В парламентских стенах уже стало традицией на финише очередного сессионного марафона подтягивать законодательные «хвосты». Не стала исключением и нынешняя, десятая сессия Верховного Совета Украины. В преддверии летних каникул работа кипела не только в здании под куполом, но и в парламентских подразделениях. Так, повестка дня последнего на нынешней сессии заседания Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия, которое состоялось 4 июля с.г., впечатляла количеством вопросов. Предметом анализа народных депутатов Украины были около 30 законопроектов, среди которых и принципиально важные для представителей Фемиды инициативы, коими предлагалось существенно подкорректировать Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон).
Примечательно, что очередную порцию изменений в этот Закон парламентарии подготовили в канун его «юбилея»: 7 июля с.г. исполнилось два года с момента принятия этого документа. И, судя по последним законодательным тенденциям, народные депутаты Украины намерены и дальше следовать заданному Президентом Украины курсу на усиление судейских гарантий, а также существенно отреставрировать полномочия Верховного Суда Украины (ВСУ), правда, не настолько, чтобы вернуть ему прежние функции. Но, обо всем по порядку.
Итак, судейские гарантии. После принятия нового Закона, который регламентирует деятельность представителей судебной власти, сами судьи не раз отмечали, что существующих на сегодняшний день гарантий их независимости недостаточно. И причина кроется не только в процедуре формирования судейского корпуса, которая излишне заполитизирована, поскольку в ней задействованы глава государства и парламент, но и в значительном ухудшении социального и материального обеспечения судей. Следует напомнить, что совсем недавно по инициативе главы государства народные депутаты Украины уже отдали своеобразную дань судейской независимости, приняв соответствующий закон, в котором предусмотрено, что и Президент, и парламент могут принимать решения о назначении и бессрочном избрании судей исключительно в рамках представлений Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Также Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления гарантий независимости судей)» были существенно ограничены права прокуроров относительно инициирования рассмотрения вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности или увольнении с должности.
Теперь пришло время для улучшения социальной защиты и материального обеспечения судей. Отметим, этот вопрос уже неединожды становился предметом обсуждения в судейских коллективах, в частности, на заседаниях Совета судей Украины. И, похоже, законодатели решили пойти навстречу представителям судебной системы, по крайней мере, по некоторым вопросам. Речь идет о законодательном урегулировании вопроса назначения пенсии по инвалидности судьи и в связи с потерей кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего судьи. Соответствующая инициатива была разработана правительством по просьбе самих судей, в частности по обращению председателя Совета судей Украины, первого заместителя Председателя ВСУ Ярослава Романюка. Данный документ предусматривает внесение изменений в указанный Закон Украины путем дополнения его новой статьей 1351, которой детально определены условия и порядок назначения пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца. И эту инициативу члены профильного Комитета рекомендовали парламенту принять за основу и в целом.
Правда, это только один аспект судейских гарантий, поскольку не менее актуальным для судейского корпуса остается вопрос относительно размеров и условий выплаты пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания судей в отставке, которые после проведения на Украине пенсионной реформы были изменены и, по мнению самих судей, существенно ограничены. Впрочем, пока законодательного предложения по данному вопросу нет. Зато появилась другая инициатива, которой предлагается установить гарантии сохранения определенных прав судей, откомандированных на работу в Европейский суд по правам человека.
Создание законопроекта «О внесении изменений в статью 53 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей (относительно откомандирования судей для работы в международном судебном учреждении, юрисдикция которого признана Украиной)» его авторы — народные депутаты Украины Сергей Кивалов и Дмитрий Шпенов — мотивируют тем, что увеличение количества жалоб (по состоянию на 31 мая с.г. их количество составило более 144 тысяч), которые поступают на рассмотрение Евросуда, и сложная финансовая ситуация привели к тому, что Суд начал искать помощь за пределами своего бюджета. Именно поэтому в последние годы отдельные правительства государств — участников Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод предложили свою помощь в работе Суда путем откомандирования национальных юристов для работы в Страсбурге. По такому же пути инициаторы законопроекта предлагают пойти и Украине. Для этого указанную статью Закона предлагают дополнить новой частью следующего содержания: «Судья по его заявлению может быть откомандирован для стажировки в международном судебном учреждении, юрисдикция которого признана Украиной, с сохранением за ним должности, с которой он был откомандирован, судейского вознаграждения, на которое он имеет право на основании этого Закона, гарантий независимости судьи и льгот».
Бесспорно, получить опыт работы в «юридической Мекке» Европы, коей является Страсбург, для отечественных судей — миссия более чем почетная. Правда, ответа на вопросы: кто и по какому принципу будет отбирать достойных юристов, этот законопроект не дает. Не исключено, что поскольку на Украине направление сотрудничества с Евросудом курирует Министерство юстиции, именно оно и будет проводить такой своеобразный «кастинг». Следует отметить, что когда данная инициатива обсуждалась на заседании Комитета, председатель ВККС Игорь Самсин обращал внимание законодателей на необходимость определить орган, который и будет отбирать кандидатуры для стажировки в секретариате Евросуда. Ведь, очевидно, что в процессе такого отбора необходимо будет учитывать не только личные и профессиональные качества судей, но и кадровую ситуацию в суде, где они работают. Чтобы не получилось так, что в инстанции, в которой и так не хватает кадров, кто-то из судей был откомандирован в Евросуд. Но, несмотря на некоторые замечания, в результате данная инициатива членами Комитета была поддержана. Они рекомендовали парламенту принять ее за основу, а некоторые спорные моменты доработать в процессе подготовки ко второму чтению.
Кроме этого, члены Комитета «дали зеленый свет» и законопроекту «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно устранения препятствий для пересмотра решений суда Верховным Судом Украины», рекомендовав Верховному Совету Украины принять его за основу. В документе, внесенном народным депутатом Украины Юрием Кармазиным, предлагается отменить процедуру допуска Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел дела к производству или отказа в допуске заявления о пересмотре дела к рассмотрению ВСУ. Кроме того — усовершенствовать отдельные положения пересмотра решений ВСУ, а также определить круг лиц, имеющих право подавать заявления о пересмотре решения в интересах реабилитации умершего.
При этом другой законопроект, инициированный народным депутатом Украины Ириной Бережной, которая предложила свой законодательный сценарий по реставрации полномочий ВСУ, Комитет «забраковал». К слову, именно г-жа Бережная была автором Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно рассмотрения дел Верховным Судом Украины», с которого, в общем, и началась законодательная реставрация деятельности ВСУ, в частности, Суду вернули «палатный» режим работы.
Следует отметить, что в нынешнем, отклоненном Комитетом законопроекте Ирина Бережная предлагала не только установить обязательность судебных решений ВСУ и расширить его полномочия в сфере формирования единой судебной практики, но и усовершенствовать порядок рассмотрения дел этим судом. Данным документом предусматривалось установить требования к содержанию мотивировочной и резолютивной частей постановлений ВСУ, а также усовершенствовать существующий порядок принятия постановлений ВСУ, их оглашения, опубликования и отправки копий сторонам по делу. В частности, согласно законопроекту, решения ВСУ должны быть опубликованы на официальном веб-сайте Верховного Суда Украины не позже, чем через 10 дней со дня их подписания, а вступительная и резолютивная части постановления ВСУ подлежат обнародованию в день окончания рассмотрения дела. Вместе с тем г-жа Бережная предлагает изменить алгоритм рассмотрения дел в ВСУ, в частности, расширить перечень случаев, когда дело может рассматриваться на совместном заседании всех судебных палат ВСУ. Следует отметить, что сейчас нормами процессуальных кодексов предусмотрено, что если судебное решение обжалуется на основании неодинакового применения одних и тех же норм материального права судами кассационной инстанции разных юрисдикций, дело рассматривается на совместном заседании судебных палат ВСУ, в состав которых входят судьи соответствующей юрисдикции. Ирина Бережная предлагает, чтобы такие дела, а также дела «сложные, или решения которых касаются важных вопросов применения норм материального права, или же если Судебная палата придет к выводу, что принятие решения по делу приведет к противоречиям с предыдущими выводами ВСУ», рассматривались на совместном заседании всех палат ВСУ.
Мотивируя свое решение об отклонении данного законопроекта, народные депутаты Украины отмечали, что на предыдущих заседаниях Комитета были рассмотрены законопроекты (рег. № 10076 и рег. № 10076‑1), которыми предусматривается внесение аналогичных изменений в Закон.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…