10 декабря 2003 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 1896 «О Единой государственной информационной системе в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ЕГИС). Хотя само постановление имеет общий характер, настораживают возможные последствия его принятия. Потому что ЕГИС не исключает возможность возврата к системе тотальной слежки и контроля.
ЕГИС фактически — громадная база данных, включающая разнообразную информацию обо всех, кто занимается бизнесом. Ведь система будет содержать не только данные о лицах, действительно отмывающих преступные доходы, и не только сведения о вызывающих подозрение операциях, но информацию о лицах и операциях, которые могли бы попасть под подозрение, а значит, почти обо всех.
Госфинмониторинг, назначенный главным исполнителем программы, должен обеспечивать использование полученной информации исключительно в служебных целях в рамках законодательства. Такая информация не подлежит распространению и передаче другим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Но эти случаи можно будет в скором времени «предусмотреть» в других законах или подзаконных актах. Кроме того, с массивом информации будет работать достаточно большое количество людей. Кто в таком случае сможет поручиться за то, что эти данные не используют против добропорядочных граждан?
Программа рассчитана на поэтапное исполнение в течение 2003—2005 годов. Основными субъектами ЕГИС являются Госфинмониторинг, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Госкомиссия по урегулированию рынков финансовых услуг, Нацбанк, СБУ, МВД, Минюст, Минэкономики, Минфин, ГНАУ, Гостаможслужба, Администрация Госпогранслужбы, Фонд госимущества, КРУ, Госкомсвязи, Госкомстат, Госкомпредпринимательства, Госкомзем и другие государственные органы.
Итак, что принесет нам новая система контроля ЕГИС? Снизит ли ЕГИС количество фактов легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма или вызовет волну злоупотреблений, которая сведет на нет все ее достижения? Ответ на этот вопрос может дать только время.
А вот ответ на другой вопрос — как юристам защитить себя и своих клиентов от ЕГИС, точнее, от возможных злоупотреблений, связанных с ее эксплуатацией, — можно дать уже сейчас: никак. Постановление Кабмина — лишь предупреждение, конкретного механизма создания и введения в эксплуатацию ЕГИС пока нет. Остается надеяться, что юристам не придется делать все возможное, чтобы данные об их клиентах и проводимых ими операциях не попали в Единую государственную информационную систему.
Ни одну базу данных не удается надолго уберечь от постороннего использования, и в скором времени информация появляется у заинтересованных лиц. Некоторые базы, ставшие достоянием общественности, продаются на раскладках за 10-15 гривен, другие — из-под прилавка за сотни долларов. Сегодня на Петровке или Караваевых Дачах можно без проблем приобрести базы «09» и «ГАИ». Возможно, со временем из-под полы будет продаваться и ЕГИС…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…