Гарантийное обязательство — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 26-27 (1175-1176) » Гарантийное обязательство

Гарантийное обязательство

Рубрика Тема номера
«Основная задача конкурентного ведомства — быть арбитром и гарантом соблюдения честных правил конкуренции на рынке», — уверен Сергей Денисенко, партнер ЮФ Aequo
Сергей ДЕНИСЕНКО: «По ряду направлений, таких как фармацевтика, энергетика и ритейл, мы наблюдаем активизацию деятельности АМКУ»

«С момента начала карантина в связи с пандемией коронавируса COVID-19 Антимонопольный комитет Украины (АМКУ, Комитет) проявил себя очень активно», — констатирует Сергей Денисенко, партнер ЮФ Aequo. Он отмечает, что наряду с выдачей рекомендаций участникам отдельных рынков начато расследование в отношении возможных ценовых злоупотреблений ритейлеров в Киеве. В интервью «Юридической практике» г-н Денисенко рассказал, какие изменения в конкурентном ландшафте и приоритетах украинского регулятора произошли под влиянием карантина, как поменялась конкуренция на украинском рынке и с какими вопросами клиенты сейчас преимущественно обращаются к юристам по конкурентному праву.

— Как ваша фирма адаптировалась к работе в условиях карантина? Что стало основным вызовом?

— Основным вызовом для фирмы было и остается сохранение здоровья наших сотрудников и обеспечение работы офиса для наших клиентов в режиме 24/7 без ощутимых изменений. На данном этапе мы делаем все возможное, чтоб справиться и с первой, и со второй задачей. Режим удаленной работы, в котором продолжает функционировать часть офиса, не является для нас проблемой с точки зрения влияния на качество и сроки оказания услуг. Aequo изначально строила работу офиса таким образом, чтоб любой сотрудник имел возможность защищенного доступа к рабочим документам с любой точки мира.

Несмотря на это, боюсь, что самые тяжелые испытания еще впереди. Количество заболевших в стране и особенно в Киеве растет, люди привыкли жить с вирусом, а привычка, как известно, расслабляет. Именно поэтому мы не снижаем мер безопасности, ежедневно в офисе находится ограниченное число коллег, которым в конкретный день необходимо работать в офисе, а также минимальное количество административного персонала, обеспечивающее бесперебойность работы офиса. Остальные коллеги имеют возможность работать дома, не подвергая себя и наших клиентов лишнему риску.

 

— Изменился ли за время действия карантина спрос на услуги юристов по конкурентному праву? В каких сегментах практики?

— Наши объемы работ существенно не изменились по сравнению с докарантинным периодом. Прежде всего это связано с тем, что Антимонопольный комитет Украины продолжает работать в обычном режиме, более того, по ряду направлений, таких как ритейл, фармацевтика и энергетика, мы наблюдаем активизацию деятельности Комитета.

Добавляет работы недавно принятый закон № 466-IX, который повлек необходимость в осуществлении действий по реструктуризации своих корпоративных структур рядом игроков рынка. По данному направлению мы создали совместную налогово-антимонопольную группу, которая оперативно реагирует на запросы клиентов.

Справедливости ради следует отметить, что в первом полугодии наблюдается снижение количества международных сделок M&A, требующих получения разрешений на концентрацию в Украине. Однако в нашем случае данный сегмент услуг компенсировался интенсификацией заявлений на концентрацию с участием национальных компаний, с которыми у нас сложилось долгосрочное и продуктивное сотрудничество.

 

— Насколько украинский регулятор оказался готовым реагировать на вызовы, продиктованные пандемией?

— С момента начала карантина Комитет проявил себя очень активно. Так, в связи с пандемией коронавируса COVID-19 АМКУ начал исследование рынка противовирусных лекарственных средств и осуществляет мероприятия по выявлению и предотвращению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции (в том числе касательно вопросов рекламы и ценообразования на противовирусные лекарственные средства, маски, дезинфекторы).

Комитет оперативно отреагировал на первые факты нарушений в сфере рекламы лекарственных средств, издав соответствующие рекомендации для их производителей, рекламных холдингов и украинских телеканалов. Также АМКУ были изданы рекомендации для крупнейших мобильных операторов касательно воздержания от поднятия цен на действующие тарифные планы.

В отношении ряда представителей рынка ритейла в Киеве АМКУ открыл дело о нарушении законодательства, которое на данный момент находится на этапе рассмотрения и сбора доказательств. Ответчикам вменяются ценовые злоупотребления. Несмотря на то что контроль за ценообразованием на рынках не входит в компетенцию АМКУ до тех пор, пока ценообразование не нарушает правила конкуренции, Комитет все еще остается одним из наиболее активных государственных органов, вовлеченных в данный процесс. На мой взгляд, это скорее минус, чем плюс, так как вовлечение в подобные, не свойственные конкурентному ведомству, вопросы только отвлекает ресурс Комитета и часто заканчивается в судах не в пользу самого Комитета. Думаю, что данная проблема будет существовать, пока в высоких кабинетах не перестанут воспринимать АМКУ как инструмент для «тушения пожаров» и набора дополнительных баллов в глазах граждан путем создания видимости борьбы за права потребителя. Основная задача конкурентного ведомства — быть арбитром и гарантом соблюдения честных правил конкуренции на рынке, вмешиваясь в конкурентную борьбу только в том случае, если эти правила нарушаются.

Сергей ДЕНИСЕНКО: «Мы ожидаем, что Антимонопольный комитет Украины будет в большей степени вовлекаться в контроль за соблюдением правил конкуренции в сфере дистрибуции и e-commerce»

— Какие изменения в конкуренционном ландшафте и приоритетах украинского регулятора ожидаются в ближайшее время?

— Основным мировым трендом, и Украина здесь не исключение, является ограничение контактов и переход в онлайн. Не так давно Комитетом был поддержан данный тренд, когда заседания по обжалованию процедур публичных закупок проводились в онлайн-режиме.

Мы ожидаем, что Антимонопольный комитет Украины будет в большей степени вовлекаться в контроль за соблюдением правил конкуренции в сфере дистрибуции и e-commerce. Пока, к сожалению, практика АМКУ не столь богата, как у коллег в Европе и США, где вопросы ограничений в сфере e-commerce не сходят с повестки дня уже не первый год.

Горячим в Украине остается вопрос земельной реформы и контроля за сделками в данной сфере. Мы уже участвуем в ряде интересных сделок и ожидаем, что интенсивность будет только нарастать. Вместе с тем на данный момент не совсем понятно, какой государственный орган уполномочен осуществлять контроль за соблюдением субъектами хозяйствования предельных показателей касательно совокупных площадей владения землями сельскохозяйственного назначения, а также механизмы осуществления такого контроля. Первые попытки урегулировать этот вопрос уже имели место, однако так и не были отображены среди компетенций АМКУ.

Если рассуждать о «вечных» проблемах, то, безусловно, стоит вспомнить об уже не первый год ведущихся дискуссиях о необходимости «отвязки» продавца при определении необходимости обращения за разрешением на концентрацию. Исключение продавца из подсчета пороговых показателей является одним из наших обязательств по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Насколько мне известно, Комитет сейчас обсуждает возможные варианты формулировок данных изменений, и одной из последних версий является исключение показателей продавца в так называемых концентрациях foreign-to-foreign.

Мы также с интересом ожидаем предстоящие изменения в структуре АМКУ и появление в ней новых государственных уполномоченных, которые сфокусируются на работе в органе обжалования процедуры публичных закупок.

Резюмируя, приятно констатировать, что украинское конкурентное право, несмотря на имеющиеся проблемы и недостатки правоприменения, не стоит на месте и является достаточно динамичной отраслью.

 

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Системный сбой

Акцент

На ошибках мучатся

В фокусе: сплит

С 1 июля 2020 года регулятором небанковских финансовых учреждений стал НБУ

Государство и юристы

Законопроект №3485 поддержан Верховной Радой Украины в первом чтении и готовиться ко второму

Цель забот

Дайджест

Необходимая оборона — оправдание убийства?

Конспект

Неожиданный оборот

Новости

Новости из зала суда

Новости юридических фирм

Новости законодательства

Новости ЕСПЧ

Отрасли практики

Возразить по чтениям

Суррогатное материнство в Украине

Борьба с контрафактной и пиратской продукцией должна стать государственным приоритетом

Репортаж

Собирательный образ

Самое важное

Legal успеха

Ввернуть вспять

Судебная практика

Квалификация преступления по статье 369-2 УК Украины возможна и без примечания к ней

Мораторий на взыскание жилья запрещает и перерегистрацию права по ипотечной оговорке

Тема номера

Раскрыть сданные

Оспаривая решение АМКУ в суде, истец оспаривает квалификацию своих действий

Гарантийное обязательство

Разрешение на концентрацию выдается после оценки горизонтальных и вертикальных связей между объектом приобретения и другими активами покупателя

Комплексные процедуры

Установить согласие

Проведение антимонопольного due diligence

Частная практика

В новом амплуа

Центр повышения квалификации

Інші новини

PRAVO.UA