатель предусмотрел осуществление контроля за деятельностью данного органа в сфере госзакупок Верховным Советом Украины и другими органами государственной власти в соответствии с Конституцией и законами Украины.

Реализация АМКУ новых полномочий уже началась

Как уже писала «ЮП», в структуре АМКУ планируется создание департамента, который непосредственно занимался бы вопросами госзакупок. А пока сформирована рабочая группа, уже приступившая к работе. В нее привлечены не только специалисты из АМКУ, но и представители Счетной палаты и Тендерной палаты. Планируется поддержание связи с общественностью по поводу осуществления новых функций, предложения и замечания, по обещаниям АМКУ, будут учтены.

Вместе с тем, очевидно, должен быть ликвидирован департамент координации государственных закупок в Министерстве экономики. Но нельзя забывать, что у специалистов этого департамента выработался определенный опыт в данной деятельности, чего еще предстоит достичь «антимонополистам».

Нужно ли было передавать полномочия по осуществлению госзакупок от Минэкономики другим государственным органам? Безусловно, что сложившаяся ситуация требовала перемен. Но есть сомнения в целесообразности передачи данных полномочий от специалистов Минэкономики, уже занимавшихся госзакупками, сотрудникам АМКУ, не имеющим такого опыта. Для достижения определенных результатов нужно время. Позволит ли перераспределение полномочий по госзакупкам решить проблемы, как это представляет законодатель, — безусловно, покажет практика.

На данный момент практические вопросы, связанные с передачей полномочий, еще не решены. По информации АМКУ, Минэкономики отказывается участвовать в согласовании увеличения бюджетных назначений АМКУ за счет уменьшения своих. В комитете обеспокоены угрозой срыва системы государственных закупок.

Однако, как бы ни сложилась ситуация в дальнейшем, профессиональный подход АМКУ к решению возложенных на него задач просматривается уже сейчас. На прошедшей неделе ООО «Европейское консалтинговое агентство» получило рекомендацию Комитета прекратить действия, имеющие признаки злоупотребления монопольным положением на рынке распространения в сети Интернет информации о госзакупках. В АМКУ придерживаются мнения, что исполнение рекомендации этого органа станет реальным шагом на пути обеспечения прозрачного механизма госзакупок.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Лирика» и «физика» Пленума ВАСУ

Деловая практика

Госзакупки под контролем

Законодательная практика

«Привлекательный» процесс

Неделя права

Кому толковать Конвенцию?

«Юридический» столичный совет

Все «бруньки» — SV?

Демократию (не) купишь?

«Киевстар» — лакомый кусочек

Судебный сбор поможет судам!

Реестр событий

Не избрали, не привели, не закрыли

«Укрспецюст» уже не нужен?

Усовершенствуют нотариат?

Судебная практика

«Концентрированное исполнение» АМКУ

Шаг влево, шаг вправо — демонтаж

«Железная» логика справедливого штрафа

Судебные решения

О предмете распространения моратория

Старые и новые кодексы: какие необходимо применять к спорным правоотношениям?

Об ответственности перевозчика при краже груза

Об основаниях для осуществления действий по доверенности?

О встречном выполнении сторонами своих обязательств

Тема номера

Предварительный юридический анализ

Инвестиции в жилищное строительство

«Элитное» строительство для граждан

Частная практика

За что боролись, на то и…

Юридический форум

Конкурсное право ВТО

Традиционный день юрфака ждут многие

Інші новини

PRAVO.UA