Можно долго спорить о том, когда зародился этикет — кто-то возводит исторические изыскания к Древнему Египту, кто-то — к Древнему Риму. Однако само слово французское — etiquette («карточка с правилами»), и впервые в нашем значении появилось при дворе Людовика XIV). Хотя французы и считаются родоначальниками современного этикета, кажется, наибольшего расцвета общепринятые правила поведения (не только для королевской свиты и дворян, но и для так называемого среднего класса) достигли в Викторианской Англии. Основное правило поведения — «вести себя так, чтобы не причинять другим неудобства» — можно и сейчас назвать главной отличительной чертой хорошо воспитанного человека.
Принято считать, что этикет — это неписаные, общепринятые правила поведения в обществе. Однако, учитывая количество книг по этикету, а также то, что часть правил этикета (например, dress code) перешли в корпоративные правила многих компаний, сложно согласиться с тем, что эти правила неписаные.
Можно назвать как минимум два источника знаний ребенка об этикете — семья и учебные заведения (детский сад, школа, вуз). Родители учат ребенка тому, как себя вести в публичном месте, как — с посторонними взрослыми, друзьями, друзьями родителей. Естественным кажется и то, что по мере взросления ребенку объясняют, как пользоваться столовыми приборами. Курс этикета или даже «дипломатического этикета» может быть как в рамках школьной программы, так и вузовской. Книги по этикету тоже могут помочь подрастающему поколению ознакомиться с общепринятыми правилами поведения.
Что же делать, если время обучения прошло, знаний об этикете не осталось (не появились, не запомнились), а жизнь преподнесла сюрприз, и без него — ну никак.
Просторы Интернета, как всегда, придут на помощь.
Во-первых, можно поискать программу для изучения делового этикета. Поиски автора увенчались лишь платной программой авторства U-Study. В учебном курсе кратко и доступно объясняются все правила этикета, которые должен знать современный деловой человек: этикет делового общения; дресс-код; телефонный этикет; этикет электронной переписки; этикет переговоров; этикет официальных приемов и мероприятий; этикет подарков. В состав курса входят интерактивные практикумы, полезные алгоритмы поведенческих действий, ролевая игра, а также вопросы для самопроверки и финальное тестирование.
Для тех, кто уже знает, что на совещании мобильный телефон надо переводить в беззвучный режим, — ряд программ, написанных под операционную систему Аndroid — они переводят все звонки телефона в беззвучный режим на заданное время и могут в ответ на входящий звонок посылать СМС с текстом: «На совещании».
Самообучение остается одним из самых распространенных способов получения новых знаний. Удобно, дешево и сердито. Книг по деловому этикету предостаточно, и многие есть в электронном виде.
На что стоит обратить внимание при выборе книги? На страну происхождения автора. Даже если вам кажется, что разница между США и Францией несущественна, она все же есть. Пример для женщин: лето, офис — нужны ли колготки? Специалисты по деловому этикету из страны иммигрантов (а за ними и полмира) убеждают, что «да», несмотря на +40 по Цельсию. Что касается страны «свободы, равенства, братства», ограничимся лишь тем, что в жару сотрудницы офисов не истязают себя лишними деталями туалета.
С учетом того, что защита интеллектуальных прав за границей все-таки строже, в книге по этикету иностранного автора с меньшей вероятностью можно будет найти плоды чужого творчества.
Выбирая книгу, также стоит обращать внимание на год издания. Правила хорошего тона меняются и развиваются вместе со всем миром. Если еще в середине XX века мужчина, сопровождая даму, должен был первым заходить в ресторан или гостиницу, то сейчас, если это деловая встреча и женщина является ее организатором, правила не столь строги.
Выбирайте книгу не только со сводом «что такое хорошо и что такое плохо». Большинство правил этикета имеют свое логичное объяснение. К примеру, в лифт мужчина заходит первым. Лифт является источником опасности, поэтому женщин, по правилам этикета, оберегают. Точно так же вспомните рекомендации в лифте жилого дома — коляска с ребенком в лифт заезжает только после того, как туда зашел человек.
Есть одно неоспоримое преимущество изучения делового этикета на курсах — практика. К сожалению, деловой этикет не так востребован, как высокие продажи, поэтому найдена информация лишь об одних курсах по деловому этикету во всем г. Киеве. Да, искали в Интернете, но, позвольте, как человеку занятому еще быстрее найти интересующую информацию?
Итак, в учебном центре «Успех» предлагают курс «Деловой этикет», рассчитанный на 24 академических часа, занятия в вечернее время (курс — три недели, два раза в неделю по четыре академических часа), стоимость — чуть менее 700 грн.
Программа курса состоит из тем:
— «Этикет. История этикета. Виды этикета»;
— «Знакомства и представления: как вести себя во время и после представления, приветствование знакомых и незнакомцев, порядок приветствий, когда и как принято обмениваться рукопожатиями»;
— «Служебный этикет: правила вежливости на работе, представление на службе, как обращаться к сослуживцам, этикет для руководителей и нижестоящего состава»;
— «Имидж делового человека: ваше место в корпоративном имидже фирмы (компании), взгляд как элемент вашего имиджа, голос как элемент вашего имиджа, жестикуляция в курсе делового этикета»;
— «Портрет бизнес-леди в интерьере офиса: деловой женщине — деловая прическа, очки, офисный макияж в курсе делового этикета, мы и наши запахи в деловой обстановке, украшения»;
— «Портрет бизнесмена в интерьере офиса»;
— «Телефонный этикет: если звоните вы, если вам позвонили, правила хорошего тона для деловых телефонных разговоров, как говорить с автоответчиком, особенности правил этикета для мобильной связи»;
— «Ваши маленькие имиджмейкеры — визитные карточки: основные критерии для определения удачной деловой визитки, правила хорошего тона для визиток и их владельцев»;
— «Искусство делового общения: деловая беседа — основа делового общения, общие правила ведения деловой беседы, для начала научитесь слушать, настраивайтесь на собеседника, будьте тактичны, решение спорных вопросов, старайтесь быть обаятельным и приятным собеседником»;
— «Прием гостей фирмы: кто и как должен встречать посетителей, правила хорошего тона для хозяев деловой встречи и их гостей, умение достойно вести себя в роли хозяина встречи, техника вежливого отказа посетителям, завершение затянувшейся встречи, умение достойно вести себя в роли посетителя, прощание после деловой встречи»;
— «Переговоры: визит вежливости, планирование и ведение переговоров, выбор конкретных приемов ведения переговоров, методы, которые используются и для отстаивания своей позиции, и для нейтрализации доводов оппонента»;
— «Как выбрать, вручить и принять подарок: церемония вручения подарка, как избежать неловких ситуаций, подарки на службе, праздничные подарки сослуживцам, денежный подарок, цветы в подарок»;
— «Деловая и светская еда: какие бывают приемы, дневные приемы, вечерние приемы, приемы на открытом воздухе, «сырные» приемы, организация и проведение приемов, приглашение гостей, правила рассадки за столом»;
— «Национальные особенности общения: арабские страны, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, США, Франция, Япония».
Метод доказательства от противного — излюбленный в математике. Может поэтому он остается любимым способом изучения уже после школьного курса царицы наук.
Как не надо поступать в офисе, легко понять, если поискать в сети «плохие (раздражающие) офисные привычки». С завидной регулярностью публикуются рейтинги наиболее раздражительного поведения сотрудников.
Обобщив результаты нескольких лет, сотрудника-раздражителя всего офиса можно представить так: барабанит пальцами по поверхности (вариант стучит ногой по полу); громко говорит по телефону (еще хуже — выясняет личные отношения); посвящает всех в курс своей личной жизни; громко говорит у чужого рабочего стола; постоянно заглядывает в чужой монитор; чрезмерный аромат духов (и не духов тоже); поглощает на рабочем месте сильно пахнущую еду (еще хуже — поедает и чужую из общего холодильника); громкий рингтон мобильного телефона (хотите, чтобы он понравился абсолютно всем — не берите трубку, пусть все насладятся этой чарующей мелодией); громко слушает музыку; берет вещи со столов сотрудников и не возвращает; оставляет беспорядок в любом месте общего пользовании (корпоративная кухня, библиотека и т.п.).
А вообще, в офисе стоит помнить правило английских джентльменов — «вести себя так, чтобы не причинять другим неудобства».
Примечание. * — И.В. Гете
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…