Госпрограмма обеспечения судов: нереальные перспективы? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (291) » Госпрограмма обеспечения судов: нереальные перспективы?

Госпрограмма обеспечения судов: нереальные перспективы?

16 июня с.г. Кабинет Министров Украины принял Постановление № 907, которым утверждена Государственная Программа организационного обеспечения деятельности судов на 2003–2005 годы (далее — Программа). Поскольку она предусматривает всестороннее обеспечение функционирования органов правосудия, мы решили более подробно остановиться на ее положениях, а также услышать мнение самих судей о том, насколько реальны и выполнимы задачи, поставленные данным документом.

Реализацию Программы обеспечивает Государственная судебная администрация Украины с другими заинтересованными центральными и местными органами исполнительной власти.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств государственного бюджета, предусмотренных на содержание Государственной судебной администрации, органов и учреждений судебной системы, местных бюджетов и других, не запрещенных законодательством источников.

Программа должна повысить авторитет судебной власти, утвердить самостоятельность судов и независимость судей, создать соответствующие организационные, финансовые и материально-технические условия для функционирования судебной системы, основывающая свою деятельность как на правовых гарантиях, так и на организационном обеспечении.

Ознакомившись с Программой, многие представители судейского корпуса Украины признали, что в целом в ней заложено много положительных идей. Одновременно они высказали опасения по поводу того, что документ может стать очередной декларацией норм, которые не будут выполняться. В частности, судья Апелляционного суда г. Киева Станислав Кравченко указал на пункт 2 Программы, который обязывает Государственную судебную администрацию Украины предусмотреть во время формирования Государственного бюджета Украины на 2004 и последующие годы ассигнования на выполнение Программы, исходя из реальных возможностей бюджета и приоритетов самой Программы. Практически от этих строк Программы зависит дальнейший процесс ее реализации, обратил внимание Станислав Кравченко. Программа требует колоссальных затрат, и нет уверенности в том, что в очередном Государственном бюджете будут выделены средства для реализации хотя бы части положений Программы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В Программе разработаны меры по кадровому обеспечению деятельности Апелляционного суда Украины и Кассационного суда Украины. В этом вопросе, как отмечают судьи, проблемы могут возникнуть в основном из-за недостаточности финансирования судебной системы. Но, кроме этого, Станислав Кравченко обратил внимание на обеспечение указанных судов профессиональными кадрами. Может опять сложиться ситуация, когда профессиональные судьи с определенным стажем и опытом работы пойдут в вышестоящие судебные инстанции, а в местных судах образуется дефицит профессионалов. Подготовка высококвалифицированного судьи — непростой и длительный процесс. Судьям, совсем недавно одевшим мантию, нужно определенное время для получения необходимых профессиональных навыков. На них же обрушивается лавина судебных дел, с которыми справиться иногда под силу только опытному судье, уходящему на работу в суд высшей инстанции.

Программа предусматривает необходимые организационные мероприятия по формированию состава присяжных и обеспечению судопроизводства судом присяжных в соответствии с законом. Перспектива реализации этого пункта Программы вызывает у судей большие сомнения. Судья Апелляционного суда Киевской области Раиса Гайдай указывает на то, что в данный момент нет средств даже для того, чтобы оплатить проезд в судебное заседание народным заседателям, а как сложится ситуация с подбором и организацией работы присяжных, остается только догадываться. Раиса Гайдай обратила внимание на неоднозначный подход судей к внедрению в судебную систему института суда присяжных. Преобладание эмоциональной оценки событий недопустимо при вынесении приговора, а такая оценка может присутствовать при оглашение присяжными своего окончательного вердикта.

Программа поддерживает передовые идеи при осуществлении судопроизводства. Предусмотрено определить перечень местных судов в каждом регионе, на базе которых будет осуществляться подготовка и переподготовка судей и сотрудников аппарата суда, распространение передового опыта, внедрение более совершенных форм судопроизводства. Это положение Программы уже выполняется. Государственная судебная администрация определила местные суды, на базе которых будет внедряться передовой опыт работы так называемых модельных судов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Большие надежды вызывают положения Программы, касающиеся материально-технического и нормативно-правового обеспечения деятельности судов. Документ предполагает обеспечение судей жильем, материальное и социальное обеспечение судей и сотрудников аппарата судов. Программой предусмотрена разработка и утверждение инструкции по деловодству в местных судах, а также разработка должностных инструкций сотрудников аппарата суда, порядок хранения, отбора и передачи в архивные учреждения документов судов. Необходимость четкого закрепления должностных обязанностей сотрудников аппарата суда давно уже обсуждается как судьями, так и другими заинтересованными органами государственной власти. Главное здесь, по мнению самих судей, чтобы в инструкциях были учтены пожелания и опыт председателей судов, ежедневно сталкивающихся с проблемой распределения обязанностей между сотрудниками аппарата суда.

Большие надежды вызывает у судей обещанное Программой создание электронной библиотеки судебной системы Украины и доступ к ней всех судебных учреждений.

Таким образом, для реализации положений Программы дело за «малым»: предусмотреть в Государственном бюджете на 2004 и последующие годы достаточно ассигнований на нужды судебной системы, только тогда можно надеяться на достижение высоких целей, поставленных этой Программой.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Реформирование военной прокуратуры: мнения представителей в регионах

Госпрограмма обеспечения судов: нереальные перспективы?

Деловая практика

Взыскание за рубежом...

Законодательная практика

«На правах рекламы»

Реформа исполнительного производства на Украине

Зарубежная практика

Институт мировых судей в России

Комментарии и аналитика

Интеллектуальная собственность в колыбели нового ГК Украины

Неделя права

«Верка Сердючка» и ее двойники

Министерство юстиции подвело итоги

WellCOM отсудил радиочастоты

Федур требует вызова свидетелей

Оценка работы исполнительной службы

Новости из-за рубежа

Иностранных военных преступников судить не будут

Продать почку через Интернет не удалось

Иск адвоката к ОРТ не удовлетворен

Изменены требования к продаже аудиовизуальной продукции

Въезд иностранцев ограничен

Новости профессии

Новый президент Союза арбитражных управляющих Приднепровья

Кадровые изменения в Министерстве юстиции

Предварительное рассмотрение конституционных законопроектов

Судьи предстанут перед судом за подделку документов

Прецеденты

Признание договора недействительным

Об обязании продлить договор аренды

Признание недействительным простого векселя

Взыскание морального ущерба с оператора мобильной связи

Судебная практика

Суд выступил в роли офтальмолога?

У залогодержателя есть право выбора

Админответственность! За незаконное привлечение требуйте компенсацию

Тема номера

А теперь... по процедурному вопросу

Срок для претензий по качеству

Туристические услуги на Украине: длинный путь от договора до суда

Трибуна

УПК глазами цивилиста

Частная практика

Юристы «Алтгаймера» трудоустраиваются

Виды оплаты услуг юриста

Юридический форум

Печатные Media

Подробно о юридических фирмах Украины

Право и программное обеспечение

Інші новини

PRAVO.UA