Сфера государственных закупок относительно молодая и слаборазвитая в нормотворческом понимании. Тем не менее в настоящее время эта сфера активно развивается во всех возможных направлениях. И ее развитие сопровождается освещением в СМИ.
Все началось в недалеком 2000 году. Тогда был принят специальный закон, я имею в виду Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 года (Закон о закупках). Не будем останавливаться в данной статье на принятии и внесении изменений в Закон о закупках, а более детально рассмотрим его цели и задачи.
Де-юре
В преамбуле Закона о закупках определено: «Целью этого Закона является создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, а также предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, обеспечение прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижение оптимального и рационального их использования».
В статье 21 Закона о закупках указаны принципы, на которых базируется проведение государственных закупок, а именно: «Государственные закупки осуществляются на основе таких принципов: максимальная экономия и эффективность; добросовестная конкуренция среди участников…».
Отсюда можно сделать вывод, что задачей Закона о закупках являются:
— максимальная экономия государственных средств заказчиками торгов;
— эффективное использование государственных средств заказчиками торгов;
— создание добросовестной конкуренции среди участников торгов.
Де-факто
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» от 1 декабря 2006 года в Закон о закупках был внесен ряд изменений, в частности, добавлена статья 161 «Реестр участников процедур закупок».
На основании вышеупомянутой статьи Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок начала вести Реестр участников процедур закупок. Причем следует обратить внимание на то, что, во-первых, согласно части 2 статьи 19 Конституции Украины, «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины»; во-вторых, согласно части 3 статьи 161 Закона о закупках, «порядок ведения и функционирования реестра участников процедур закупок определяется решением Комиссии», это решение не принято Комиссией до сих пор; в-третьих, за внесение субъекта хозяйствования в реестр участников процедур и за пребывание в этом реестре нужно платить «кругленькие» суммы средств.
Кроме того, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» были внесены изменения в статью 28 Закона о закупках, согласно которой, для того чтобы торги состоялись, нужно, чтобы к оценке было допущено не менее трех тендерных предложений.
Для участия в торгах каждый участник должен оплатить:
1) тендерную документацию (оплачивается на счет заказчика торгов или его консультанта, приблизительная стоимость 1—2,5 % от ожидаемой стоимости предмета закупки зависит от предмета закупки);
2) участие в Реестре участников процедур закупок.
На основаниях, определенных статьей 28 Закона о закупках, торги отменяют или признают несостоявшимися. В таком случае средства, уплаченные участниками торгов за участие в торгах, не возвращаются и не перезачисляются на повторные торги. Пакет документов нужно оформлять повторно. Участники тратят время на повторную подготовку к торгам.
Для того чтобы торги состоялись с «первой попытки», участники между собой договариваются. Согласно такой договоренности, между тремя участниками торгов, которые нужны для каждого тендера, происходит распределение заказчиков. Территория административно-территориальной единицы (область или район), иногда другая территория или даже целое государство делится условно между участниками торгов. За каждым участником закрепляется перечень заказчиков, на торгах у которого победит определенный участник.
Поэтому в подавляющем большинстве случаев на торги подается три тендерных предложения от участников, которые предварительно договорились. Согласно такой договоренности, коммерческие предложения определены таким образом, чтобы на торгах победил «нужный» участник. Конечно, при таких обстоятельствах не может идти речь о какой-либо конкуренции, снижении цен и т.п.
Нужно подчеркнуть еще одну отрицательную черту торгов. Все сопутствующие расходы, такие как оплата тендерной документации, реестра и выписки из него, каждый участник включает в стоимость предмета закупки. Поэтому заказчики в результате покупают предмет закупки по завышенным ценам.
В такой схеме содержатся действия, предусмотренные статьями 5 и 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года.
Статья 5 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» определяет: «Согласованными действиями являются заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любое другое согласованное конкурентное поведение (деятельность, бездеятельность) субъектов хозяйствования». Как уже отмечалось, такие соглашения заключаются. Форма и порядок выполнения регулируется самими сторонами соглашения. Согласно «деловой практике», такие соглашения преимущественно заключаются в устной форме.
Статья 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» определяет: «Антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.
Антиконкурентными согласованными действиями, в частности, признаются согласованные действия, которые касаются:
…4) искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров…».
Итак, как следует из вышеприведенного, такая схема нарушает как минимум две статьи Закона Украины «О защите экономической конкуренции».
В соответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) является государственным органом со специальным статусом, цель деятельности которого — защита конкуренции. Согласно статье 31 Закона о закупках, «реализацию основной цели Закона относительно создания конкурентной среды в сфере закупок обеспечивает АМКУ».
Почему же заказчики торгов (тендеров) не сообщают компетентным органам о такой ситуации? Почему согласны покупать товары, работы, услуги по завышенным ценам?
Для выполнения функций, возложенных на каждого заказчика, нужен предмет закупки (товар, работы, услуги), определенный в торгах. В начале года заказчики пользуются остатками, возможностью пролонгации договора согласно части 2 статьи 34 и статьи 2 Закона о закупках, но за это время они должны закончить проведение торгов и подписать новый договор.
Если заказчики напишут заявления в компетентные органы о завышении цен, об отсутствии конкурентной среды между участниками торгов, то это может вызвать последствия, предусмотренные статьей 28 Закона о закупках, и затянет процесс проведения торгов. А в случае если заказчик останется без товара, работы или услуги, которую он должен был закупить, то он окажется перед угрозой невыполнения возложенных на него функций, за что понесет ответственность.
Поэтому заказчик закрывает глаза на процедуру торгов, в которой де-юре все законно, а де-факто незаконно.
Вместо выводов
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Закон о закупках не выполняет возложенных на него задач. Цель, поставленная перед Законом, не достигается.
Если Закон о закупках не регулирует должным образом отношения, возникающие при осуществлении государственных закупок, то, возможно, его следует отменить. А заказчиков торгов обязать действовать в данной сфере в общем порядке на основании Хозяйственного и Гражданского кодексов и другого действующего законодательства Украины.
В Верховном Совете Украины зарегистрировано приблизительно два десятка законопроектов, изменяющих Закон о закупках или вообще предлагающих новые тексты Закона. Но стоит ли дважды наступать на одни и те же грабли?
Стоимость услуг с 1 августа 2007 года по получению и доставке документов
Вид каталога/услуги | Обязательные платежи * | Комиссия за получение документов |
Тематический каталог участников процедур закупок (открытые торги, двухступенчатые торги, редукцион) | 12 375 грн | 900 грн |
Тематический каталог участников процедур закупок (запрос ценовых предложений (котировок)) | 3 000 грн | 700 грн |
Тематический каталог участников процедур закупок (закупка у одного участника) | 12 375 грн | 900 грн |
Тематический каталог участников процедур закупок (торги с ограниченным участием) | 12 375 грн | 900 грн |
Тематический каталог участников-победителей процедур закупок | 550 грн | |
Тематический каталог участников-победителей процедур закупок (закупка у одного участника) | 550 грн | |
Получение выписки из каталога | 500 грн | 550 грн |
Получение вторых документов | по договоренности | |
* Сумма обязательных платежей может изменяться и включает в себя c 1 августа 2007 года регистрацию в каталоге, абонплату за 1 год, подписку на журнал (использована информация с сайта: http://www.ua-tenders.com/rubrics/catalogue/). |
ЦЕБАК Иван — юрист, г. Львов
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…