В этой статье речь пойдет о значении Единого государственного реестра в определении момента ликвидации юридического лица. Введение законодателем определенных новшеств в сфере регистрации юридических лиц, в частности регистрации их ликвидации, а также практика применения судами нового законодательства, порождают среди юристов и государственных органов неоднозначное понимание данной проблемы. Основной вопрос, которым часто стали задаваться юристы с момента вступления в силу Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», а также новых Гражданского и Хозяйственного кодексов (ГК и ХК), связан с определением момента ликвидации юридического лица, то есть юридического факта, с которым закон связывает утрату юридическим лицом своей правоспособности.
Некоторые юристы, в том числе судьи, государственные служащие, а также государственные регистраторы, не видят в этом особой проблемы или, по крайней мере, не придают ей особого значения и действуют по старинке. Но тщательный анализ законодательных нововведений и разъяснений компетентных органов дает основания полагать, что на практике вопрос определения момента ликвидации юридического лица однозначно не решен. В этой связи хочется обратить внимание читателей на следующие нюансы.
Как известно, в соответствии с частью 2 статьи 104 ГК, юридическое лицо считается прекратившим свое существование со дня внесения в Единый государственный реестр соответствующей записи. Часть 5 статьи 111 ГК содержит аналогичную норму. ХК также связывает ликвидацию субъекта хозяйствования с моментом внесения записи об этом в Единый государственный реестр, но при этом предлагает иную конструкцию данной нормы. Так, в соответствии с частью 7 статьи 59 ХК, отмена государственной регистрации лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для исключения его из государственного реестра. Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится после утверждения ликвидационного баланса в соответствии с требованиями этого Кодекса. Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 91 ХК.
Как видим, существует некоторая несогласованность анализируемых норм обоих кодексов. Если в ГК говорится о Едином государственном реестре, то в ХК речь идет о государственном реестре без оговорки о том, что он «Единый». В данном случае непонятно, о каком именно реестре идет речь, поскольку законодательство Украины предусматривает несколько государственных реестров (Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, который ведет государственный регистратор; Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, который ведет орган статистики; Единый государственный реестр объединений граждан и благотворительных организаций, который ведет орган юстиции, и т.д.). Если учесть, что ХК регулирует порядок ликвидации субъектов хозяйствования, то можно предположить, что понятие «государственный реестр» идентично понятию «единый государственный реестр», которое используется в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон о регистрации).
Но эта несогласованность выглядит незначительной по сравнению с разной трактовкой кодексами, по сути, одного и того же юридического факта. Согласно положениям ХК, отмена государственной регистрации субъекта хозяйствования лишает его статуса юридического лица. По логике выходит, что с момента отмены государственной регистрации субъект хозяйствования лишается гражданской правоспособности (лишается статуса юридического лица), то есть уже не может иметь гражданских прав и обязанностей. Данная норма входит в противоречие с частью 4 статьи 91 ГК, предусматривающей, что гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается со дня внесения в единый государственный реестр записи о прекращении его существования. В этом случае отмена государственной регистрации юридического лица не имеет никакого значения для лишения его такого статуса. Иными словами, отмена государственной регистрации еще не означает автоматической его ликвидации, лишения гражданской правоспособности.
Этот вывод заслуживает внимания, поскольку между отменой государственной регистрации юридического лица и его исключением из единого государственного реестра существует некоторый промежуток во времени — ликвидационная процедура. Если считать, что отмена государственной регистрации (например, по решению суда) лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица, то, по логике вещей, этот субъект хозяйствования в лице ликвидационной комиссии уже не может участвовать в судебных процессах, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности перед кредиторами и т.д. Но это нонсенс, поскольку нельзя лишить субъекта хозяйствования статуса юридического лица в одно мгновение, например, в день вступления в законную силу решения суда об отмене его государственной регистрации.
Если исходить из положений части 7 статьи 59 ХК, то отмена государственной регистрации субъекта хозяйствования и его ликвидация являются разными понятиями по своему юридическому значению. Так, субъект хозяйствования считается ликвидированным с момента внесения в государственный реестр записи об этом, а лишается правоспособности с момента отмены его государственной регистрации. Иными словами, предполагается, что внесение записи в государственный реестр о ликвидации субъекта хозяйствования всего лишь формальность, которая не влечет за собой таких последствий, как утрата субъектом хозяйствования статуса юридического лица, то есть своей гражданской правоспособности. В то же время предусматривается, что внесение такой записи невозможно до окончания ликвидационной процедуры, в частности, до утверждения ликвидационного баланса. Получается, что момент ликвидации (исключение из государственного реестра) и момент прекращения правоспособности в результате отмены государственной регистрации субъекта хозяйствования могут не совпадать. Таким образом, остается непонятным, какое практическое значение имеет момент ликвидации (исключение из государственного реестра) субъекта хозяйствования, если он утрачивает свою правоспособность с момента отмены государственной регистрации, то есть раньше, чем исключается из государственного реестра? В какой именно момент субъект хозяйствования уже не может иметь права и обязанности: с момента отмены его государственной регистрации или с момента исключения из государственного реестра?
Учитывая вышеизложенное, полагаю, что эта правовая коллизия должна быть устранена путем изложения первого предложения части 7 статьи 59 ХК в следующей редакции: «Отмена государственной регистрации субъекта хозяйствования является основанием для исключения его из государственного реестра».
Но такие сюрпризы встречаются не только в ХК, но и в Законе Украины «Об объединениях граждан». Так, согласно статье 20 Закона Украины «Об объединениях граждан» (норма действует и по сей день), только зарегистрированные объединения граждан пользуются правом выступать участником гражданско-правовых отношений, приобретать имущественные и неимущественные права и т.д.
Такой позиции придерживается и Верховный Суд Украины (ВСУ), который в своем определении от 30 августа 2000 года (дело об отмене государственной регистрации КПУ Украины) согласился с тем, что, отменяя государственную регистрацию политической партии, орган регистрации тем самым лишил это объединение граждан права выступать участником гражданско-правовых отношений. Тем самым ВСУ обосновывал подведомственность данного дела суду общей юрисдикции. В то же время ни о каком государственном реестре и о его значении в определении момента прекращения гражданской правоспособности речь не шла.
Продолжая затронутую тему, остановимся на определении единого государственного реестра в понимании статей 104, 111 ГК.
До вступления в силу Закона о регистрации особых проблем с определением момента утраты юридическим лицом правоспособности не возникало, поскольку доказательством ликвидации юридического лица служила справка органа статистики о его исключении из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ). Такая схема вполне согласовывалась с положениями статей 104, 111 ГК: считалось, что ЕГРПОУ который ведет орган статистики, и есть тем реестром, о котором идет речь в ГК и ХК. Таким образом, соответствующая справка органа статистики (ее форма утверждена приказом Госкомстата Украины № 156 от 23 мая 2003 года) была доказательством существования юридического лица как такового.
Но с 1 июля 2004 года возник другой Единый государственный реестр — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации. Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (Единый государственный реестр) — это автоматизированная система сбора, накопления, защиты, учета и предоставление информации о юридических лицах и физических лицах — предпринимателях. Частью 1 статьи 4 Закона введено понятие государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Удостоверение факта прекращения существования юридического лица происходит путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.
Следует отметить, что, согласно части 1 статьи 3 Закона, его действие распространяется на государственную регистрацию всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности, а также на физических лиц — предпринимателей. Таким образом, факт прекращения существования любого юридического лица происходит путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.
Как разъяснил Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины в своем письме № 7801 от 9 ноября 2004 года, даже объединения граждан теперь должны быть внесены в Единый государственный реестр, а если они туда вносятся, то и доказательством прекращения их существования должна быть соответствующая запись в реестре, который ведет не орган юстиции, а государственный регистратор.
Мысль о том, что Единый государственный реестр, о котором говорится в Законе, и есть тем единым государственным реестром в понимании ГК и ХК, подкрепляется содержанием части 2 статьи 33 Закона.
Как же в таком случае быть с ЕГРПОУ, который ведет орган статистики в соответствии с Положением о порядке ведения ЕГРПОУ, утвержденным постановлением КМУ № 118 от 22 января 1996 года (постановление до сих пор не отменено)? Как расценивать справку органа статистики с точки зрения доказательства прекращения существования юридического лица, то есть факта, имеющего юридическое значение?
То обстоятельство, что органы статистики до сих пор выдают справки о включении и исключении юридических лиц из ЕГРПОУ, а государственные регистраторы отказывают в выдаче выписок и справок из Единого государственного реестра, ссылаясь на его несформированность, свидетельствует о реальной возможности появления тупиковых ситуаций. С одной стороны, справки из ЕГРПОУ, выдаваемые органами статистики, не имеют юридического значения для определения момента прекращения существования юридического лица, а с другой — подобное доказательство в форме выписки или справки из Единого государственного реестра получить практически невозможно.
Вынужден констатировать, что судебная практика идет по пути определения статуса юридического лица по справкам, выдаваемым органами статистики, несмотря на то, что ЕГРПОУ юридически уже утратил свое значение единого государственного реестра в понимании ГК и ХК и выполняет сейчас лишь функцию учета и не более. Несмотря на нормы части 3 Заключительных положений Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», суды зачастую смело и в то же время слепо прекращают производства на основании справок органов статистики об исключении юридических лиц (сторон по делу) из ЕГРПОУ. И таких примеров, к сожалению, предостаточно.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…