Географически-правовая охрана — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (467) » Географически-правовая охрана

Географически-правовая охрана

Рубрика Тема номера

Законодательная лихорадка последних лет, похоже, приобретает осмысленную форму и цель, в частности, в связи со вступлением Украины во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Несмотря на то что мы «вступаем» в ВТО уже добрый десяток лет, каждый год кажется, что наши шансы увеличиваются. Основной преградой вступления Украины в ВТО называют несоответствие национального законодательства стандартам ВТО, причем одним из наиболее «почетных» несоответствий контролеры ВТО с завидным упорством называли законодательство об интеллектуальной собственности. То, по их мнению, слишком много ­контрафактных аудио- и видеодисков находится на украинском рынке, то Украина слишком мешкает с ратификацией Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), то национальная система охраны прав на объекты интеллектуальной собственности не отвечает мировым стандартам и потребностям соответствующего украинского рынка.

Для исправления указанных недостатков в последние годы было предпринято ряд попыток, правда, не очень активных, по внесению изменений в действующие законы или принятию новых. Одной из наиболее оригинальных идей было внесение предложения о принятии Кодекса Украины об интеллектуальной собственности (законопроект № 5620 от 7 июня 2004 года). Однако данная идея не была поддержана представителями депутатского корпуса.

В числе реальных шагов по усовершенствованию системы охраны интеллектуальной собственности следует отметить внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Украины. Вместе с тем назвать достаточными данные изменения нельзя, поскольку комплексно спорные вопросы действующего законодательства об интеллектуальной собственности далеки от разрешения.

Все же серьезная работа в данном направлении ведется. В частности, Министерством образования и науки Украины по поручению Кабинета Министров Украины в рамках Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза был разработан и опубликован проект Закона Украины «О внесении изменений в законодательство Украины по вопросам интеллектуальной собственности». Так, указанным законопроектом предусматривается приведение в соответствие положений профильных законов с положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов, а также изложение в новой редакции трех законов: Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», Закона Украины «Об охране прав на промышленные образцы», изменение и дополнение Закона Украины «Об охране прав на знак для товаров и услуг» с измененным названием — Закон Украины «Об охране прав на торговые марки, географические указания и коммерческие наименования».

Представляется, что наибольший интерес из приведенных законов представляет именно проект Закона Украины «Об охране прав на торговые марки, географические указания, коммерческие наименования» (законопроект). В первую очередь интерес именно к данному законопроекту продиктован требованиями стремительно развивающейся рыночной сферы, увеличения количества участников на конкретно взятых национальных товарных рынках, усилением конкуренции и пр. Естественно, что в условиях серьезной конкуренции каждый предприниматель стремится выделить свои товары/услуги среди однородных товаров/услуг, сделать их популярными, а компанию легко узнаваемой. Торговые марки, географические указания и коммерческие наименования, индивидуализирующие предпринимателя/товар, в первую очередь способствуют данной цели предпринимателя. Кроме того, система охраны коммерческих обозначений на Украине на сегодня является недостаточной и не соответствует принятым европейским стандартам, вследствие чего количество судебных споров, в первую очередь в отношении торговых марок, неуклонно растет.

В данной статье особое внимание хотелось бы уделить даже не законопроекту в целом, а его части, касающейся охраны прав на географические указания.

Мы имеем…

На данный момент действующим является Закон Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров» (Закон), которым регулируются порядок, условия и сроки охраны указаний происхождения товаров.

Закон оперирует следующими понятиями: «простое указание происхождения товара», «квалифицированное указание происхождения товара». При этом квалифицированное указание происхождения товара охватывает «название места происхождения товара» и «географическое указание происхождения товара».

Закон определяет, что под простым указанием происхождения товара следует понимать любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, прямо или опосредовано указывающее на географическое место происхождения товара.

В свою очередь квалифицированным указанием происхождения товара является название географического места для обозначения товара, происходящего из конкретного географического региона и обязанного своими характерными особенностями, репутацией или иными характеристиками исключительно или главным образом характернымм для конкретного географического региона природными условиями, человеческому фактору или сочетанию природных условий и человеческого фактора.

Сравнивая указанные «подвиды» квалифицированного указания происхождения товаров, приходим к выводу, что их определения практически идентичны. Так, оба понятия — «название места происхождения товара» и «географическое указание происхождения товара» — указывают на особенности товара, произведенного/добытого в той или иной географической местности. Единственным формальным различием двух терминов являются оценочные критерии, описывающие их. Однако критерии «особенные характеристики», «репутация», «особое качество» могут восприниматься как синонимичные, поскольку Закон не содержит каких-либо указаний по их различению. Таким образом, Закон ставит заявителя и экспертов в положение, когда они по собственному усмотрению могут решать, к какому из подвидов квалифицированного указания происхождения товаров отнести то или иное обозначение.

Закон устанавливает, что простое указание происхождения товара охраняется на основании его использования, не подлежит регистрации и состоит в недопущении использования указаний, являющихся неправдивыми или вводящими потребителей в заблуждение относительно действительного географического места происхождения товара.

К охраноспособности квалифицированного указания происхождения товаров Закон выдвигает ряд требований. Кроме общих для объектов интеллектуальной собственности, соблюдаются требования относительно названия места происхождения:

— оно является названием географического места происхождения товара;

— оно употребляется как название товара или как часть названия;

— в указанной названием географической местности объективно существуют характерные природные условия или сочетание природных условий и человеческого фактора, придающие товару характерные особенности по сравнению с однородными товарами из иных географических местностей;

— такие характерные особенности товара исключительно или главным образом ­обусловлены особенностями географической местности, в которой товар произведен;

— производство (добыча) и переработка данного товара осуществляется в такой географической местности.

По условиям охраноспособности географическое указание происхождения товара отличается, в общем, достаточно субъективными оценочными критериями, которые, как уже говорилось, ставят перед заявителем и экспертом ряд вопросов по отнесению заявленного на регистрацию обозначения к тому или иному виду.

Среди основных недостатков данного Закона, кроме выше указанных, отмечаем разрешение регистрировать обозначения, тождественные с зарегистрированной торговой маркой или ее элементом. Что касается соотношения географического указания с другими объектами права интеллектуальной собственности, Закон запрещает регистрацию обозначения, являющегося названием сорта растений, породы животного, вследствие чего такое обозначение может ввести потребителя в заблуждение относительно действительного происхождения товара.

Еще одним недостатком Закона являются ограничительные положения относительно охраны квалифицированного указания происхождения товара, связанного с географической местностью в иностранном государстве. По Закону, регистрация такого указания невозможна, если Украиной не заключено соглашение с соответствующим государством либо такое обозначение не охраняется в конкретном государстве.

Указанные недостатки по сути и подходам к определению данного объекта являются причиной отсутствия зарегистрированных квалифицированных указаний происхождения товара, несмотря на то что Закон действует уже более пяти лет. Вместе с тем на Украине увеличивается очередь обозначений, претендующих на регистрацию и охрану именно в качестве географического указания. Среди таких товаров отмечаем и крымские вина, и минеральные воды, и карпатскую резьбу, и пр.

Что получим?

Однако, кроме указанных противоречий в самом Законе, законодатель совершенно забыл о Гражданском кодексе Украины и международных договорах. Например, в Гражданском кодексе Украины законодатель закрепил право интеллектуальной собственности на географическое указание, отправляя при этом за разъяснениями к положениям специального Закона. А специальный Закон такого понятия, как «географическое указание», не содержит.

Кроме того, подходы, используемые в Законе, определенным образом вступают в противоречие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Лиссабонского соглашения об охране наименования происхождения товаров и их международной регистрации. Однако законопроект, предложенный Министерством образования и науки Украины, содержит урегулирование ряда спорных положений.

Так, термин «географическое указание» включает такие термины, как «географическое указание происхождения товара» и «название места происхождения товара». Под географическим указанием происхождения товара в соответствии с законопроектом понимается название географической местности, используемой для идентификации товара, происходящего из такой местности и имеющего определенное качество, репутацию или иные характеристики, в основном обусловленные данной географической местностью, а также производство которого и/или добыча и/или переработка сырья для которого осуществляется в такой географической местности.

Что касается наименования места происхождения товара, им является название географической местности, используемое для обозначения товара с происхождением из такой географической местности, обладающего особыми характеристиками, исключительно или главным образом обусловленными данной географической местностью, включая природные условия, или человеческий фактор, или сочетание природных условий и человеческого фактора. Также этот термин предусматривает, что производство конкретного товара, добыча и переработка сырья для него осуществляются в такой географической местности. Кроме того, согласно законопроекту, названием места происхождения могут быть определенные традиционные географические или не географические названия, используемые для обозначения товаров, происходящих из определенной географической местности с учетом определенных критериев.

Законопроект также предусматривает, что географические указания, тождественные или похожие до степени смешения с торговыми марками, что может ввести потребителей в заблуждение относительно лица, производящего товар, не являются охраноспособными.

Регулирует законопроект и вопросы охраны указаний, связанных с географической местностью иностранного государства. Такое обозначение не является охраноспособным, если:

1) права на такое географическое указание не охраняются в соответствующем иностранном государстве;

2) законодательство иностранного государства не предусматривает возможности охранять права на географические указания Украины.

Таким образом, приведенные положения учитывают положения Регламента Совета ЕС «О защите географических указаний и наименований происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров» № 2081/92 от 14 июля 1992 года, а также стандартов, закрепленных в ряде международных соглашений относительно охраны географических указаний.

Конечно, можно спорить относительно целесообразности включения в один закон правил, регулирующих правоотношения в связи с созданием, использованием, охраной трех разных объектов права интеллектуальной собственности, однако то, что законопроект не зарегистрирован для рас­смотрения Верховным Советом, не дает сегодня даже материала для дискуссий. Будем надеяться, что насущная необходимость внесения изменений в законы об охране прав интеллектуальной собственности в ближайшем будущем станет очевидной и для парламентариев.

ТКАЧЕНКО Екатерина — юрист АО «Волков и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA