Французский акцент — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (1086) » Французский акцент

Французский акцент

Рубрика Тема номера
О налаживании бизнес-связей между Украиной и Францией рассказала адвокат Наталия Иваницкая
Наталия Иваницкая: «Успешная история франко-украинских отношений — это история с чистого листа»

О перспективах развития торговых экономических отношений между Украиной и Францией, проблемных вопросах и ключевых сферах взаимных бизнес-интересов, специфике французского рынка юридических услуг, востребованных практиках и особенностях доступа к нему иностранцев, а также о подходах к работе с французскими импортерами и их юристами «Юридической практике» рассказала украинский и французский адвокат Наталия Иваницкая, которая сейчас практикует в компании DE GAULLE FLEURANCE ET ASSOCIES (Париж).

— Наталия, каким был ваш путь во французскую адвокатуру?

— Мой путь во французскую адвокатуру начался четыре года назад, когда Тимур Бондарев и Сергей Шкляр, партнеры-учредители АО Arzinger, где я на тот момент работала старшим юристом практики конкурентного права, дали свое согласие на удаленный режим работы (в таком режиме я сотрудничала с Arzinger до начала 2017 года).

Изучение французского языка, две магистратуры по праву ЕС и по коммерческому праву, девять месяцев практики в адвокатской компании DE GAULLE FLEURANCE ET ASSOCIES, предложение о сотрудничестве, сдача экзаменов и, вуаля, присяга в Barreau de Paris (Адвокатская коллегия Парижа).

В промежутке был еще курс по экономанализу в King’s College of London.

В общем путь интересный и динамичный, но без поддержки моих близких друзей и семьи он был бы невозможен.

 

— Какие условия допуска иностранцев к юридической практике во Франции?

— Начнем с того, что вся частная юридическая практика, за небольшим исключением, охватывается адвокатской монополией. То есть для того чтобы оказывать юридические услуги, даже не связанные с судебным представительством, необходимо обладать статусом адвоката.

Для иностранцев, желающих пополнить ряды французской адвокатуры, есть несколько вариантов.

Во-первых, можно пройти национальную процедуру, условиями допуска к которой выступают эквивалентность образования и, конечно же, знание французского языка. Это подразумевает вступление в адвокатскую школу на основании жесткого отбора, где обучение длится около 18 месяцев вместе со стажировками и завершается выпускными экзаменами.

Во-вторых, существует несколько упрощенный путь для иностранных адвокатов. Адвокаты из стран, которые не входят в ЕС или ЕЭЗ (Европейскую экономическую зону), должны сдать четыре экзамена: по деонтологии, процедурам, гражданскому процессу и профильному предмету на выбор кандидата (уголовное, социальное или коммерческое право).

Иногда иностранные адвокаты предпочитают национальную процедуру, так как это позволяет им постепенно войти в профессию и иметь больше времени для подготовки к экзаменам.

Однако сдать экзамен — это всего лишь полдела, так как для вступления в адвокатскую коллегию необходимо либо уже иметь контракт о коллаборации (контракт о сотрудничестве) с адвокатским бюро, либо выбрать индивидуальную практику и подготовить для этого материальную базу.

 

— На какие юридические услуги существует спрос?

— Французский рынок юридических услуг следует за мировыми тенденциями: возрастает конкуренция, клиент становится все более знающим и требовательным.

Поэтому, наверное, все же целесообразно говорить о подходе, который доминирует в оказании услуг.

Все больше практикуются информатизация и внедрение legal tech в механизм предоставления услуг, а также пакетные решения в сотрудничестве с экспертами других профессий (по финансам, экономике, информационным
системам).

Таким образом, ценится оптимизирующий подход, предполагающий глубокое понимание бизнес-процессов клиента. Отсюда и присутствие индустриальной специфики в услугах, предлагаемых адвокатами.

Безусловно, актуальными сегодня являются все типы комплаенса: информационный, антикоррупционный, антимонопольный.

Наиболее востребованные прикладные отрасли — это новые технологии, энергетика и транспорт.

Судебная практика остается стабильно доходной во многом из-за высокого качества правосудия и невысоких судебных затрат.

 

— Что сейчас вы практикуете во Франции?

— В Украине моими основными практиками были антимонопольное право и судебное представительство. Во Франции череда счастливых совпадений привела меня в сферу банковской деятельности и инноваций в финансовых услугах, которые интересны следующим.

Во-первых, Brexit провоцирует значительное перемещение финансового бизнеса и fintech-компаний по другую сторону Ла-Манша, то есть в Париж.

Во-вторых, бизнес-модель, с которой клиент приходит к нам, имеет склонность меняться (иногда несколько раз) до ее окончательного внедрения. Это связано с выбором адекватного регулирования и конъюнктурой рынков в различных странах ЕС. Несмотря на то что европейское финансовое и банковское законодательство в значительной степени гармонизировано, что обеспечивает мобильность игроков рынка финансовых и банковских услуг, остается ряд вопросов, которые урегулированы исключительно на национальном уровне (к примеру, crowdfunding). Поэтому «монтаж» бизнес-модели похож на кубик Рубика: необходимо обеспечить совместимость с экономической целью и адаптацию к национальным особенностям. В-третьих, мы изначально должны охватить целый букет юридических вопросов, начиная с регулирования (максимально учитывая возможности мобильности финбизнеса в ЕС) и заканчивая совмещением технологии и комплаенса (например, блокчейн и требования Общего регламента защиты персональных данных (GDPR) и законодательства о противодействии отмыванию финансовых потоков).

 

— Насколько Франция интересна украинским юристам и наоборот?

— Думаю, что вопрос о взаимном интересе французских и украинских юристов стоит рассматривать в разрезе интересов бизнеса. А такой интерес есть. Адвокатам же стоит научиться эффективно работать друг с другом.

 

— Как в таком случае складываются бизнес-отношения между двумя государствами?

— Есть очень большой потенциал для двухстороннего торгово-экономического сотрудничества. Обе страны обладают серьезным интеллектуальным ресурсом, поэтому сфера инженерии и новых технологий — это Клондайк для синергии.

Агробизнес и энергетика — это то, чем Украина наиболее интересует Францию. Украина (прошу прощения за неоригинальность) должна предложить адекватные гарантии инвестиций.

С чем Украина может идти во Францию? Это агропродукты самого высокого качества, дизайн и мода (наша культурная дипмиссия существенно поддерживает это направление) и, конечно же, информационные технологии.

Стартапы европейского масштаба — почему нет? Франция применяет гибкое и рациональное регулирование, например, к ICO: украинскому бизнесу это может быть очень интересно.

 

— В чью пользу складывается торговый баланс? Есть ли перспективы изменения ситуации?

— Статистически в 2017 году был незначительный перевес на стороне Франции. Украинский экспорт сократился в части растительных и животных жиров. Что может изменить ситуацию? Более активная позиция украинского бизнеса, прежде всего агробизнеса, поиск новых партнеров и новых возможностей, готовность вести ответственный бизнес и стойкость к французской бюрократии.

 

— Есть ли проблемные вопросы торговых отношений между двумя странами?

— Основная проблема — это информационное поле в отношении Украины (его деформация или отсутствие). Необходимо качественное присутствие во французских средствах массовой информации и радикальное изменение коммуникации, которая вызовет интерес, а не сочувствие, воодушевление, а не недоумение, солидарность, а не непонимание… И здесь не идет речь о конкуренции с Россией, с которой у Франции крепкие культурные связи. Вовсе нет. Скорее наоборот. Успешная история франко-украинских отношений — это история с чистого листа, история об общих амбициях и ценностях.

 

— Возвращаясь к сотрудничеству украинских и французских юристов, скажите, какие здесь есть перспективы и особенности?

— Например, для сопровождения украинского экспортера и эффективной работы с французами у украинских адвокатов есть все условия. Это близость отдельных элементов правовой культуры и схожесть договорных практик. Главный принцип работы с договором по французскому праву, который стоит иметь в виду, — «смотри не на то, что написано в договоре, а на то, чего там нет».

Судиться во Франции можно очень эффективно. Есть ускоренные процедуры, которые позволяют при очевидном нарушении оперативно восстановить права и получить возмещение. Особенно хороши механизмы борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности: судьи не связаны формализмом и могут действительно предоставить эффективный способ защиты. Ну и самое приятное — это активное применение принципов права: добросовестности, разумности и т.д. Кроме того, для разрешения международных споров действует международная палата в апелляционном суде Парижа, в которой слушание может проходить на английском языке по ходатайству сторон. И в завершение — решение французского суда подлежит автоматической экзекватуре во всех странах ЕС.

Хочу также поделиться своими наблюдениями по поводу того, как стоит подойти к работе с французским импортером и его юристами. Прежде всего необходимо соблюдать дипломатию в общении и деликатность: дать время подумать, заранее согласовать время звонка (звонить без предварительной договоренности можно в двух случаях: если это вопрос жизни и смерти и если так условились изначально). При этом следует очень четко формулировать риски и убедиться, что ожидания французского клиента могут быть реализованы, если нет, то объяснить почему и убедиться, что клиент (его юристы) поняли именно то, что подразумевалось. Также нужно учитывать, что французы не всегда будут спорить и доказывать свою правоту — для экономии времени они могут просто сделать так, как считают нужным, и вас поставить (или не поставить) в известность. Поэтому необходимо периодически «сверять часы», деликатно, но настойчиво спрашивать, что думают французские партнеры по тому или иному поводу.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Суды второй дистанции

Государство и юристы

Финансовый плен

Документы и аналитика

Реструктуризировать толк

Книжная полка

Недопустимая операция

Конспект

Выяснение соотношений

Отрасли практики

Освобождение заложников

Раскрыть поступление

Загнать в угол

Спор из избы

Рабочий график

Карта событий

Резонанс

Защита прав интеллектуальной собственности: новый план таможенных действий ЕС

В Чехии нотариусами смогут стать юристы из любой страны Европейского Союза

Активы под угрозой

Самое важное

Бюджетная линия

Невидимый интерес

Четвертая часть

Образовательный курс

Судебная практика

Неокончание исполнительного производства после начала процедуры ликвидации должника является нарушением такой процедуры

Книжная палка

Не повод для тождества

В одном лице

Факторинг или цессия

Меры обеспечения должны быть приняты лишь в пределах исковых требований и быть соразмерными с ними

Суды защитили права ребенка на надлежащее материальное обеспечение

Большая Палата оставила в силе решение ВСЮ об увольнении судьи за нарушение присяги

Кратковременное взыскание в отношении заключенного не является бесчеловечным

Лишение БФ имущества ввиду неразберихи с госсобственностью после распада СССР привело к нарушению права собственности

Тема номера

Женщин и мужчин уравняли в правах на прохождение военной службы

В парламент поданы два законопроекта о местных выборах

Механизм комплектации АРМА за счет откомандированных кадров усовершенствуют

Военторг

Защитное устройство

Французский акцент

Торговые мерки

Частная практика

ЮФ Aequo выступила советником ЕБРР по вопросам предоставления обеспеченного кредита для группы компаний «Астарта»

ЮФ Asters консультирует VR Capital Group относительно приобретения доли в проекте солнечной электростанции

Верховный Суд оставил без изменений оправдательный приговор в отношении клиента ЮК EQUITY

ЮФ AVELLUM представила интересы гражданина Великобритании в споре о возвращении незаконно удерживаемого матерью ребенка в Англию

Первый посол

Миф, труд, май

«KPMG в Украине» расширила команду партнеров

Інші новини

PRAVO.UA