Найти высокооплачиваемую работу в нашей стране иногда бывает сложно. На помощь приходит заграница. При выборе зарубежного места работы нередко граждане обращаются за помощью к организациям, постоянно занимающимся данным видом деятельности.
Лицензирование посреднической деятельности по трудоустройству за границей целесообразно по ряду причин. Во-первых, перед Украиной остро стоит проблема нелегального трудоустройства ее граждан. Во-вторых, рынок посреднических услуг по трудоустройству динамично развивается, а поэтому эта деятельность требует контроля со стороны государства.
Народными депутатами Украины Николаем Нощенко и Игорем Шаровым был разработан законопроект «Об особенностях лицензирования и ведения хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей». Проект был принят парламентом в первом чтении.
Разберемся, что предлагается ввести этим законопроектом.
Полномочия органа лицензирования
Деятельностью по посредничеству в трудоустройстве за рубежом является предоставление услуг по поиску работы согласно заявкам иностранного работодателя относительно незанятых рабочих мест и информационно-консультационных услуг относительно условий и возможностей трудоустройства, социальной защиты трудоспособных граждан в пределах внешнеэкономического договора.
Органом лицензирования на ведение деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом законопроект определяет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики. Вероятно, таким органом будет Министерство труда и социальной политики Украины. К полномочиям этого органа законопроект относит обеспечение исполнения законодательства в сфере лицензирования, определение способности лицензиата осуществлять посредничество на основании проведения лицензионной экспертизы. Орган выдает и переоформляет лицензии, принимает решения о признании лицензий недействительными, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, издает распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий. Орган лицензирования может делегировать свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением лицензионных условий своим структурным территориальным подразделениям.
Подача заявления и пакета документов
Для получения лицензии заявителю нужно подать в орган лицензирования заявление и пакет документов. В заявлении должно быть указано наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код, вид деятельности (посредничество по трудоустройству за рубежом).
Пакет документов для подачи в орган лицензирования включает:
1) копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и копию свидетельства о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, засвидетельствованную нотариально или органом, выдавшим оригинал документа;
2) справку Государственной налоговой администрации Украины об отсутствии у субъекта хозяйственной деятельности задолженности по уплате предусмотренных законом налогов и сборов;
3) засвидетельствованную в установленном порядке копию документа, подтверждающего право собственности субъекта хозяйственной деятельности или аренды им помещений для ведения деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей;
4) копию договора страхования профессиональной ответственности лиц, деятельность которых может причинить ущерб третьим лицам, засвидетельствованную нотариально или органом, издавшим оригинал документа;
5) копию документа, подтверждающего факт регистрации иностранного субъекта хозяйственной деятельности в стране местонахождения;
6) копию разрешения на трудоустройство граждан Украины, выданного работодателю уполномоченным органом;
7) копию внешнеэкономического контракта с иностранным работодателем;
8) проект трудового договора, засвидетельствованный иностранным работодателем.
Если у субъекта хозяйствования есть филиал, то нужно дополнительно подавать еще копию выписки из учредительных документов о создании филиала, копию документа о регистрации филиала.
Лицензионная экспертиза и получение лицензии
Получив упомянутые выше заявление и документы, орган лицензирования проводит лицензионную экспертизу. По ходу экспертизы осуществляется проверка соответствия поданных документов требованиям законодательства Украины. При необходимости делаются запросы в соответствующие центральные органы исполнительной власти. Возмещение расходов, связанных с проведением лицензионной экспертизы, осуществляется за счет заявителя. Срок проведения лицензионной экспертизы не может превышать двух месяцев со дня получения заявления.
После проведения лицензионной экспертизы, но не позже чем через 10 дней со дня ее окончания, орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии либо об отказе в такой выдаче. Если принято решение об отказе в выдаче лицензии, то должны быть указаны основания для отказа. Такими основаниями законопроект определяет недостоверность данных в поданных заявителем документах, несоответствие этих документов лицензионным условиям или отсутствие документа, подтверждающего внесение платы за проведение лицензионной экспертизы.
Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке.
Оформление и выдача лицензии осуществляются на основании решения органа лицензирования. Это решение может быть отменено, если на протяжении 30 календарных дней со дня уведомления заявителя о принятии решения относительно выдачи лицензии им не будут поданы документы, подтверждающие внесение платы за такую выдачу.
Если изменяется наименование юридического лица-лицензиата, если такое изменение связано с реорганизацией, а также если изменяется местонахождение юридического лица или физического лица-лицензиата, то лицензия должна быть переоформлена органом лицензирования.
Контроль за деятельностью лицензиата
Осуществлять деятельность по посредничеству в трудоустройстве за рубежом лицензиат имеет право при наличии лицензии, выданной органом лицензирования, и внешнеэкономического договора по предоставлению посреднических услуг в трудоустройстве граждан за рубежом, оформленного с иностранным работодателем. Ведение хозяйственной деятельности вне границ внешнеэкономического договора определяется в законопроекте как осуществление деятельности без лицензии. Филиалы и обособленные подразделения субъекта хозяйствования могут осуществлять посредническую деятельность при условии наличия у них копии лицензии. Запрещается передача лицензии либо ее копии другому юридическому лицу.
Лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования обо всех изменениях и дополнениях в документах, прилагавшихся к заявлению о выдаче лицензии, возникающих в процессе деятельности субъекта хозяйствования.
Если лицензиат не соблюдает лицензионные условия, его лицензия может быть аннулирована.
Относительно каждого лицензиата орган лицензирования ведет лицензионное дело. Также, согласно законопроекту, формируется лицензионный реестр.
Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий должны проводиться не чаще одного раза в год. Во время проверки лицензиат, согласно законопроекту, обязан предоставить все необходимые документы и материалы, создать условия для проведения проверки.
В случае обнаружения нарушений орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии или издает распоряжение об устранении этих нарушений.
Оснований для аннулирования лицензии законопроект содержит достаточно много. Это может быть, в частности, акт о повторном нарушении лицензионных условий, решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования, акт об обнаружении недостоверных сведений в документах, поданных для получения лицензии, а также акт об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для ведения хозяйственной деятельности. Также основанием для аннулирования лицензии может быть акт об установлении факта предоставления лицензиатом услуг клиентам без оформления договора.
Такое решение вступает в силу через 10 дней после его принятия.
Решение об аннулировании лицензии субъект хозяйствования может обжаловать в судебном порядке.
Принятие законопроекта, безусловно, позволит усилить влияние органа лицензирования на деятельность структур, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей, повысить ответственность субъектов хозяйственной деятельности за данные услуги. Также законопроект благоприятно повлияет на защиту прав граждан Украины, трудоустраивающихся за границей, так как более жесткие требования к субъектам хозяйствования, желающим получить лицензию, позволит «отсеять» организации, предоставляющие некачественные услуги и устраивающие граждан Украины на работу нелегально.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…