Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 6 » Форматировать риск

Форматировать риск

Рубрика Акцент
Как меняются подходы к определению рисковых операций согласно новой редакции закона о финмониторинге
Новая редакция Закона регулирует в том числе осуществление финмониторинга относительно операций с виртуальными активами

Продолжая адаптацию национального законодательства к стандартам ЕС, Украина обновляет механизмы финансового мониторинга. 28 апреля 2020 года вступает в силу новая редакция Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» № 361-IX от 6 декабря 2019 года (Закон). Этим нормативным актом в национальное законодательство имплементируются нормы Директивы (ЕС) 2015/849 «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма» и норм Регламента (ЕС) 2015/847 «Об информации, сопровождающей денежные переводы».

Среди основных новаций Закона отметим увеличение пороговой суммы финансовых операций, подлежащих мониторингу, с одновременным сокращением количества признаков таких операций. Кроме того, внедряется риск-ориентированный подход субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) к проведению проверки своих клиентов, усовершенствуются процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных собственников (контролеров), финмониторинг распространяется в том числе на виртуальные активы.

Новые пороги

Пороговая сумма финансовой операции повышается до 400 тыс. грн (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и/или азартных игр, — 30 тыс. грн). Сейчас она составляет 150 тыс. грн. При этом перечень критериев, при которых о соответствующей операции следует обязательно информировать Госфинмониторинг, сокращается с 17 до четырех. В первую очередь в Законе указаны зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), которое не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, либо одной из сторон — участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции). Под мониторинг попадают также финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и/или лиц, связанных с политически значимыми лицами; финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом Министров Украины к офшорным зонам); финансовые операции с наличностью (внесение, перевод, получение средств). В отношении возможного мониторинга всех остальных операций решение может приниматься, исходя из риск-ориентированных подходов того или иного СПФМ.

Операции с криптоактивами

Система финансового мониторинга будет распространяться в том числе на ди­джитал-сферу. В числе субъектов первичного финансового мониторинга значатся поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, под которыми, согласно приведенному в Законе определению, понимается «цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или переводить и которое может использоваться для платежных или инвестиционных целей». Это определение охватывает в том числе криптовалюты. Под «поставщиком услуг» для целей финмониторинга понимается любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее один или несколько следующих видов деятельности и/или операций для другого физического и/или юридического лица или от его имени: обмен виртуальных активов; перевод виртуальных активов; хранение и/или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы; участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением эмитента и/или продажей виртуальных активов. Устанавливается что надлежащая проверка клиента должна быть проведена при осуществлении финансовой операции с виртуальным активом на сумму 30 тыс. грн и более.

Объем действий при осуществлении надлежащей проверки должен определяться субъектом первичного финансового мониторинга с учетом риск-профиля клиента: уровня риска, цели деловых отношений, суммы осуществляемых операций, регулярности или продолжительности деловых отношений. К примеру, в наиболее простом варианте — перевод в пределах Украины с использованием электронных платежных средств, электронных денег, виртуальных активов на сумму, не превышающую 30 тыс. грн в эквиваленте, должен сопровождаться как минимум номером счета / электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода) / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования и номером счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования, а при отсутствии счета / электронного кошелька — уникальным учетным номером финансовой операции.

Риск-ориентирование  и надлежащие проверки

Среди основных принципов предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, отметим применение риск-ориентированного подхода во время проведения финансового мониторинга. Это предполагает возможность каждого СПФМ самостоятельно устанавливать уровни риска для разных клиентов и операций — с учетом национальной оценки рисков и рекомендаций субъектов государственного финансового мониторинга. Во внимание должны, в частности, приниматься риски, связанные с клиентами, местом их регистрации или учреждениями, через которые они осуществляют передачу (получение) активов, видом товаров и услуг, способом предоставления (получения) услуг.

Концепция надлежащей проверки предписывает СПФМ проводить на постоянной основе мероприятия, направленные на идентификацию и верификацию клиента (его представителя), установление конечного бенефициарного владельца клиента или его отсутствия, в том числе получение структуры собственности с целью ее понимания, и данных, позволяющих установить конечного бенефициарного владельца, и принятие мер по его верификации (при наличии), установление (понимание) цели и характера будущих деловых отношений или осуществления финансовой операции; а также проводить на постоянной основе мониторинг деловых отношений и финансовых операций клиента, осуществляемых в процессе таких отношений, с целью установления соответствия таких финансовых операций имеющейся у субъекта первичного финансового мониторинга информации о клиенте, его деятельности и рисках (в том числе об источнике средств, связанных с финансовыми операциями, при необходимости), обеспечения актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте. В Законе детально прописаны основания и порядок проведения надлежащей проверки, а также случаи проведения усиленной проверки. К примеру, СПФМ обязан, насколько это возможно, проводить анализ и изучение оснований и целей всех финансовых операций, которые являются сложными, большими, проведены необычным способом и\или не имеют очевидной или законной цели. Что именно считать «подозрительным», СПФМ будет определять, исходя из собственного риск-ориентированного подхода.

Хотя в Законе и сказано, что риск-ориентированный подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности субъекта первичного финансового мониторинга, нельзя исключить стремление СПФМ подстраховаться и обезопасить себя от возможных претензий со стороны регулятора, ведь в новом Законе размер штрафных санкций существенно повышается.

Алексей НАСАДЮК • «Юридическая практика»

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Акцент

Форматировать риск

Финансовые обязательства

Государство и юристы

Капли камень точат

Ум, часть и совесть

По стойке СМИрно

Налоговая реформация

Карта событий

Новости

Спорт

Культура

Карта событий

Новости юридических фирм

Вне конкуренции

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Отрасли практики

Закрытый клуб

Заземленный выход

Репортаж

Банковские тайны

Самое важное

Спрос и продолжение

Не отказать в Совете

Миг тесен

Бизнес-показатели

Судебная практика

Железнодорожная санкция

Сроки по ставке

Судебные решения

Об особенностях обжалования решений государственной исполнительной службы

Суд обязан привлечь защитника для осуществления защиты обвиняемого, удаленного из зала судебного заседания

Вопрос о снятии ареста с имущества наследодателя, препятствующего оформлению наследства, рассматривается в рамках гражданского судопроизводства

Тема номера

Правила по ведению

Участковый инспектор

Частная практика

Декларация о доходах

Победный счет

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: