Гласные и согласные — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (1010) » Гласные и согласные

Гласные и согласные

Рубрика Тема номера

Подписанное в 2014 году Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС (Соглашение) послужило началом активного процесса гармонизации украинского законодательства с европейскими правилами и стандартами. Соглашение содержит ряд требований как в отношении улучшения уже существующих правовых норм, так и в отношении внедрения совершенно новых правил и процедур. В частности, одной из новелл, предусмотренных Соглашением, является разработка национального законодательства в сфере предоставления государственной помощи. Соответствующие требования предусмотрены статьями 262–267 Соглашения. И хотя регулирование государственной помощи уже значительное время занимает важное место в системе конкурентного права ЕС, для Украины этот институт является новым.

 

Проблемы конкуренции

Соглашение в первую очередь предусматривает, что любая помощь, предоставленная с использованием государственных ресурсов, которая искажает конкуренцию или угрожает исказить конкуренцию путем предоставления преимуществ отдельным предприятиям или производству отдельных товаров, является несовместимой с условиями Соглашения. Сразу следует оговориться, что это не распространяется на социальную помощь физическим лицам либо предоставление помощи, связанной с возмещением убытков, вызванных природными катастрофами или чрезвычайными ситуациями.

Для выполнения/имплементации соответствующих положений Соглашения Украина обязалась, во-первых, принять национальное законодательство о государственной помощи и создать независимый орган, который будет рассматривать случаи предоставления государственной помощи; во-вторых, создать реестр схем государственной помощи, которая предоставлялась ранее, и в-третьих, на протяжении семи лет с даты вступления Соглашения в силу привести эти схемы в соответствие с критериями, определенными Соглашением, главным из которых является прозрачность.

В рамках данной статьи мы проанализируем, как сегодня обстоят дела с выполнением условий, установленных Соглашением, а также попробуем разобраться, чего же следует ожидать бизнесу в контексте новых правил предоставления государственной помощи.

Итак, в первую очередь следует, конечно, отметить принятие Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» от 1 июля 2014 года № 1555-VII, который вступит в силу со 2 августа этого года (Закон). Согласно Закону, к государственной помощи относится, в частности, предоставление субсидий, грантов, дотаций, налоговых льгот, кредитов на льготных условиях и т.д. Закон предусматривает, что любая государственная помощь субъектам хозяйствования (Закон не распространяется на физических лиц) должна заранее согласовываться с уполномоченным органом — Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ).

Процедура согласования выглядит следующим образом: государственный орган, который предоставляет помощь, должен обратиться с уведомлением в АМКУ не позднее чем за 105 дней до даты вступления в силу акта, на основании которого будет предоставляться помощь. Кроме общих данных, уведомление должно содержать определенную информацию по получателю помощи, в частности, касающуюся его хозяйственной деятельности за последние три года: расчет долей на рынках, сведения об основных конкурентах и т.д. Эта часть информации, в общем-то, очень напоминает часть экономического обоснования, знакомого юристам, которые работают с получением разрешений на концентрацию.

Следует также учитывать, что требования Закона касаются и предприятий, которые получили/продолжают получать государственную помощь до вступления в силу Закона. Начиная со 2 августа и на протяжении года государственные органы обязаны будут предоставить АМКУ информацию обо всех программах поддержки предприятий, существующих на момент вступления Закона в силу. При этом в течение пяти лет все действующие программы государственной помощи должны быть приведены в соответствие с Законом. Хорошая новость для аграриев: требования Закона не распространяются на сельскохозяйственное производство. Кроме того, можно не волноваться и тем компаниям, для которых сумма получаемой государственной помощи является «незначительной», то есть не превышает эквивалента 200 тыс. евро. По общему правилу, предоставление такой помощи государством не требует предварительного уведомления АМКУ. Исключением является государственная помощь, направленная на поддержку экспортных операций или использование продукции отечественного производителя — о такой поддержке государства следует уведомлять вне зависимости от суммы.

Общий срок рассмотрения уведомления АМКУ составляет 2,5 месяца. По итогам рассмотрения могут быть приняты такие решения: о допустимости новой государственной помощи для конкуренции, о признании поддержки субъекта хозяйствования, указанной в уведомлении, которая не является государственной помощью в понимании Закона, а также о начале рассмотрения дела о предоставлении государственной помощи. Помимо этого, к полномочиям АМКУ будет относиться принятие решения о прекращении и возврате незаконной государственной помощи, признанной недопустимой для конкуренции. Стоит отметить, что срок давности для требований АМКУ по возврату государственной помощи составляет десять лет с даты вступления в силу акта, на основании которого предоставлялась такая помощь.

 

Регулирование необходимо

Хотелось бы также сказать несколько слов о государственной помощи в контексте финансовой реструктуризации (механизм которой, кстати, заработает в полную силу уже в самое ближайшее время). При проведении процедуры финансовой реструктуризации, помимо всего прочего, необходимо учитывать, что в случае предоставления налоговыми органами предприятию отсрочки или рассрочки по уплате налогов или иных обязательных платежей это с высокой долей вероятности будет расцениваться АМКУ как государственная помощь, которая должна соответствовать процедуре, описанной выше. Так что с учетом достаточно сжатых сроков, отведенных на согласование плана реструктуризации, об этом надо позаботиться заранее.

В принципе сложно отрицать необходимость урегулирования ситуации, сложившейся в сфере предоставления государственной помощи. Стоит только посмотреть на цифры: согласно данным, указанным в отчете АМКУ за прошедший год, объем государственной помощи составляет 9 % (!) ВВП. АМКУ предполагает, что к 2022 году удастся сократить такой объем более чем в четыре раза — до 2 % ВВП (годовой отчет АМКУ 2016 года). При этом, похоже, АМКУ получит довольно серьезную дополнительную нагрузку. Так, по итогам пилотного проекта АМКУ по контролю государственной помощи субъектам хозяйствования в сфере энергетики Украины 100 % проанализированных АМКУ мер поддержки в угольной сфере, содержащих признаки программ или индивидуальных мер государственной помощи субъектам хозяйствования, не соответствуют требованиям ЕС, поэтому должны быть приведены в соответствие путем изменений или отмены (отчет о результатах пилотного проекта АМКУ по контролю государственной помощи субъектам хозяйствования в энергетической сфере Украины). Остается надеяться, что в других сферах ситуация не такая печальная и уже через семь-восемь лет мы сможем наблюдать прозрачный и эффективный механизм предоставления государственной помощи в соответствии с требованиями Соглашения.

 

БЕНЕДИСЮК Сергей — руководитель практики корпоративного права и M&A ЮФ N&D, г. Киев,

КРЕМНЕВА Анна — юрист ЮФ N&D, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Частная конкуренция

Акцент

Евроведение

Государство и юристы

Новеллы обеспечения

Смартфонд

Сила бездействия

Многоэтажное настроение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменен порядок проведения проверок инспекциями по труду

Урегулирован вопрос замены партнера в ГЧП

Подан проект закона о приватизации земли гражданами

Государство и юристы

Обжалование третьим

Просветительская забота

Обратная старина медали

Документы и аналитика

Акционное предложение

Неделя права

Семейные обстоятельства

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд выявил системное нарушение прав заключенных в Румынии

Неделя права

Привлекательный механизм

Конкурс с понятием

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ стал на сторону вкладчика в споре с ФГВФЛ

Тернопольский радиозавод «Орион» оштрафован за несвоевременную поставку шлемофонов

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы строительной компании

Interlegal представила интересы клиента в деле о привлечении таможенного брокера к админответственности

ЮФ «АНК» сопровождает подписание меморандума между АМПУ и Kernel

ЮФ «Патриот» защитила интересы компании- автоперевозчика

LEMAN International Law Group — юрсоветник по вопросам приобретения банка в иностранной юрисдикции

ЮК «Пронин и Партнеры» защитила интересы ПАО «Укргазпроект» в трудовом споре

МЮФ Jeantet объявила о назначении двух партнеров в киевском офисе

ПЮА «Дубинский и Ошарова» успешно защитило права владельца бренда Jack Daniel’s

Отрасли практики

Последний поиск моды

Головной упор

Открытое письмо

Запасной код

Репортаж

По большому зачету

Самое важное

Реформа и содержание

Только для КАС!

Кредитный взор

Судебная практика

Устойчивая реконструкция

Призраки нарушения

Общее дело

Тема номера

Гласные и согласные

Электронная почва

Мерное время

Тратить по-новому

Законное браво

Рекламная растяжка

Частная практика

Выйти на позиции

Legalный состав

Інші новини

PRAVO.UA