Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №20 (1064) » Фотостарт

Фотостарт

Украинские водители готовятся к старту работы института фиксации нарушений на фото и видео, успех которого во многом предопределяется качеством законодательной базы
Собственник авто не сможет ссылаться на то, что не он был за рулем, если тот, кто управлял автомобилем, не явится с оплаченным штрафом

В конце сентября сего года вступает в силу новый порядок рассмотрения дел об административных нарушениях правил дорожного движения. Фактически речь идет о «письмах счастья» — уведомлениях о привлечении к ответственности постфактум по почте, и это будет третья попытка ввести такую практику в Украине.

Первая была предпринята десять лет назад (в ноябре 2008 года), но с треском провалилась. Многие собственники транспортных средств (а именно они были адресатами штрафов) успешно обжаловали полученные постановления о начислении штрафов. Ключевыми аргументами в судах были следующие: отсутствие сертификации приборов, которыми измерялись показатели и фиксировались нарушения, вмешательство инспекторов в работу измерительных приборов, отсутствие доказательств, что именно собственник автомобиля управлял им в момент вменяемого нарушения, и, главное, необеспечение права на справедливый суд, возможности предоставить свои доводы, не достаточное изучение всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решений (личность нарушителя, его материальное положение и пр.). Второй раз к рассылке штрафов почтой готовились к сентябрю 2016 года, но тогда работу уличных камер наблюдения запустили только в тестовом режиме.

Сейчас, кажется, к вопросу подошли серьезно. Даже законодательные изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) еще раз внесли. И вероятно, что с 27 сентября с.г., когда нормы Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств» (Закон) вступят в силу, собственникам автомобилей надо будет чаще проверять почтовые ящики. Название Закона пусть не смущает читателя — ключевыми нормами проекта все же представляются изменения к КУоАП в части фиксации правонарушения процедуры рассмотрения дел о нарушениях, зафиксированных в автоматическом режиме.

Насколько они будут результативны, попробуем разобраться.

Итак, прежде всего предлагается новая редакция статьи 142 КУоАП, устанавливающей ответственность за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, а также за нарушения правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированные в режиме фотосъемки (видеозаписи).

По предписаниям обновленной нормы такую административную ответственность несет ответственное лицо — физическое лицо или руководитель (лицо, исполняющее обязанности руководителя) юридического лица, за которым зарегистрировано транспортное средство. При этом на случай, если собственник авто им не пользуется, Кодекс предусматривает, что ответственность может нести надлежащий пользователь — тот, в отношении которого в Единый государственный реестр транспортных средств (Реестр) внесены сведения. Порядок такого внесения информации должен быть утвержден правительством. Таким образом, собственникам автомобилей, переданных в пользование по доверенности, во избежание получения «писем счастья» надо будет указать данные о таком пользователе. Этот момент также будет интересен фискальной службе в контексте налогообложения бесплатного блага или проверки мнимости сделки о передаче автомобиля в пользование, которая по сути является куплей-продажей.

На случай нарушений, допущенных водителями автомобилей с иностранной регистрацией, новая норма предусматривает следующее: если транспортное средство зарегистрировано за пределами территории Украины и в соответствии с законодательством не подлежит государственной регистрации в Украине, к административной ответственности привлекается лицо, которое ввезло его на территорию Украины.

Ответственное лицо или лицо, которое ввезло транспортное средство на территорию Украины, освобождается от ответственности за административные правонарушения в случаях, предусмотренных статьей 2793 КУоАП (также изложенной в новой редакции).

В частности, для освобождения от ответственности ответственное лицо должно предоставить документ, подтверждающий, что до момента правонарушения транспортное средство выбыло из его владения вследствие противоправных действий других лиц, или имеет место противоправное использование другими лицами номерных знаков, принадлежащих его транспортному средству. Также ответственное лицо освобождается от ответственности, если лицо, управлявшее транспортным средством в момент нарушения, подаст заявление о предоставлении согласия на привлечение к админответственности и документ об уплате штрафа. Своего рода явка с повинной. Вместе с тем аргумент «я отдал автомобиль по доверенности» не будет служить основанием для освобождения от ответственности, если данные о надлежащем пользователе своевременно не внесены в Реестр.

Такое уведомление должно быть сделано в течение 20 дней с момента нарушения или получения постановления о привлечении к ответственности.

Фактически это означает презумпцию вины ответственного лица. И, наверное, в ней нет ничего плохого, если речь идет о мелких нарушениях. Главное, чтобы на практике она работала для всех. Но равенство перед законом в Украине часто действует лишь на бумаге.

Также статья 142 содержит примечание, уточняющее, что режим фотосъемки (видеозаписи) предусматривает осуществление уполномоченным должностным лицом фото-/видеофиксации обстоятельств нарушения правил остановки, стоянки или парковки транспортных средств, а именно: даты, времени (момента), места расположения транспортного средства по отношению к недвижимым объектам и/или географических координат, других признаков наличия состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса. При осуществлении фотосъемки обязательно наличие не менее двух изображений транспортного средства, полученных из разных или противоположных ракурсов, а в случае фиксации нарушения, заключающегося в неоплате стоимости услуг по пользованию площадкой для платной парковки в пределах населенного пункта, в котором не введена автоматизированная система контроля оплаты парковки, обязательным является наличие дополнительного изоб­ражения (изображений), фиксирующего отсутствие документа об оплате услуг по пользованию площадкой для платной парковки под лобовым стеклом транспортного средства.

При этом рассмотрение таких дел будет проходить по процедуре, установленной статьей 2791 КУоАП. Согласно ее требованиям, должностное лицо уполномоченного подразделения Национальной полиции или инспектор по парковке (инспектор) обязан установить ответственное лицо, для этого используются данные Реестра.

Если административное правонарушение касается нарушения правил остановки, стоянки, инспектор обязан разместить на лобовом стекле транспортного средства копию постановления о привлечении к административной ответственности (если технические возможности позволяют установить ответственное лицо на месте совершения правонарушения) или сообщение о привлечении к административной ответственности. Такое сообщение должно содержать сведения, предусмотренные частями 2–4 статьи 283 КУоАП, за исключением сведений о лице, в отношении которого рассматривается дело, а также информацию о порядке исполнения административного взыскания, в том числе реквизиты для уплаты штрафа.

Стоит обратить внимание, что в плане штрафов законодатель решил пойти от обратного, и вместо того чтобы пугать нарушителей удвоением суммы штрафа, не уплаченного в течение 15 дней, предоставил возможность заплатить на протяжении десяти дней лишь половину, что будет считаться исполнением взыскания в полном объеме.

Статья 2791 КУоАП, в новой редакции, прямо предусматривает, что постановление о наложении административного взыскания за правонарушение, зафиксированное в автоматическом режиме, может выноситься без участия лица, привлекаемого к административной ответственности. Информация об административных правонарушениях не позднее следующего рабочего дня со дня установления ответственного лица вносится в Реестр административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. При этом полицейские или инспекторы обязаны проверять, не дублируется ли правонарушение в Реестре и не привлекалось ли лицо к ответственности за него в общем порядке.

Постановление о наложении административного взыскания направляется ответственному лицу в течение трех дней со дня вынесения. Отметим, что собственники транспортных средств могут дать согласие на уведомление о рассмотрении вопросов о наложении административного взыскания по смс или электронной почте.

При этом постановление, помимо других обязательных реквизитов и информации, должно содержать сведения об адресе сайта в сети интернет, на котором лицо может ознакомиться с изображением или видеозаписью транспортного средства в момент совершения административного правонарушения, идентификатор для доступа к указанной информации и порядок освобождения от административной ответственности. Такие постановления могут быть обжалованы в судебном порядке в районном, районном в городе, городском или горрайонном суде в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины, с учетом особенностей, установленных КУоАП.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Самое важное

Обходной путь

Государство и юристы

Верно поданный

Государство и юристы

Новости законотворчества

Ответственность за незаконную продажу билетов на футбольные матчи

Зарегистрирован законопроект, регламентирующий права бывших заложников

Государство и юристы

Исполнительный подход

Фотостарт

Слепо вверить

Киберэтика

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предусматривается создание Единого государственного реестра судебных экспертиз

Деловая практика

Рекомендательная участь

Новости из Евросуда

Судебная практика

Решение о передаче детей на усыновление в целях их безопасности не содержит нарушения права на уважение к семейной жизни

Выход журналиста за рамки критики и оправдание терроризма не означает, что вмешательство в его право на свободу выражения было необходимым

ВС высказался по вопросу подсудности дела о нарушении в интернете

ВС мотивировал образцовое решение о выдаче справки органами прокуратуры

Новости из-за рубежа

Тема номера

Суд ЕС высказался о выдворении иностранцев — родственников граждан ЕС

Создан арбитражный суд по вопросам искусства

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo признана самой инновационной юридической фирмой года в Украине по версии IFLR Europe Awards 2018

Spenser & Kauffmann подвели итоги стипендиального конкурса в сфере International Corporate and Tax Structuring

Asters — советник Nestlе по антимонопольному праву относительно двух сделок общей стоимостью более 5 млрд долл. США

Interlegal дважды в рамках одного дела взыскал долг для клиента

Kinstellar — юридический советник Marriott по вопросам открытия отеля Aloft Kiev

Отрасли практики

Спасти и сохранить

Знак допроса

Придать норму

Административное задание

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Дополнить ряды

На перспективу

Первые прошли

Судебная практика

Выжать все сроки

Не оправдала ожидания

Оценочное суждение

Судебная практика

Судебные решения

Опубликование планов-графиков документальных плановых проверок возможно лишь относительно проверокна 2018 год

Судебная практика

Проблемы подсудности

Судебная практика

Судебные решения

О привлечении к админответственности за нарушение правил перемещения автомобиля через границу в таможенном режиме «транзит»

Тема номера

Спориться — дело

Поисковая операция

Спорный запрос

Возвращение строптивого

Прямая наводка

Взять на баланс

Частная практика

Поймать кадр

Публичное выступление

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: