Правительство намерено реализовать обязательства относительно усиления конкуренции в газовой сфере. С этой целью в парламент был внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения условий функционирования рынка природного газа» (№ 3325).
Штрафные новации
Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) предлагается дополнить новыми видами правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность наложения штрафа: статьей 1033 «Нарушение порядка взаимодействия на рынке природного газа» (непредоставление информации оператору газотранспортной системы) и статьей 1034 «Нарушение установленных требований по учету и отчетности на рынке природного газа».
Также предлагается установить более мягкую ответственность за осуществление хоздеятельности на рынке природного газа без лицензии (или при отсутствии окончательного решения о сертификации) по сравнению с осуществлением хоздеятельности без лицензии в других сферах. Действующая часть 1 статьи 164 КУоАП предусматривает ответственность в максимальном размере до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг), тогда как законопроектом предусматривается дополнить эту статью частью 2, которая будет касаться сугубо газовой отрасли: наказание не должно превышать 900 нмдг.
Платный доступ
Предусматривается возможность платного пользования газораспределительными системами в соответствии со статьей 37 Закона Украины «О рынке природного газа». Арендодателем газораспределительных систем, принадлежащих государству, выступает субъект хозяйствования государственного сектора экономики, определенный Кабинетом Министров Украины (КМУ). Как указывается в законопроекте, газораспределительные системы, владельцем которых является государство, передаются в пользование субъекту хозяйствования государственного сектора экономики, определенному КМУ для дальнейшей передачи в пользование операторам газораспределительных систем исключительно на условиях концессии, аренды или иного платного пользования.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, имеет право на расторжение в одностороннем порядке действующих на дату вступления в силу Закона Украины «О рынке природного газа» договоров о предоставлении на праве хозяйственного ведения госимущества (газораспределительных систем), а также договоров, предусматривающих иное безвозмездное пользование газораспределительными системами, владельцем которых является государство, заключенных с субъектами хозяйствования, которые не относятся к государственному сектору экономики. Договор считается расторгнутым по истечении 30-дневного срока от даты получения другой стороной письменного уведомления уполномоченного органа о расторжении.
В соответствии с предлагаемой редакцией статьи 12 Закона «О трубопроводном транспорте» физические и юридические лица независимо от формы собственности имеют равные права на доступ к магистральным нефтепроводам, газо- и нефтепродуктопроводам и перевалочным комплексам нефти, газа и продуктов их переработки, находящимся в государственной собственности. Заказчики услуг транспортировки вправе выбирать маршрут. Кроме того, в Закон вводится новая статья 161, устанавливающая функции оператора газотранспортной системы. Так, оператор осуществляет функции оперативно-диспетчерского управления газотранспортной системой (ГТС): планирование и оперативное управление мощностями системы; планирование и контроль за соблюдением режима работы ГТС; предотвращение аварийных ситуаций и ликвидация их последствий в ГТС и др.
Все оперативные команды и распоряжения оператора газотранспортной системы при выполнении им функций и обязанностей в соответствии с Законом подлежат «беспрекословному выполнению» всеми операторами объектов газовой инфраструктуры Украины и другими субъектами рынка природного газа, чьи объекты подсоединены к ГТС.
Изложение новых принципов госполитики в сфере пользования нефтегазоносными недрами указывает на то, что государство планирует либерализовать данную отрасль и минимизировать в ней собственное участие. На это указывают поправки к Закону «О нефти и газе». Названы следующие принципы государственной политики в нефтегазовой отрасли: обеспечение рационального использования недр в интересах украинского народа; стимулирование увеличения объемов отечественной добычи нефти и газа с целью достижения энергетической независимости Украины; создание условий для развития и повышения эффективности деятельности нефтегазовой отрасли, а также для развития конкуренции. Кроме того, прямо прописано «невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования» (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством). В законопроекте не нашли своего отображения такие принципы: государственное управление и регулирование деятельности в нефтегазовой отрасли; создание условий для поддержания стабильного финансового состояния нефтегазовой отрасли и др.
Права потребителя
Отдельные поправки коснутся и потребителей. К примеру, изменяется Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Так, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, будет устанавливать не цены на жилищно-коммунальные услуги, а предельные уровни цен на соответствующие услуги.
Существенные изменения подготовлены и для Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа». В случае отказа бытового потребителя, проживающего в квартире или частном доме, от установления операторами газораспределительной системы счетчиков газа распределение природного газа ему прекращается. При отказе бытового потребителя в предоставлении доступа уполномоченным представителям оператора газораспределительной системы к объекту газопользования для прекращения распределения природного газа учет природного газа осуществляется по нормам потребления, установленным Кабинетом Министров Украины, увеличенным в три раза.
Кроме того, последний Закон должен быть дополнен статьей 61, обязывающей потребителя обеспечить доступ представителей оператора ГТС к узлам учета природного газа на объектах потребителя для проведения технических и профилактических осмотров, проверки показаний узла учета природного газа в соответствии с кодексом газораспределительных систем.
Важный шаг
Эксперты в данной сфере положительно оценивают законопроект. Советник ЮФ Aequo Павел Белоусов назвал его «еще одним шагом на пути создания прозрачных и понятных для потребителей и инвесторов правил, призванных стимулировать конкуренцию на рынке природного газа Украины и создавать условия для привлечения инвестиций». Законопроект направлен в первую очередь на приведение ряда законов в энергетической сфере в соответствие с положениями недавно принятого Закона Украины «О рынке природного газа», основные положения которого вступили в силу с 1 октября 2015 года.
Внесенным законопроектом закрепляется требование организационной и юридической независимости операторов газораспределительной системы (ГРС) от других видов деятельности, не связанных с распределением природного газа, отмечает г-н Белоусов.
«Кроме прочего, правительственный законопроект № 3325 предусматривает установление прозрачных правил доступа к газотранспортной, газораспределительной системе, газохранилищу или LNG, а также правил по обеспечению надлежащего обслуживания и модернизации сетей и ответственности за их нарушение (например, за отказ в доступе к сетям)», — подчеркнул Павел Белоусов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…