Сложилась ситуация, когда около 1/3 судебных решений не исполняются или исполняются ненадлежащим образом. Такие показатели ставят под сомнение эффективность работы государственной исполнительной службы. В связи с этим зачастую остается безрезультатной работа судебной власти, и, что самое главное, страдают интересы физических и юридических лиц, а также государства.
ПО ЗАКОНУ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НАКАЗУЕМА
По объективным причинам государственные исполнители не всегда имеют возможность эффективно и быстро исполнять свои обязанности. Без сомнения, национальное законодательство, регламентирующее порядок принудительного исполнения судебных решений, до недавнего времени оставляло желать лучшего. Да и после внесения изменений в Закон Украины «О государственной исполнительной службе» и Закон Украины «Об исполнительном производстве» вряд ли можно утверждать, что устранены абсолютно все законодательные недостатки, не позволяющие государственным исполнителям работать эффективно.
Кроме того, нагрузка на представителей государственной исполнительной службы более чем достаточная. Но нельзя не придавать значения тому, что и сами госисполнители не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям. В этих случаях законодательством предусмотрена дисциплинарная и административная ответственность. А если такие деяния подпадают под признаки должностных преступлений, указанные в статьях 364–370 Особенной части Уголовного кодекса Украины (раздел 17 «Преступления в сфере служебной деятельности»), должностные лица неотвратимо должны быть наказаны по всей строгости уголовного закона.
Так говорит теория. А что же показывает практика?
КРАСНОРЕЧИВАЯ СТАТИСТИКА
По информации «ЮП», за восемь прошедших месяцев в районные прокуратуры и в прокуратуру города Киева было подано 1476 жалоб, касающихся ведения исполнительного производства.
4 апреля с.г. был создан специальный отдел по надзору за соблюдением законов в исполнительном производстве Управления по вопросам поддержания государственного обвинения, представительства в судах и надзора за исполнением судебных решений. За несколько месяцев, по результатам деятельности сотрудников этого отдела (рассмотрения указанных 1476 жалоб, проведения проверок, внесения актов реагирования прокуроров) 90 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, составлено 8 протоколов о коррупции, и в отношении 6 государственных исполнителей возбуждены уголовные дела. По трем из них досудебное расследование завершено и они уже переданы в суд. Казалось бы, такое положение дел может свидетельствовать о не совсем эффективной работе правоохранительных органов: 90 случаев привлечения госисполнителей к ответственности в процентном отношении к 1476 жалобам — показатель довольно небольшой, даже если принять во внимание, что не все жалобы обоснованные.
Тем не менее необходимо посмотреть на эти показатели и с другой стороны. В отделе по надзору за соблюдением законов в исполнительном производстве этими вопросами занимаются всего 4 прокурора и начальник отдела. Приведенные выше данные — это результат работы за пять месяцев, начиная с апреля. Если учесть, что на каждого работника прокуратуры приходится в среднем по три отдела государственной исполнительной службы, каждый из которых ведет около двух тысяч исполнительных производств в год, то приведенные выше показатели перестают казаться незначительными.
НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ СЛУЖИТ ИММУНИТЕТОМ?
Следует отметить, что киевские суды до сих пор не выносили ни одного обвинительного приговора по делам против государственных исполнителей. Возбуждение уголовного дела — это крайняя мера, которая применяется только когда налицо состав преступления. В остальных случаях на виновных лиц накладываются дисциплинарные взыскания. Кроме того, существуют сложности с доказыванием субъективной стороны преступления. Сложно доказать умысел в такой категории дел, связанных со злоупотреблением властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, служебным подлогом, служебной халатностью. Проблема заключается в том, что зачастую государственные исполнители не имеют высшего юридического образования. И хотя незнание закона не освобождает от ответственности, в силу того, что госисполнитель может быть некомпетентным в некоторых правовых вопросах, трудно доказать, что он совершал преступление с умыслом, поскольку уровень знаний мог не позволить ему объективно оценить ситуацию.
Таким образом, за совершенные правонарушения чиновники государственной исполнительной службы привлекаются в основном к дисциплинарной ответственности: понижение в звании, выговор, лишение премии. Однако вопрос о возможности уголовного наказания государственных исполнителей г. Киева остается открытым.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…