«С момента начала карантина в связи с пандемией коронавируса COVID-19 Антимонопольный комитет Украины (АМКУ, Комитет) проявил себя очень активно», — констатирует Сергей Денисенко, партнер ЮФ Aequo. Он отмечает, что наряду с выдачей рекомендаций участникам отдельных рынков начато расследование в отношении возможных ценовых злоупотреблений ритейлеров в Киеве. В интервью «Юридической практике» г-н Денисенко рассказал, какие изменения в конкурентном ландшафте и приоритетах украинского регулятора произошли под влиянием карантина, как поменялась конкуренция на украинском рынке и с какими вопросами клиенты сейчас преимущественно обращаются к юристам по конкурентному праву.
— Как ваша фирма адаптировалась к работе в условиях карантина? Что стало основным вызовом?
— Основным вызовом для фирмы было и остается сохранение здоровья наших сотрудников и обеспечение работы офиса для наших клиентов в режиме 24/7 без ощутимых изменений. На данном этапе мы делаем все возможное, чтоб справиться и с первой, и со второй задачей. Режим удаленной работы, в котором продолжает функционировать часть офиса, не является для нас проблемой с точки зрения влияния на качество и сроки оказания услуг. Aequo изначально строила работу офиса таким образом, чтоб любой сотрудник имел возможность защищенного доступа к рабочим документам с любой точки мира.
Несмотря на это, боюсь, что самые тяжелые испытания еще впереди. Количество заболевших в стране и особенно в Киеве растет, люди привыкли жить с вирусом, а привычка, как известно, расслабляет. Именно поэтому мы не снижаем мер безопасности, ежедневно в офисе находится ограниченное число коллег, которым в конкретный день необходимо работать в офисе, а также минимальное количество административного персонала, обеспечивающее бесперебойность работы офиса. Остальные коллеги имеют возможность работать дома, не подвергая себя и наших клиентов лишнему риску.
— Изменился ли за время действия карантина спрос на услуги юристов по конкурентному праву? В каких сегментах практики?
— Наши объемы работ существенно не изменились по сравнению с докарантинным периодом. Прежде всего это связано с тем, что Антимонопольный комитет Украины продолжает работать в обычном режиме, более того, по ряду направлений, таких как ритейл, фармацевтика и энергетика, мы наблюдаем активизацию деятельности Комитета.
Добавляет работы недавно принятый закон № 466-IX, который повлек необходимость в осуществлении действий по реструктуризации своих корпоративных структур рядом игроков рынка. По данному направлению мы создали совместную налогово-антимонопольную группу, которая оперативно реагирует на запросы клиентов.
Справедливости ради следует отметить, что в первом полугодии наблюдается снижение количества международных сделок M&A, требующих получения разрешений на концентрацию в Украине. Однако в нашем случае данный сегмент услуг компенсировался интенсификацией заявлений на концентрацию с участием национальных компаний, с которыми у нас сложилось долгосрочное и продуктивное сотрудничество.
— Насколько украинский регулятор оказался готовым реагировать на вызовы, продиктованные пандемией?
— С момента начала карантина Комитет проявил себя очень активно. Так, в связи с пандемией коронавируса COVID-19 АМКУ начал исследование рынка противовирусных лекарственных средств и осуществляет мероприятия по выявлению и предотвращению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции (в том числе касательно вопросов рекламы и ценообразования на противовирусные лекарственные средства, маски, дезинфекторы).
Комитет оперативно отреагировал на первые факты нарушений в сфере рекламы лекарственных средств, издав соответствующие рекомендации для их производителей, рекламных холдингов и украинских телеканалов. Также АМКУ были изданы рекомендации для крупнейших мобильных операторов касательно воздержания от поднятия цен на действующие тарифные планы.
В отношении ряда представителей рынка ритейла в Киеве АМКУ открыл дело о нарушении законодательства, которое на данный момент находится на этапе рассмотрения и сбора доказательств. Ответчикам вменяются ценовые злоупотребления. Несмотря на то что контроль за ценообразованием на рынках не входит в компетенцию АМКУ до тех пор, пока ценообразование не нарушает правила конкуренции, Комитет все еще остается одним из наиболее активных государственных органов, вовлеченных в данный процесс. На мой взгляд, это скорее минус, чем плюс, так как вовлечение в подобные, не свойственные конкурентному ведомству, вопросы только отвлекает ресурс Комитета и часто заканчивается в судах не в пользу самого Комитета. Думаю, что данная проблема будет существовать, пока в высоких кабинетах не перестанут воспринимать АМКУ как инструмент для «тушения пожаров» и набора дополнительных баллов в глазах граждан путем создания видимости борьбы за права потребителя. Основная задача конкурентного ведомства — быть арбитром и гарантом соблюдения честных правил конкуренции на рынке, вмешиваясь в конкурентную борьбу только в том случае, если эти правила нарушаются.
— Какие изменения в конкуренционном ландшафте и приоритетах украинского регулятора ожидаются в ближайшее время?
— Основным мировым трендом, и Украина здесь не исключение, является ограничение контактов и переход в онлайн. Не так давно Комитетом был поддержан данный тренд, когда заседания по обжалованию процедур публичных закупок проводились в онлайн-режиме.
Мы ожидаем, что Антимонопольный комитет Украины будет в большей степени вовлекаться в контроль за соблюдением правил конкуренции в сфере дистрибуции и e-commerce. Пока, к сожалению, практика АМКУ не столь богата, как у коллег в Европе и США, где вопросы ограничений в сфере e-commerce не сходят с повестки дня уже не первый год.
Горячим в Украине остается вопрос земельной реформы и контроля за сделками в данной сфере. Мы уже участвуем в ряде интересных сделок и ожидаем, что интенсивность будет только нарастать. Вместе с тем на данный момент не совсем понятно, какой государственный орган уполномочен осуществлять контроль за соблюдением субъектами хозяйствования предельных показателей касательно совокупных площадей владения землями сельскохозяйственного назначения, а также механизмы осуществления такого контроля. Первые попытки урегулировать этот вопрос уже имели место, однако так и не были отображены среди компетенций АМКУ.
Если рассуждать о «вечных» проблемах, то, безусловно, стоит вспомнить об уже не первый год ведущихся дискуссиях о необходимости «отвязки» продавца при определении необходимости обращения за разрешением на концентрацию. Исключение продавца из подсчета пороговых показателей является одним из наших обязательств по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Насколько мне известно, Комитет сейчас обсуждает возможные варианты формулировок данных изменений, и одной из последних версий является исключение показателей продавца в так называемых концентрациях foreign-to-foreign.
Мы также с интересом ожидаем предстоящие изменения в структуре АМКУ и появление в ней новых государственных уполномоченных, которые сфокусируются на работе в органе обжалования процедуры публичных закупок.
Резюмируя, приятно констатировать, что украинское конкурентное право, несмотря на имеющиеся проблемы и недостатки правоприменения, не стоит на месте и является достаточно динамичной отраслью.
Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…