О необходимости проведения на Украине конституционной реформы говорят уже давно. Особенно активно эта идея обсуждается в преддверии парламентских или президентских выборов, но, как правило, дальше предвыборных обещаний дело не доходит: шутка ли, отважиться поменять законодательную «библию», по которой страна живет более 17 лет и которая является основой для всей нормотворческой базы? Вряд ли такое намерение можно назвать популярным, особенно если учесть сложность процедуры внесения изменений в Конституцию и перманентный политический кризис в законодательном органе страны.
Переломным моментом в этом вопросе стало создание Президентом Украины весной прошлого года Конституционной ассамблеи, органа, в стенах которого по замыслу главы государства и должна была «родиться» новая Конституция. Но на деле все получилось несколько иначе. Первые ласточки конституционной реформы — законопроект относительно внесения изменений в статью 98 Конституции (изменения касаются расширения компетенции Счетной палаты), который, к слову, уже был принят в качестве закона, и законопроект об усилении гарантий независимости судей — «прилетели» в здание под куполом из здания по соседству — Администрации Президента. В этом нет ничего удивительного — в один голос твердили эксперты, ведь Ассамблея создана в качестве совещательного органа при Президенте, и последнему виднее, как проводить нормотворческую работу над созданием новой конституционной реальности.
О том, что Ассамблеей в вопросе реформирования Основного Закона отведена лишь церемониальная роль, стало понятно в ходе третьего пленарного заседания этого органа (состоялось 6 декабря 2012 года). Тогда в присутствии представителей Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) советник Президента Андрей Портнов представил законодательную инициативу, направленную на усовершенствование конституционного регулирования деятельности судебной системы, которая была создана вне стен Конституционной ассамблеи. Напомним, что впоследствии этот документ был направлен на экспертизу в Европейскую комиссию, после чего внесен в парламент и предварительно одобрен народными депутатами. Правда, в свете последних событий, связанных со сменой внешнеполитического вектора Украины, дальнейшая судьба этого документа достаточно сомнительна. Ведь эта инициатива, как и многие другие, принятые законодателями в последнее время, имеет ярко выраженную европейскую окраску, а будет ли Украина и в дальнейшем в вопросах реформирования судебной власти придерживаться западного курса, пока не ясно.
Более того, непонятно, в каком формате сейчас работает Ассамблея, и работает ли вообще. Если в прошлом году этот орган за пять месяцев работы провел три пленарных заседания, то в нынешнем — всего одно, 21 июня с.г., и его от журналистов попытались засекретить. Отметим, что наша газета была в числе тех немногочисленных изданий, которым все же удалось присутствовать на этом мероприятии и получить принятый тогда за основу проект концепции внесения изменений в Конституцию, текст которого большинство членов Ассамблеи решили не обнародовать. Тогда было принято решение продолжить работу над усовершенствованием этого проекта, чтобы уже в сентябре с.г. обобщить все поступившие замечания и предложения и принять концепцию реформирования в целом. Но прошел сентябрь, завершился октябрь, уже близится к окончанию ноябрь, а вестей от Конституционной ассамблеи все нет.
Не помог прояснить ситуацию и официальный сайт Ассамблеи: никакой информации о предстоящем заседании на нем не размещено. Правда, с его помощью все же можно составить представление о том, чем занимались члены этого органа в последние полгода. Так, согласно размещенным на сайте решениям координационного бюро, после принятия за основу указанного проекта концепции была создана рабочая группа, которая должна была до 15 октября с.г. подготовить доработанный документ для рассмотрения на пленарном заседании Ассамблеи. Правда, уже из самого «свежего» решения становится понятно: работа над усовершенствованием документа продолжилась до 8 ноября.
Чем занимается Конституционная ассамблея сейчас, «ЮП» поинтересовалась у заместителя председателя этого органа, директора Института государства и права имени В.М. Корецкого Юрия Шемшученко. Он рассказал, что в ближайшее время планируется провести последнее заседание рабочей группы, в состав которой он входит лично, и завершить работу по усовершенствованию проекта концепции. По словам г-на Шемшученко, рабочая группа на протяжении всего этого периода собиралась много раз, на ее заседаниях постоянно велись дискуссии, поскольку замечаний и предложений было очень много, и они касались всех разделов Основного Закона. «Наша работа была плодотворной», — уверяет он, добавляя, что ближайшее заседание Ассамблеи может состояться уже в декабре с.г. Г-н Шемшученко уверен, что члены Ассамблеи создадут хорошую «научную модель» реформирования Основного Закона, но что с ней будет в дальнейшем, прогнозировать не берется.
Не уверен в дальнейшей судьбе плодов работы Конституционной ассамблеи и другой представитель этого органа, судья Конституционного Суда в отставке Николай Козюбра. По его убеждению, когда доработанный проект концепции реформирования Основного Закона будет внесен на рассмотрение Конституционной ассамблеи, дискуссия по поводу предложенных изменений будет серьезной. Г-н Козюбра сомневается в том, что в результате конституционная реформа будет доведена до конца. «Чем все завершится — сложно сказать», — признается он, намекая на то, что в конечном итоге все будет зависеть от наличия пресловутой политической воли.
Будет ли последняя? — интересуемся у первого заместителя председателя комитета Верховного Совета по вопросам правой политики Виктора Швеца. «Я уверен в том, что необходимость принятия новой редакции Конституции после подписания в г. Вильнюсе соглашения об ассоциации с ЕС станет абсолютно очевидной и необходимой. Было бы правильней, чтобы этот вопрос взял под свою опеку парламент: чтобы народные депутаты создали специальную временную комиссию по подготовке соответствующего законопроекта. Безусловно, к этой работе необходимо привлечь и представителей общественности, ученых, практиков», — выразил убеждение народный депутат. Вместе с тем он обратил внимание на сложность процедуры внесения изменений в Конституцию, поэтому констатировал: реализовать предлагаемые изменения можно будет только после проведения очередных выборов президента (должны состояться в 2015 году).
Следует отметить, что с г-ном Швецом мы общались, еще не зная о том, что буквально на следующий день Кабинет Министров примет решение, которое кардинально изменит внешнеполитический курс Украины. В свете последних событий становится очевидно: в ближайшее время у отечественных законодателей руки до конституционной реформы точно не дойдут. Следовательно, и Конституционной ассамблеи торопиться с принятием концепции не стоит.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…