Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №12 (900) » Генеральная (ре)петиция

Генеральная (ре)петиция

Парламенту в очередной раз предложили внедрить механизм подачи гражданами Украины электронных петиций

На рассмотрении парламента находятся два законопроекта, которыми предлагается ввести новый формат коллективного обращения граждан — электронную петицию. Законопроект № 2299 внесен Президентом Украины, а альтернативный ему — № 2299-1 — народными депутатами из фракции «Самопомощь» Павлом Кишкарем и Александром Опанасенко. Отметим, что это далеко не первая попытка изменения законодательства, регулирующего вопросы обращений граждан — законопроекты подобного содержания регистрировались в парламенте и в 2014-м, и в 2013 годах, но впоследствии отзывались. Замечания у экспертов есть и к законопроекту № 2299 и, похоже, будут к альтернативному предложению (в ряде спорных моментов эти законопроекты дублируются). Так что нельзя исключить популярный в последнее время вариант доработки резонансных законопроектов путем подготовки нового консолидированного законодательно акта.

Мировой опыт

Петиция (от лат. petitio — «обращение») — коллективное прошение, подаваемое в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде. В последнее время с развитием технологий все большее распространение приобретают петиции, подаваемые в электронной форме. Электронная петиция как инструмент электронной демократии предусмотрена и в правовых актах Совета Европы, в частности в Рекомендациях CM/Rec (2009) 1 Комитета Министров Совета Европы от 18 февраля 2009 года.

В пояснительной записке к законопроекту № 2299 отмечается, что «более 70 государств используют различные формы петиций в государственные органы. Исследование ценностей World Values Survey (2010–2014) показало, что подписывали петицию около 68 % людей, которые живут в Швеции, 72,6 % в Швейцарии, 70 % в Австралии, 60 % в США и 68,2 % в Великобритании. В арсенале демократии петиции являются одним из коллективных инструментов влияния граждан на принятие решений. Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в процессе представления петиции образовало новую форму политического участия».

Алгоритм подачи подобных петиций, как правило, один и тот же — обращение размещается на онлайн-ресурсе (сайте госоргана или общественной организации), и в случае поддержки определенным количеством подписантов в пределах установленного срока петиция подлежит обязательному рассмотрению. Собственно, такую же модель предлагается использовать в нашем государстве.

Петиция по-украински

Законопроектом № 2299 предлагается дополнить Закон Украины «Об обращении граждан» новой статьей 231, установив порядок подачи и рассмотрения электронных петиций. В частности, предлагается определить, что граждане могут обращаться к Президенту Украины, Верховному Совету Украины, Кабинету Министров Украины, органам местного самоуправления с электронными петициями через официальные веб-сайты соответствующих органов или веб-сайты общественных объединений.

В электронной петиции должна быть изложена суть обращения, указаны фамилия, имя, отчество автора (инициатора) электронной петиции. Для создания электронной петиции к Президенту Украины, Верховному Совету Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления ее автор (инициатор) размещает текст электронной петиции на официальном сайте органа, которому оно адресовано, или на сайте общественного объединения. При этом, как отмечают эксперты, техническая возможность прямого размещения петиции автором представляется достаточно сомнительной, и первичную экспертизу относительно возможности размещения петиции и ее соответствия установленным в законе требованиям будет принимать администратор соответствующего интернет-ресурса. На сбор подписей законопроектом № 2299 предлагается отвести 20 календарных дней. Для того чтобы петиция была рассмотрена, ее должны подписать не меньше 20 тыс. граждан. Законопроект № 2299-1 содержит требование об аналогичном количестве подписей, но срок устанавливается в три раза больший — два месяца. Отметим, что в более ранних законопроектах, предусматривавших введение электронных петиций, предлагались более высокие показатели: «50 тыс. подписей за два месяца», «более 100 тыс. подписей за полгода» и т.д. Что касается петиций в органы местного самоуправления, то законопроектом № 2299 предлагается устанавливать требования к количеству подписей граждан в поддержку такой электронной петиции и срока сбора подписей решением соответствующего местного совета. А законопроект № 2299-1 дополнительно устанавливает на переходный период градацию количества подписей в зависимости от населения региона: от 50 (при населении меньше 1000) до 1000 подписей (если количество проживающих граждан превышает 1 000 000). При этом не конкретизировано, что граждане, поддерживающие петицию в орган местного самоуправления, должны проживать на соответствующей территории.

Процедурные вопросы — законопроект № 2299

Информация о начале рассмотрения электронной петиции, которая в установленный срок набрала необходимое количество голосов в свою поддержку, обнародуется не позднее чем через три рабочих дня после окончания срока, установленного для сбора подписей в поддержку петиции, а в случае получения электронной петиции от общественного объединения — не позднее чем через два рабочих дня после получения такой петиции. То есть начало рассмотрения петиции, согласно этой норме, связано не с набором минимально необходимого количества подписей в поддержку, а с окончанием срока голосования, количество же подписавшихся может при этом существенно превышать минимальный лимит. На рассмотрение электронной петиции отводится десять дней со дня опубликования информации о начале ее рассмотрения. В случае признания целесообразными изложенные в электронной петиции предложения могут быть реализованы органом, которому адресована петиция, путем принятия по вопросам, отнесенным к его компетенции, соответствующего решения. Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, народными депутатами Украины по результатам рассмотрения электронной петиции могут быть разработаны и внесены в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета Украины законопроекты, направленные на решение поставленных в петиции вопросов.

Процедурные вопросы — законопроект № 2299-1

Предлагается следующий порядок рассмотрения электронных петиций. Адресат или должностное лицо, действующее по его поручению, не позднее чем через три рабочих дня после получения электронной петиции сообщает о принятии такой петиции к рассмотрению на официальном сайте (официальном веб-портале) адресата с одновременным направлением копии сообщения на электронный почтовый адрес общественного объединения, с которого поступила электронная петиция, в случае сбора подписей с помощью информационно-телекоммуникационной системы общественного объединения. Электронная петиция рассматривается вне очереди и безотлагательно (при этом неясна очередность рассмотрения нескольких электронных петиций). Автор (инициатор) электронной петиции имеет право представить свою электронную петицию при ее рассмотрении. По электронной петиции могут проводиться публичные слушания. Для размещения ответа на петицию отводится десять дней. В ответе должны быть указаны меры, которые были приняты или планируются для решения вопросов, изложенных в электронной петиции, и сроки принятия планируемых мер, или обоснованный отказ в случае неподдержки адресатом электронной петиции. Также законопроектом № 2299-1 предлагается внести изменения в Закон Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины», урегулировав порядок подачи и рассмотрения электронных петиций парламентом.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Акцент

Честный визит

На все сто

Практика компромисса

В фокусе: адвокатура

Долг Украине

Жалобная процессия

Государство и юристы

Генеральная (ре)петиция

Ипотека при ликвидации

Право АМКУ на информацию

Вектор газа

Комиссионный сбор

Документы и аналитика

Двойственно ошибаться

Гиперссылка

Децентрализация власти

Охранная кампания

Неделя права

ИС обошли

Неделя права

Новости из-за рубежа

Потерпевшие будут давать показания онлайн

Суд частично запретил сервис такси Uber

Неделя права

Боевое очищение

Приостановка по требованию

Удержать марку

Новости из зала суда

Судебная практика

Повышение тарифов на проезд в столичном транспорте обжаловано в суде

«Банк Михайловский» не добился досрочного прекращения действия знака mВank

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК FCLEX защитила интересы известного производителя

АО «Дмитриева и Партнеры» открыло практику по уголовному праву

ООО «Пери Украина» избрало ЮФ «Лавринович и Партнеры» своим юрсоветником

Специалисты Pavlenko Legal Group и Baker Tilly провели бизнес-семинар, посвященный нарушениям в сфере экологии

ЮФ Aequo присоединилась к INTA

Отрасли практики

Сословия труда

В лучших экстрадициях

Рабочий график

Возобновление ВСК

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Правовой сектор

Самое важное

Ассоциативный лад

Капитальная амнистия

Судейские сотни

Транспортный налог

Судебная практика

Банкротственные связи

Вера пресечения

Время применения

Тема номера

Ход за лицом

Вешние вводы

Следовать без установки

Частная практика

Занять позиции

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: