Газовая помощь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (931) » Газовая помощь

Газовая помощь

Правительство намерено реализовать обязательства относительно усиления конкуренции в газовой сфере. С этой целью в парламент был внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения условий функционирования рынка природного газа» (№ 3325).

Штрафные новации

Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) предлагается дополнить новыми видами правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность наложения штрафа: статьей 1033 «Нарушение порядка взаимодействия на рынке природного газа» (непредоставление информации оператору газотранспортной системы) и статьей 1034 «Нарушение установленных требований по учету и отчетности на рынке природного газа».

Также предлагается установить более мягкую ответственность за осуществление хоздеятельности на рынке природного газа без лицензии (или при отсутствии окончательного решения о сертификации) по сравнению с осуществлением хоздеятельности без лицензии в других сферах. Действующая часть 1 статьи 164 КУоАП предусматривает ответственность в максимальном размере до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг), тогда как законопроектом предусматривается дополнить эту статью частью 2, которая будет касаться сугубо газовой отрасли: наказание не должно превышать 900 нмдг.

Платный доступ

Предусматривается возможность платного пользования газораспределительными системами в соответствии со статьей 37 Закона Украины «О рынке природного газа». Арендодателем газораспределительных систем, принадлежащих государству, выступает субъект хозяйствования государственного сектора экономики, определенный Кабинетом Министров Украины (КМУ). Как указывается в законопроекте, газораспределительные системы, владельцем которых является государство, передаются в пользование субъекту хозяйствования государственного сектора экономики, определенному КМУ для дальнейшей передачи в пользование операторам газораспределительных систем исключительно на условиях концессии, аренды или иного платного пользования.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, имеет право на расторжение в одностороннем порядке действующих на дату вступления в силу Закона Украины «О рынке природного газа» договоров о предоставлении на праве хозяйственного ведения госимущества (газораспределительных систем), а также договоров, предусматривающих иное безвозмездное пользование газораспределительными системами, владельцем которых является государство, заключенных с субъектами хозяйствования, которые не относятся к государственному сектору экономики. Договор считается расторгнутым по истечении 30-дневного срока от даты получения другой стороной письменного уведомления уполномоченного органа о расторжении.

В соответствии с предлагаемой редакцией статьи 12 Закона «О трубопроводном транспорте» физические и юридические лица независимо от формы собственности имеют равные права на доступ к магистральным нефтепроводам, газо- и нефтепродуктопроводам и перевалочным комплексам нефти, газа и продуктов их переработки, находящимся в государственной собственности. Заказчики услуг транспортировки вправе выбирать маршрут. Кроме того, в Закон вводится новая статья 161, устанавливающая функции оператора газотранспортной системы. Так, оператор осуществляет функции оперативно-диспетчерского управления газотранспортной системой (ГТС): планирование и оперативное управление мощностями системы; планирование и контроль за соблюдением режима работы ГТС; предотвращение аварийных ситуаций и ликвидация их последствий в ГТС и др.

Все оперативные команды и распоряжения оператора газотранспортной системы при выполнении им функций и обязанностей в соответствии с Законом подлежат «беспрекословному выполнению» всеми операторами объектов газовой инфраструктуры Украины и другими субъектами рынка природного газа, чьи объекты подсоединены к ГТС.

Изложение новых принципов госполитики в сфере пользования нефтегазоносными недрами указывает на то, что государство планирует либерализовать данную отрасль и минимизировать в ней собственное участие. На это указывают поправки к Закону «О нефти и газе». Названы следующие принципы государственной политики в нефтегазовой отрасли:  обеспечение рационального использования недр в интересах украинского народа; стимулирование увеличения объемов отечественной добычи нефти и газа с целью достижения энергетической независимости Украины; создание условий для развития и повышения эффективности деятельности нефтегазовой отрасли, а также для развития конкуренции. Кроме того, прямо прописано «невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования» (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством). В законопроекте не нашли своего отображения такие принципы: государственное управление и регулирование деятельности в нефтегазовой отрасли; создание условий для поддержания стабильного финансового состояния нефтегазовой отрасли и др.

Права потребителя

Отдельные поправки коснутся и потребителей. К примеру, изменяется Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Так, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, будет устанавливать не цены на жилищно-коммунальные услуги, а предельные уровни цен на соответствующие услуги.

Существенные изменения подготовлены и для Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа». В случае отказа бытового потребителя, проживающего в квартире или частном доме, от установления операторами газораспределительной системы счетчиков газа распределение природного газа ему прекращается. При отказе бытового потребителя в предоставлении доступа уполномоченным представителям оператора газораспределительной системы к объекту газопользования для прекращения распределения природного газа учет природного газа осуществляется по нормам потребления, установленным Кабинетом Министров Украины, увеличенным в три раза.

Кроме того, последний Закон должен быть дополнен статьей 61, обязывающей потребителя обеспечить доступ представителей оператора ГТС к узлам учета природного газа на объектах потребителя для проведения технических и профилактических осмотров, проверки показаний узла учета природного газа в соответствии с кодексом газораспределительных систем.

Важный шаг

Эксперты в данной сфере положительно оценивают законопроект. Советник ЮФ Aequo Павел Белоусов назвал его «еще одним шагом на пути создания прозрачных и понятных для потребителей и инвесторов правил, призванных стимулировать конкуренцию на рынке природного газа Украины и создавать условия для привлечения инвестиций». Законопроект направлен в первую очередь на приведение ряда законов в энергетической сфере в соответствие с положениями недавно принятого Закона Украины «О рынке природного газа», основные положения которого вступили в силу с 1 октября 2015 года.

Внесенным законопроектом закрепляется требование организационной и юридической независимости операторов газораспределительной системы (ГРС) от других видов деятельности, не связанных с распределением природного газа, отмечает г-н Белоусов.

«Кроме прочего, правительственный законопроект № 3325 предусматривает установление прозрачных правил доступа к газотранспортной, газораспределительной системе, газохранилищу или LNG, а также правил по обеспечению надлежащего обслуживания и модернизации сетей и ответственности за их нарушение (например, за отказ в доступе к сетям)», — подчеркнул Павел Белоусов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Волевая точка

Государство и юристы

Истина в звене

Кадры лишают всего

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается законодательно уточнить налог на землю

Требования ОСМД будут рассматриваться в порядке приказного производства?

Опубликован перечень данных, подлежащих публикации на сайтах госорганов

Государство и юристы

Газовая помощь

Документы и аналитика

Фондовая заставка

Рывок сбыта

Книжная полка

Открытие наследия

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ направил на новое рассмотрение дело по иску ООО «Данунц» к АМКУ

ВАСУ стал на сторону ВСЮ в деле кандидата в судьи Д. Цвиры

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы МЮГ AstapovLawyers прочитают курс лекций для магистров КНУ им. Тараса Шевченко

Алексей Демьяненко выступил на конференции Wealth Innovation Forum

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» — советник датской IT-компании

Отрасли практики

Выполнить получение

Выгаданное дело

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

ІХ корпоративный форум

Репортаж

Имущественные соотношения

Решения недели

Судебная практика

Информировать не обязан

Сроки не установлены

Первоочередное заявление

Самое важное

От ВАС не ждали

Выплаты мобилизованным

Копи рай

Помощь потерпевшим

Судебная практика

Заслуживает умножения

Набор для зачисления

Судебная практика

Судебные решения

Предоставление и аннулирование прав на эксплуатацию воздушных линий — компетенция Госавиаслужбы

Удовлетворяя иск об обращении взыскания на предмет ипотеки, суд в своем решении должен указать начальную цену предмета ипотеки для его реализации

Судебная практика

Опять дали по рукам

Арбитражная тактика

Судебная практика

Судебные решения

О подведомственности споров с участием уполномоченных лиц Фонда гарантирования вкладов физических лиц

Тема номера

Автоматическая чистка

Исключение исправил

Иск-фактор

Прокурорский почин

Частная практика

Адвокатская самодеятельность

Інші новини

PRAVO.UA