На сегодня система стандартизации должна обеспечивать беспрепятственную продажу национальных товаров в страны ЕС, ведь определенные виды товаров уже при ввозе в ЕС проверяются, начиная с содержания этикетки (например, продукты животноводства согласно Директиве ЕС 2002/99/EC от 16 декабря 2002 года). Поэтому весьма актуален анализ нового Закона Украины «О стандартизации» от 5 июня 2014 года № 1315-VII (Закон № 1315-VII) на предмет соответствия новым задачам национального производства.
Одна из кардинальных новелл нового Закона — окончательное разграничение на законодательном уровне регулирования технических регламентов и стандартов. С принятием Закона № 1315-VII были внесены изменения в Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 1 декабря 2005 года № 3164-IV (Закон № 3164-IV), который сейчас называется «О технических регламентах и процедурах оценки соответствия». В частности, из Закона «О технических регламентах и процедуре оценки соответствия» был исключен раздел II «Процедуры разработки и принятия стандартов» — на сегодня соответствующая процедура полностью регулируется Законом № 1315-VII (раздел III).
Объекты стандартизации
Новым Законом усилена защита собственника национального стандарта. Так, предыдущий Закон «О стандартизации» от 17 мая 2001 года № 2408-III (Закон № 2408-III) предусматривал только право владельца на возмещение убытков за незаконное распространение стандартов, в свою очередь Закон № 1315-VII устанавливает право национального органа стандартизации на возмещение убытков также за неразрешенное издание и воспроизведение этих стандартов. Более того, право на возмещение за указанные нарушения возникает и в случае неразрешенного распространения, издания и воспроизведения частей стандартов.
Изменился круг правоотношений, на которые распространяется законодательство о стандартизации. Если часть 2 статьи 2 Закона № 2408-III предусматривала, что его действие не распространяется на ядерные материалы (изъято в Законе № 1315-VII), фармацевтическую продукцию, стандарты медицинского обслуживания, бухгалтерского учета, образования, а также другие социальные стандарты, сфера действия которых устанавливается соответствующими законами, то Закон № 1315-VII не распространяется на санитарные меры безопасности пищевых продуктов, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, строительные нормы, лекарственные средства, стандарты медицинской помощи, бухгалтерского учета, оценки имущества, образования и другие социальные стандарты, предусмотренные законодательством (выделенные сферы дополнены в Законе № 1315-VII частью 2 статьи 2).
Перечень объектов стандартизации дополнила «система управления» (часть 1 статьи 5 Закона № 1315-VII), хотя фактически она уже давно была объектом стандартизации, например: ДСТУ ISO 9001: 2009 Национальный стандарт Украины «Система управления качеством. Требования» (ISO 9001: 2008, IDT).
Анализ Закона № 1315-VII позволяет сделать вывод, что данный законодательный акт расширяет сферу обязательного применения национальных стандартов, ведь часть 3 статьи 11 Закона № 2408-III предусматривала, что «стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев, когда применение этих стандартов требуют технические регламенты» (в свою очередь технический регламент — это либо закон, либо нормативно-правовой акт Кабинета Министров Украины (статья 1 Закона № 3164-IV). Часть 2 статьи 23 Закона № 1315-VII предусматривает, что «национальные стандарты и кодексы устоявшейся практики применяются на добровольной основе, за исключением случаев, когда обязательность их применения установлена нормативно-правовыми актами».
Таким образом, Закон № 1315-VII расширил потенциальную сферу обязательного применения национальных стандартов. В то же время пункт 3 раздела VI Закона № 1315-VII устанавливает, что центральные органы исполнительной власти обеспечивают размещение на официальных веб-сайтах текстов отраслевых нормативных документов, обязательность применения которых установлена нормативно-правовыми актами, с бесплатным доступом к ним. Хотя до принятия Закона № 1315-VII доступ к официальным текстам стандартов совершался на платной основе.
Унификация стандартов
Закон № 1315-VII оперирует понятием регионального стандарта и параллельно вводит европейский стандарт, который является разновидностью регионального, при этом преимущество отдается европейским стандартам перед другими региональными стандартами по адаптации к ним национального законодательства. Так, в части 4 статьи 17 Закона № 1315-VII устанавливается, что в случае принятия европейского стандарта как национального обеспечивается идентичность национального стандарта соответствующему европейскому стандарту. Со дня вступления в силу национального стандарта, идентичного европейскому, должен быть отменен национальный стандарт, положения которого противоречат положениям соответствующего национального стандарта, идентичного европейскому. Аналогичная норма не предусмотрена для других региональных стандартов.
Создан новый орган в сфере стандартизации, а именно — Национальный орган стандартизации, который был определен распоряжением Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2014 года № 1163-р, им стало Государственное предприятие «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества». Этот орган, согласно Закону № 1315-VII, принимает стандарты (часть 3 статьи 21 Закона № 1315-VII) вместо центрального органа исполнительной власти по вопросам стандартизации.
В части 1 статьи 21 Закона № 1315-VII закрепляется норма, которая предусматривает, что проекты национальных стандартов, кодексов устоявшейся практики и изменений к ним не подлежат согласованию с центральными органами исполнительной власти, другими государственными органами. Но до конца не понятно: эта норма направлена на предупреждение злоупотреблений со стороны центральных органов исполнительной власти или на предупреждение несогласованности с другими нормативными актами, ведь например, в апреле 2014 года, согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 10 мая 1993 года № 46-93, стандарты, технические условия подлежали государственной регистрации в центральном органе исполнительной власти по вопросам технического регулирования.
В контексте задач унификации с актами ЕС обращает на себя внимание пункт 3 раздела VI Закона № 1315-VII, который устанавливает, что действующие в настоящее время стандарты применяются до их замены на технические регламенты, национальные стандарты, кодексы устоявшейся практики или до их отмены, но не более 15 лет со дня вступления в силу Закона № 1315-VII.
Неурегулированным в Законе № 1315-VII остался вопрос знака соответствия национальным стандартам, который ранее определялся статьей 14 Закона № 2408-III, притом что на данный момент действует статья 33 Закона Украины «О технических регламентах и процедурах оценки соответствия», устанавливающая национальный знак соответствия, используемый для удостоверения соответствия техническим регламентам.
Таким образом, Закон № 1315-VII существенно изменил систему стандартизации, в том числе и в сфере обязательного применения национальных стандартов, но вне поля зрения законодателя остались вопросы порядка унификации национальных стандартов со стандартами и актами органов ЕС и официального перевода стандартов и актов органов ЕС.
КУЛИКОВСКИЙ Валерий — юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…