Продолжая адаптацию национального законодательства к стандартам ЕС, Украина обновляет механизмы финансового мониторинга. 28 апреля 2020 года вступает в силу новая редакция Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» № 361-IX от 6 декабря 2019 года (Закон). Этим нормативным актом в национальное законодательство имплементируются нормы Директивы (ЕС) 2015/849 «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма» и норм Регламента (ЕС) 2015/847 «Об информации, сопровождающей денежные переводы».
Среди основных новаций Закона отметим увеличение пороговой суммы финансовых операций, подлежащих мониторингу, с одновременным сокращением количества признаков таких операций. Кроме того, внедряется риск-ориентированный подход субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) к проведению проверки своих клиентов, усовершенствуются процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных собственников (контролеров), финмониторинг распространяется в том числе на виртуальные активы.
Новые пороги
Пороговая сумма финансовой операции повышается до 400 тыс. грн (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и/или азартных игр, — 30 тыс. грн). Сейчас она составляет 150 тыс. грн. При этом перечень критериев, при которых о соответствующей операции следует обязательно информировать Госфинмониторинг, сокращается с 17 до четырех. В первую очередь в Законе указаны зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), которое не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, либо одной из сторон — участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции). Под мониторинг попадают также финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и/или лиц, связанных с политически значимыми лицами; финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом Министров Украины к офшорным зонам); финансовые операции с наличностью (внесение, перевод, получение средств). В отношении возможного мониторинга всех остальных операций решение может приниматься, исходя из риск-ориентированных подходов того или иного СПФМ.
Операции с криптоактивами
Система финансового мониторинга будет распространяться в том числе на диджитал-сферу. В числе субъектов первичного финансового мониторинга значатся поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, под которыми, согласно приведенному в Законе определению, понимается «цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или переводить и которое может использоваться для платежных или инвестиционных целей». Это определение охватывает в том числе криптовалюты. Под «поставщиком услуг» для целей финмониторинга понимается любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее один или несколько следующих видов деятельности и/или операций для другого физического и/или юридического лица или от его имени: обмен виртуальных активов; перевод виртуальных активов; хранение и/или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы; участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением эмитента и/или продажей виртуальных активов. Устанавливается что надлежащая проверка клиента должна быть проведена при осуществлении финансовой операции с виртуальным активом на сумму 30 тыс. грн и более.
Объем действий при осуществлении надлежащей проверки должен определяться субъектом первичного финансового мониторинга с учетом риск-профиля клиента: уровня риска, цели деловых отношений, суммы осуществляемых операций, регулярности или продолжительности деловых отношений. К примеру, в наиболее простом варианте — перевод в пределах Украины с использованием электронных платежных средств, электронных денег, виртуальных активов на сумму, не превышающую 30 тыс. грн в эквиваленте, должен сопровождаться как минимум номером счета / электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода) / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования и номером счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования, а при отсутствии счета / электронного кошелька — уникальным учетным номером финансовой операции.
Риск-ориентирование и надлежащие проверки
Среди основных принципов предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, отметим применение риск-ориентированного подхода во время проведения финансового мониторинга. Это предполагает возможность каждого СПФМ самостоятельно устанавливать уровни риска для разных клиентов и операций — с учетом национальной оценки рисков и рекомендаций субъектов государственного финансового мониторинга. Во внимание должны, в частности, приниматься риски, связанные с клиентами, местом их регистрации или учреждениями, через которые они осуществляют передачу (получение) активов, видом товаров и услуг, способом предоставления (получения) услуг.
Концепция надлежащей проверки предписывает СПФМ проводить на постоянной основе мероприятия, направленные на идентификацию и верификацию клиента (его представителя), установление конечного бенефициарного владельца клиента или его отсутствия, в том числе получение структуры собственности с целью ее понимания, и данных, позволяющих установить конечного бенефициарного владельца, и принятие мер по его верификации (при наличии), установление (понимание) цели и характера будущих деловых отношений или осуществления финансовой операции; а также проводить на постоянной основе мониторинг деловых отношений и финансовых операций клиента, осуществляемых в процессе таких отношений, с целью установления соответствия таких финансовых операций имеющейся у субъекта первичного финансового мониторинга информации о клиенте, его деятельности и рисках (в том числе об источнике средств, связанных с финансовыми операциями, при необходимости), обеспечения актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте. В Законе детально прописаны основания и порядок проведения надлежащей проверки, а также случаи проведения усиленной проверки. К примеру, СПФМ обязан, насколько это возможно, проводить анализ и изучение оснований и целей всех финансовых операций, которые являются сложными, большими, проведены необычным способом и\или не имеют очевидной или законной цели. Что именно считать «подозрительным», СПФМ будет определять, исходя из собственного риск-ориентированного подхода.
Хотя в Законе и сказано, что риск-ориентированный подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности субъекта первичного финансового мониторинга, нельзя исключить стремление СПФМ подстраховаться и обезопасить себя от возможных претензий со стороны регулятора, ведь в новом Законе размер штрафных санкций существенно повышается.
Алексей НАСАДЮК • «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…